На Дону более 6100 всевозможных ресторанов, кафе, баров, столовых и закусочных. Открытая и закрытая сеть общественного питания, а это около 270 тыс. посадочных мест, может одновременно накормить, скажем, всё население города Таганрога.
С 2008 года в Ростовской области в рамках программы по защите прав потребителей начали проводить независимые экспертизы и сравнительные исследования различных продуктов питания, товаров и услуг. Попали в список «экзаменуемых» и донские предприятия общепита.
- Эта сфера у нас одна из самых важных, - считает директор Департамента потребительского рынка Ростовской области Андрей ИВАНОВ. - Санитарно-гигиенические нарушения, слава Богу, нечасто приводят к массовым отравлениям. Но встречаются сплошь и рядом. И каждый год на этот рынок приходят новые игроки, поэтому объекты быстрого питания требуют особого внимания...
Контрольная закупка
В популярные заведения Ростова представители и эксперты департамента приходят под видом обычных посетителей: наблюдают за работой поваров, официантов и буфетчиков, просят предоставить сертификаты качества и безопасности продуктов, которые вправе потребовать любой клиент, и заказывают блюда на вынос - для лабораторных исследований.
- В сентябре наши сотрудники побывали в 10 популярных заведениях фаст-фуда. На пробу брали сэндвичи и салаты из свежих овощей. Результаты, прямо скажем, не радуют, - продолжает Иванов. - К примеру, оказалось, что в «Макдональдсе» продаются просроченные салаты. В закусочной «MC Wings» сырые овощи и зелень вообще не моют, персонал не соблюдает правил личной гигиены, нарушаются условия хранения продуктов, а документы, подтверждающие качество и безопасность пищевого сырья, в принципе отсутствуют. В заведениях «Ташир», «Бургер Кинг» и «Бакави Вкусно» таковых документов нам тоже не предоставили.
Как правило, больше всего нареканий к санитарно-гигиеническому состоянию помещений. Часто персонал работает либо вообще без униформы, либо в сильно загрязнённой. В одной и той же одежде проводят уборку и готовят пищу, что недопустимо. Сотрудники общепита на раздаче одновременно принимают деньги и этими же руками отпускают готовую продукцию. Более того, в некоторых заведениях им даже негде помыть руки. По заявлению руководства «Бургер Кинг», вместо перчаток сотрудники используют антисептик, что действующим законодательством не предусмотрено.
- Недобросовестные предприниматели не предоставляют потребителям необходимую информацию, - добавляет Иванов. - Как театр начинается с вешалки, так и любое заведение начинается с вывески, где не всегда указывается режим работы и кто осуществляет деятельность на этом предприятии, его ИНН, юридический адрес. Отсутствует и уголок потребителя с номерами телефонов, по которым человек может пожаловаться руководству или в контролирующие службы.
Жадина-говядина
В попытках сэкономить донские рестораторы идут на разные хитрости: продукты либо недокладывают, либо заменяют на более дешёвые. Так, в закусочной «MC Wings» вместо листьев салата подают капусту. В продукции еще трёх предприятий - «Fortunato pizza», «Бургер Кинг», «Сбарро» специалисты нашли грубые нарушения указанной в меню или в прейскуранте рецептуры. В ряде заведений вместо судака приносят минтай, а говядину подменяют свининой. Кое-где гостей обвешивают почти в два раза. Так, по пути на стол четырёхсотграммовый стейк из лосося, заказанный экспертами в «Ассорти», усох на 130 граммов. А самым жадным поваром стал сотрудник ресторана «Пинта»: при заказе шашлычков из свинины вместо 250 г, указанных в меню, вес порции составил 114 г. Но и это не самое страшное.
- Недопустимо опасный уровень по микробиологическим показателям готовой и поданной посетителям продукции зафиксирован в 5 из 10 осмотренных предприятий, а именно: «МсWings», «Ташир», «Бакави Вкусно», «KFC», «Макдоналдс». Причина - грязные руки, инвентарь, посуда и плохо промытые сырые продукты, - говорит Андрей Иванов.
Более того, исследования двухлетней давности показали, что фирменный ингредиент некоторых ростовских поваров - кишечная палочка. Говяжий шпик, стейк из лосося, свиные шашлычки - опасную бактерию обнаружили в мясе, рыбе и птице в ресторанах «Ассорти», «Осака», «Добрый Эль», «Иль Патио», «Ёлки-палки» и «Алиса». А ещё в Ростове на каждом углу рестораны с японской кухней, где готовят суши и роллы. Свежая океанская рыба, да ещё и за такую маленькую цену - возможно ли это?
- У нас повальное увлечение японской кухней, а её качество оставляет желать лучшего, - разводит руками Иванов. - В суши и роллах мы не всегда едим те продукты, за которые их выдают. Эта рыба долго находится в пути и неоднократно подвергается заморозке. В этом году мы планируем обратить внимание на рестораны японской кухни и, скорее всего, найдём там немало нарушений...
Проглотили и забыли
- Обязаны ли горе-рестораторы предпринимать какие-либо меры после ваших экспертиз?
- Мы неконтролирующий орган, - объясняет Иванов. - Но вся информация направляется владельцам предприятий, и, как правило, мы получаем обратную связь. Кто-то соглашается с результатами, кто-то нет. Были случаи, когда нас чуть ли не обвиняли в коммерческом заказе конкурентов. А судиться никто не осмеливается: когда мы показываем предпринимателям результаты исследований из лаборатории, в которой они проводились, вопросов не остаётся. Бизнес боится огласки. Такая антиреклама пугает похлеще, чем визит инспектора и штрафы. При нынешней конкуренции так называемые репутационные издержки обходятся гораздо дороже.
- Каким образом реагирует на ваши исследования Роспотребнадзор?
- Если ситуация некритическая, т.е. нет массового отравления, проверку проведут плановую. А это значит, о ней будет известно заранее. Естественно, к тому моменту предприятие отмоется до блеска, а партию негодного мяса, уже, возможно, съедят. Дело в том, что сегодня в контрольной деятельности образовался некий вакуум. Потому что уполномоченные органы буквально связаны по рукам 294-м федеральным законом: предприятия малого бизнеса они могут проверять не менее чем через 3 года после его регистрации, не чаще, чем раз в 3 года, и только по согласованию с прокуратурой. Малый бизнес от этого, конечно, выигрывает. Представьте: ежегодно у нас открывается огромное количество летних кафе. Отработали сезон - и след их простыл. И получается, что за это время их ни разу не проверяли. Более того, по закону порядок их деятельности носит уведомительный характер. Чтобы, скажем, открыть закусочную с блинчиками, достаточно зарегистрироваться как ИП и направить уведомление в Роспотребнадзор. Недобросовестные предприниматели злоупотребляют этой свободой...