Официальная метеорология предсказывать погоду на такой долгий срок не берётся - точность подобных прогнозов составляет не более 60 процентов. Однако заверениям Гончарова приходится верить, ведь они, как оказалось, сбываются.
О группе ростовских синоптиков, разработавших свой уникальный метод предсказания погоды, «Аиф на Дону» узнали ещё весной. Однако тогда писать о них мы не решились: слишком фантастическим казался сам факт того, что лишь с помощью анализа погоды давно минувших дней и вспышек на Солнце можно точно определить, какой будет погода в конкретный день на год вперёд.
«А вы проверьте сами», - сказали тогда авторы идеи, передав нам прогноз погоды в донской столице на лето и осень нынешнего года.
В течение четырёх месяцев мы ежедневно сверяли текущую погодную сводку с прогнозом Гончарова и его товарищей. Когда же оказалось, что большая часть редакции предпочитает выбирать гардероб на завтра не по обещаниям Гидрометцентра, а в соответствии с графиком «синоптиков-любителей», мы поняли: пора кричать «Эврика!»
Уникальный метод
Впрочем, любителями авторов метода вряд ли можно назвать. Сам Гончаров и его коллега Александр Иошпа в прошлом военные метеорологи, в течение многих лет занимались прогнозированием погоды для Вооружённых Сил страны. Принимавший активное участие в разработке методики и отвечавший за юридическую сторону дела Пётр Иванков много лет преподавал технические дисциплины в знаменитом РАУ. Не говоря уж о докторе математических наук Дмитрии Безуглове, у которого уникальных изобретений и патентов воз и маленькая тележка.
В чём же суть их идеи?
- Методов прогнозирования погоды на вооружении синоптиков немало, так что велосипеда мы не изобретали, - делятся профессиональными тонкостями разработчики. - Лишь сделали упор на одном из них - статистическом. Дело в том, что в природе существует закономерная цикличность. Причём повторяются не только периоды солнечной активности, но и периоды холода, тепла, засухи. «Случайностей в природе не бывает, человеку надо лишь внимательно наблюдать за тем, что вокруг него происходит», - об этом говорил ещё великий учёный Вернадский. Так что мы проанализировали эту цикличность и на её основе составили свой прогноз.
Для начала энтузиасты перелопатили архивы синоптических карт, начав аж с 1873 года, когда на Дону стали вестись наблюдения за погодой. Чтобы сделать свой метод более точным, кроме восьми обязательных параметров (температура, направление ветра, влажность и т.д.), прибавили наблюдения за солнечной активностью и прозрачностью атмосферы. На последнем этапе к проекту подключился Дмитрий Безуглов. Математик создал компьютерную программу, сведя воедино все полученные данные. Таким образом появился уникальный метод, позволивший составлять детальный прогноз погоды на период от суток до года. Причём он так просто воплощается графически, что любой дилетант от метеорологии, увидев график, может чётко для себя определить, к примеру, покупать ли в будущем году «сплит», либо запасаться буржуйкой.
Нет метеоролога в своём Отечестве
Патент на изобретение авторская группа получила ещё в 1995 году. Однако практического применения их детище до сегодняшнего момента так и не нашло, хотя изобретатели обращались во многие ведомства и службы, где подобный долгосрочный прогноз мог бы сослужить добрую службу. А меж тем благодаря своему методу они за год предсказали и небывалую жару лета 2010-го, и прошлую суровую и затяжную зиму, оставившую жителей Дона практически без весны. Но, как говорится, нет пророка в своём Отечестве - альтернативная метеорология в отличие от медицины законами не прописана и во внимание не принимается.
Однако на государственную метеослужбу дотошные синоптики-исследователи в общем не в обиде:
- Существует один серьёзный момент- несовместимость методик оценки прогнозов, которые применяются в Росгидромете, и наших. В этом и риски всей нашей деятельности.
Но инициаторы нового подхода в метеорологии надежды не теряют, стараясь довести до совершенства своё ноу-хау:
- Если бы мы делали прогноз со стопроцентной достоверностью, то тогда бы всем стало ясно, что наша методика на сегодняшний момент лучшая. Но, увы, такую гарантию даже, наверное, сам Господь Бог дать не может. Поэтому стремимся, чтобы погрешность долгосрочного прогноза составляла не более 10 - 15%».