Некоторые опрошенные нами эксперты предположили (а иные и настаивали): климат на Дону будет всё более жарким, сухим, зимы - всё более мягкими. Однако другие призывают критически относиться к теории «глобального потепления».
Дискуссии эти значимы ещё и потому, что поднимают очень важные вопросы: какой в будущем должна быть экономика области? Стоит ли делать ставку на выращивание зерновых или надо переходить на виноград, садоводство, рис или на... апельсины? Как строить жильё - с прицелом на то, что зим скоро не станет, или же рассчитывая, что они будут более суровыми? Мы дали слово нескольким экспертам.
Берегитесь донского лета
В прошлом году прогноз изменения донского климата в обозримой перспективе (от 2020 года и до 2050-го) дали сотрудники Санкт-Петербургской геофизической обсерватории им. Воейкова.
Они пришли к выводу, что «средняя температура воздуха в течение XXI века продолжит повышаться». Возрастёт продолжительность «волн тепла» (проще говоря, жары), уменьшатся длительность и интенсивность «волн холода», морозных суток станет меньше.
С одной стороны, это хорошо: энергоресурсов для отопления домов к середине столетия понадобится на 14 -20% меньше, чем сейчас. Однако куда больше придётся тратить на кондиционирование, охлаждение помещений, ресурсов понадобится на 40-60% больше.
В целом климат станет значительно суше, в первую очередь летом. Будут продолжительнее засухи, что аукнется падением урожайности зерновых, «более ранним и интенсивным выгоранием пастбищ». Неизбежно понадобятся резервные мощности для охлаждения блоков АЭС, ТЭС и прочего.
Рекордный зной и уникум-ливень
Учёные предупреждают: дать гарантированный прогноз невозможно, он имеет лишь вероятностный характер.
О превышении температурных норм и засухах АиФ-Ростов поговорил с метеорологом.
«Для меня всё же очевидно, что налицо потепление. Хотя вместе с тем нельзя забывать, что у погоды и прежде были капризы, - говорит начальник отдела гидрометобеспечения Ростовского Гидрометцентра Виктория АНТОНЕНКО. - Скажем, первая декада ноября выдалась на Дону непривычно тёплой. Однако исторические максимумы не побиты. В 1932 году в Зимовниках в начале ноябре было зафиксировано +26,2 - июньская теплынь! В 1926-м в Константиновске в ноябре было +24,7».
- Виктория Григорьевна, ростовские метеорологи главным показателем того, что климат меняется, теплеет, называют такой факт: за полвека среднегодовая температура воздуха выросла на Дону на полтора градуса. В среднем на сутки увеличились «непрерывные периоды жарких дней» летом.
- Но есть и другие факты. Скажем, в последние годы среднемесячные температуры очень часто выше климатической нормы. А если в какой-то месяц они ниже, то, как правило, несущественно. Вот в прошлом году ниже нормы средняя температура воздуха была только в феврале и марте. То есть они были в среднем холоднее обычного. Всё же остальные месяцы были на 2-3 градуса теплее норм.
В этом году картина та же. Ниже норм температура была только в сентябре-октябре. Причём октябрь выдался холоднее среднестатистического несущественно - лишь на 0,3 градуса.
- Апофеозом потепления принято называть лето 2010 года. Согласны?
- То лето действительно было аномально жарким - кто бы спорил. Температурные рекорды были побиты на 55% территории области - и на севере, и в центральных районах, и в Ростове, в Таганроге. Ещё и нехарактерно долгой была продолжительность установившейся жаркой погоды - она держалась 30-36 дней, в зависимости от территории области.
- Вот вы упомянули: ещё один показатель того, что климат меняется, - участились нетипичные природные явления.
- Я бы даже сказала: глобальное потепление, как полагают учёные, тянет за собой рост количества опасных природных явлений.
Почему? Видимо, меняются привычные процессы, формирующие погоду, потому и растёт количество необычных природных явлений. Это, конечно, может вызвать проблемы.
На Дону пример совершенно нетипичного явления - сильнейший дождь, который накрыл Ростов в октябре. Он был уникален, подобного на Дону никогда не наблюдали. Такие ливни характерны у нас для лета. Историческим максимумом суточного количества осадков в октябре был один из дней в 1929 году. Тогда за сутки выпало 49 миллиметров осадков. У нас же в этот раз за 4 часа на Ростов обрушилось 59 миллиметров, а за сутки - 80!
Правда, к ущербу это привело и потому, что у нас ливнёвки, дренажи толком не работали, вода скапливалась.
Есть и другие показатели повышения температуры - скажем, засухи: атмосферные, почвенные, суховеи. Это и недобор осадков, который мы наблюдаем. Однако сказать, продолжатся или нет теперешние тенденции, я не могу: для этого нужны более детальные исследования.
Впереди нас ждут морозы
Зав. отделом изучения экстремальных природных явлений и техногенных катастроф ЮНЦ РАН, помощник председателя ЮНЦ РАН по экспедиционной работе кандидат биологических наук Олег СТЕПАНЬЯН уверен, что вполне ощутимое похолодание может быть не за горами.
«Более того, истерия по поводу глобального потепления, мне кажется, сознательно нагнетается из-за рубежа. Причина - геоэкономические, геополитические цели», - считает он.
«Мы - в Межледниковье»
- Олег Владимирович, вы сказали, что являетесь противником теории глобального потепления.
- Да. Хотя, возможно, неверно категорично говорить и о глобальном похолодании. Пока оправданно можно вести речь лишь о глобальном изменении климата.
