Однако даже высокие цены не всегда гарантируют высокое качество блюд. Чем грешит ростовский общепит, в ходе независимых исследований выясняли эксперты Департамента потребительского рынка.
Жадность повара сгубила
По пути на стол четырёхсотграммовый стейк из лосося, заказанный в «Ассорти», усох на 130 граммов. Такая метаморфоза для ростовских кафе - дело обычное. Помимо «Ассорти», на обмане попались семь из десяти проверенных заведений - «Мама Пицца», «Осака», «Добрый Эль», «Пинта», «Ёлки-палки», «Иль Патио» и «Алиса». В некоторых из них гостей обвешивают почти в два раза. Победителями в неофициальной номинации «Самый жадный повар» стали сотрудники ресторана «Пинта»: при заказе шашлычков из свинины вместо 250 г, указанных в меню, вес порции составил 114 г.
Впрочем, недовес не самое страшное. Нередко в тарелке может оказаться совсем не то, что вы заказывали. Помимо обвеса, в попытках сэкономить донские рестораторы идут на разные хитрости.
Если вместо прованских томатов на тарелке оказались помидоры, купленные в соседнем супермаркете, неискушённый клиент вряд ли почувствует разницу. А вот когда вместо судака по-немецки вам приносят минтай, а говядину подменяют свининой - это уже не просто надувательство.
- Несоответствие меню - серьёзное нарушение прав потребителя, - поясняет начальник отдела координации сферы услуг Департамента потребительского рынка Татьяна Русанова. - Есть масса причин, по которым человек просто не может есть тот или иной продукт.
Ёлки-палки!
Результаты исследований показали, что фирменный ингредиент некоторых ростовских поваров - кишечная палочка.
Говяжий шпик, стейк из лосося, свиные шашлычки - опасную бактерию в ходе независимого исследования обнаружили в мясе, рыбе и птице. Под видом обычных посетителей еду заказывали сотрудники Департамента потребительского рынка. Пробы аналогичных блюд, взятых в десяти сетевых ресторанах, были помещены в специальные контейнеры и отправлены в лабораторию. По результатам исследований бактерии, всерьёз угрожающие здоровью, были обнаружены в ресторанах «Ассорти», «Осака», «Добрый Эль», «Иль Патио», «Ёлки-палки» и «Алиса».
Результаты экспертизы были переданы в Роспотребнадзор, однако пока никакие меры к хозяевам кафе не приняты.
- Нашей задачей было привлечь внимание к проблеме, - говорит Татьяна Русанова. - Пока ростовских рестораторов не особенно беспокоит репутация: на результаты экспертизы так никто и не откликнулся, видимо, не боятся потерять клиентов. А вот потребители, скорее всего, задумаются, стоит ли идти в то или иное кафе, и тем самым накажут нарушителей рублём.
Куда и как жаловаться?
Валерий Гуревич, юрист:
- Если вы отравились в ресторане, главное не терять времени. Сразу же вызывайте «скорую», чтобы врачи могли зафиксировать факт отравления. А с выпиской из истории болезни - прямиком в Роспотребнадзор. Сложность заключается в том, что пострадавший может пролежать в больнице не одну неделю. К моменту выписки ту партию мяса, из-за которой произошло отравление, уже просто могут съесть.
Сумма, которую можно потребовать от неблагополучного ресторана, складывается из двух частей. Во-первых, вам обязаны возместить все расходы, которые были потрачены на медикаменты, работу адвоката, санаторное лечение и т.д. Кроме того, сюда включаются потерянные из-за нетрудоспособности заработки. А вот сумма так называемого морального ущерба зависит только от того, насколько человек любит себя. Впрочем, размер компенсации определит суд.
Опасной может быть не только ресторанная еда
В рамках исследований Департамента потребительского рынка эксперты проводили закупку продуктов питания и оценивали их на соответствие ГОСТам и ТУ. Неутешительный вывод независимых экспертиз: информация на этикетке товара зачастую не соответствует действительности, а известная марка и фирменная упаковка качество товара не гарантируют.
Названию «Докторская колбаса» соответствовали лишь три из десяти взятых образцов. Не соответствующими по микробиологическим показателям, а следовательно, опасными для здоровья оказались «Генеральские колбасы» из Саратовской области и «Докторская» из Подмосковья. Среди молочных продуктов требованиям безопасности не соответствуют сметана фирмы «Благода», «Снеда» и молоко 2,5% «Кубанский хуторок».
Кстати
Меню, согласно ГОСТам, печатается, а не пишется от руки и заверяется руководителем. В описании блюд должны быть указаны их выходной вес, состав с перечислением всех ингредиентов, калорийность и содержание белков, жиров и углеводов.