...Первое, что увидела на входе в Ростовский ботанический сад - грейдер, старательно гребущий снег с дороги на обочины.
...Пока разговариваем с директором сада Игорем Бондаревым, у него беспрестанно звонит мобильник. Очередному звонящему он объясняет: мол, к приезду губернатора всё подготовлено - собак попрятали, дороги почистили благодаря Администрации Железнодорожного района, которая дала грейдер и пескоструйку.
Дыры заткнули тряпками
На прошлой неделе «ботаника» оказалась в центре скандала. Когда ударили морозы, в центральной оранжерее, находящейся в бедственном состоянии, стали замерзать растения. Причём осенью сотрудники вынесли многие растения в другие оранжереи и к себе в кабинеты. Иначе потери были бы ещё больше.
В конце концов вмешалась мэрия Ростова. В «ботанику» отправили спасателей МЧС, которые залепили самые большие дыры в стеклянной крыше оранжереи строительной пеной. В четверг в сад приехал губернатор.
...Пока мы с заведующей отделом субтропических и тропических растений Ириной Жегуловой идём по дорожке к оранжерее, она с горечью рассказывает: то же, что сейчас, творится почти каждую зиму. Поэтому ежегодно коллекция тает. Причины просты - оранжереи построены ещё в 1950-х годах. Металлические конструкции проржавели, в прорехи дует. В придачу в 1995 году оранжерею неудачно отремонтировали. Стеклянную крышу «посадили» не на пластиковое основание, а прямо на бетон. При перепаде температур стёкла лопаются и осыпаются.
Да, по осени дыры в крыше стараются стеклить. Но оранжерея высокая - до 23 метров. Чтобы застеклить прорехи наверху, нужны специалисты-верхолазы. На их услуги у сада денег нет.
Когда стукнули нынешние морозы и подул ветер, стёкла посыпались. Рабочие сада полезли затыкать дыры тряпками, какими-то старыми халатами, скомканными кульками. Хотя трубы отопления горячие, тепла не хватает. Входим в оранжерею. По ней стелется дым. Стоит мангал, в нём горят дрова. Сотрудники пилят в парках сада сухие деревья, рубят и ими топят. Небольшие растения закутаны в мешковину.
...Ирина Жегулова берётся за большие почерневшие листья фикуса. Над её головой стелется лоза, с неё свисают сухие листья - это всё, что осталось от легенды оранжереи - «тетрастигмы Вуанье» (разновидности лиан), которой было не меньше полвека. Обморожено несколько очень редких пальм - «энцефаляртос», «замия», «саговник».
- Мы за них очень переживаем. Они ж у нас в единственном экземпляре, - чуть не плачет Жегулова.
Идём дальше. Она указывает вверх - на почерневшую вершину деревца с блестящими листьями. Оно одно из восьми оставшихся растений, переданных саду в 1953 году Германией по репарации. У деревца сложное название - «псидиум Кеттли». Если оно погибнет, «могикан» останется семь.
...Обморожена примерно десятая часть обитателей оранжереи. Погибли они или всё же выкарабкаются, будет ясно через месяц: растения либо выпустят почки, либо нет.
Без перемен
Впрочем, как справедливо говорит Игорь Бондарев, «беда с оранжереей - отражение того, что происходит с садом в целом». Напомним, полгода назад «ботаника» была в центре другого скандала. Была вероятность, что часть сада отдадут под застройку. Более двух тысяч ростовчан подписали письмо к губернатору с просьбой вступиться за сад, «спасти его от ножа бульдозера», стали в пикет в центре Ростова. В итоге федеральный Фонд содействия жилищному строительству официально заявил, что не рассматривает сад для застройки. Тогда же заговорили о многолетней беде - жутком состоянии сада. В 90-х годах в нём разворовали водопровод, фонари, теплицу, водонапорную башню. С тех пор прошло 15 лет, но здесь по сей день толком нет воды, уличного освещения, сад не огорожен, дороги разбиты, парки с ценными растениями заросли. В прошлом году проводились многочисленные совещания, где обсуждались пути приведения сада в порядок.
За полгода ничего не изменилось. Теперь перемены связывают с визитом в минувший четверг губернатора Василия Голубева.
- Он поручил Игорю Александровичу Гуськову совместно с нами составить список первоочередных мер по спасению сада. Затем всеми сторонами - областью, городом, Южным федеральным университетом будет прорабатываться механизм того, как это сделать, - рассказал Игорь Бондарев.
...Если и на этот раз до дела так и не дойдёт, через пару лет спасать, как говорят сотрудники, будет нечего.