Что до потеплений... Все средние температуры - это всегда что-то среднее по больнице! Есть разносторонние векторы в сегодняшних погодных изменениях. Да, в целом, видимо, температура растёт. Но в некоторых районах, территориях этого может и не происходить.
Более того, мы вообще не до конца знаем, что происходит на всей планете. Скажем, Западная Европа насыщена метеостанциями, а вот в горном Китае их практически и нет. Что там творится? В России сеть метеостанций в 90-х годах сократилась вдвое, если не больше. В придачу они привязаны к более-менее крупным населённым пунктам. А ведь есть «тепловой эффект» городов - там в среднем температура всегда на два градуса выше (работают котельные, ходит транспорт и т.д.). Это прекрасно видно по Ростову. Бывает, здесь слякоть, а выезжаешь за город - в полях лежит снег. Всегда ли на это делается поправка? Однако главное даже не в этом.
- А в чём же?
- То, что есть цикличность климата - это непреложный факт. Так вот, ещё в 20-30-е годы прошлого века было установлено (это известно во всём мире!): есть так называемый цикл ледниковых периодов, от пика холода до следующего примерно 20 тыс. лет. Сейчас мы уже ближе к очередному похолоданию. Оно может произойти в течение ближайших двух тысяч лет.
Скажем, 18 тысяч лет назад языки ледника доходили до уровня теперешней Вёшенской, у нас было что-то вроде лесотундры, бродили шерстистые носороги, мамонты. Их у нас и сейчас раскапывают. Конечно, для человечества это огромный срок, но понятно и то, что холодать будет постепенно.
Известны и другие циклы. Один из них - 250-400 лет между малыми ледниковыми периодами. Скажем, в Европе в 17-м веке разразился дикий холод, Темза много лет подряд замерзала... Скажу даже больше. Недавно наши московские коллеги, сотрудники Академии наук, сделали математическую модель, из которой следует: значительное похолодание может произойти уже в ближайшие 100 лет.
Климат - оружие?
- Вы упомянули, что есть признаки, которые уже говорят о начавшемся похолодании.
- Возможно. Но они могут свидетельствовать и о том, что наша климатическая система в действительности очень устойчива.
Например, в прошлом году много шумихи было из-за таяния льдов в Арктике. За одно только прошлое лето растаяло почти 40% ледового покрова. Но! В этом году природа уже не просто взяла своё. На севере наступила очень ранняя чрезвычайно суровая зима. За несколько месяцев наросло 60% ледового покрова. Льда в Арктике теперь в полтора раза больше, чем было в прошлом году.
Второй признак как раз суровая зима. В Мурманске уже в начале сентября сугробы стояли по уши. К слову, академик РАН Геннадий Григорьевич Матишов первым озвучил закономерность, которая имеет много подтверждений: когда на севере страны суровая и ранняя зима, на юге - поздняя и достаточно тёплая. В этом году на Дону мы прогнозируем тоже тёплую зиму. Наконец, работы о том, что упала температура Гольфстрима, который согревает север Европы, - тоже вода на мельницу похолодания.
- Вот вы сказали: беря на вооружение рекомендации климатологов, надо быть осторожными. Почему?
- Мы призываем к одному: надо слышать разные голоса. Споры о климате уже не просто научные диспуты, они переходят в практическую плоскость. Скажем, на основе выводов сотрудников обсерватории Воейкова Высшая школа экономики подготовила для Ростовской области более детальные рекомендации. Среди них сокращение посевов зерновых, переход на виноградарство, чуть ли не совет апельсины сажать. Но мы призываем относиться к рекомендациям осторожно, выслушать разные точки зрения, а потом принимать решение. Тем более, что, оказавшись беззащитными перед холодом, мы можем очень пострадать. Или другой пример. С Запада нас призывают не делать ледоколы, а США и Канада наращивают свой ледовый флот. Где же логика?
Вообще уже есть классический пример. В конце 80-х - начале 90-х разразилась истерия из-за истончения озонового слоя. Появились исследования по поводу того, что озоновый слой уничтожается фреоном. Страны поверили, производство фреона (газа, который используют в холодильниках, кондиционерах) закрыли. А выиграл от этого американский химконцерн, который к тому моменту как раз разработал альтернативное фреону вещество.
А вскоре выяснилось: толщина озонового слоя то больше, то меньше. Так было всегда - это естественный процесс, от фреона не зависящий. Потому климат - один из инструментов в коммерческих войнах.
Как чудила осень на Дону
Минувшая осень далеко не первая на Дону, когда погода «выкидывала коленца».
Абсолютные максимумы t:
- сентябрь 2010 года. На Дону стояла аномальная жара. 1 сентября в Ростове столбик термометра показывал +38,1. Над раскалённым асфальтом стояло 40-градусное пекло
- октябрь 1988 года. Температуры - на уровне июня-июля. 6 октября синоптики зафиксировали в Ростове +31,6
- ноябрь 1932 года. Человек из будущего, оказавшись в то время на Дону, посчитал бы, что на дворе ранняя осень. 2 ноября ростовчанки ходили в блузочках с коротким рукавом, в платьях. На дворе было +25
Абсолютные минимумы t:
- сентябрь 1916 года. Согревали... надежды на бабье лето. 30 сентября столбик термометра замер на –4,6
- октябрь 1912 года. 29 октября стоял приличный морозец - –10,4
- ноябрь 1931 года. Закутывались как могли. 20 ноября столбик термометра опустился до почти –24. Забавно, что ровно через год природа отыгралась: на смену прошлой непривычно холодной пришла аномально тёплая осень 1932 года. 2 ноября было, напомним, +25!