aif.ru counter
3511

Что делать, когда вам продали протухшие продукты?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 36. "Аргументы и Факты" на Дону 08/09/2013

Томаты с плесенью...

С 2008 года на Дону в рамках программ по защите прав потребителей начали проводить независимые экспертизы, а также сравнительные исследования некоторых продуктов, промтоваров, услуг.

- Поначалу более 70%, сейчас чуть менее 50% из них и посвящены исследованию качества и безопасности продовольствия, - рассказал Андрей ИВАНОВ, глава Департамента потребительского рынка области.

О результатах некоторых экспертиз, о том, приняты ли какие-то меры по их следам, мы и расспросили его.

- В целом результаты оптимистичными никак не назовёшь. Ведь за эти шесть лет НЕ БЫЛО категории продуктов, к которой бы у нас не возникало ни единой претензии, - констатирует Иванов.

В частности, больше всего нареканий к мясным полуфабрикатам, к рыбе.

- Прежде всего замороженной, - продолжает Иванов. - Типичное нарушение: завышение веса за счёт избытка ледяной глазури. А также сегодня на рынке огромное количество спредов, которые изготавливаются с растительными жирами, но продаются под видом сливочного масла. Причём в ход идут зачастую далеко не лучшие жиры. А меньше всего нареканий, пожалуй, к сырам.

Между тем в последние годы экспертизы наделали немало шуму. Например, за истекший, 2012 год на Дону под эгидой департамента выборочно исследовали десяток наименований продуктов: колбасу «Докторская», молоко, сливочное и шоколадное масло, мороженое, сметану, рыбные пресервы, мороженые полуфабрикаты, мёд и шоколад. Результаты и впрямь не радуют. Так, в отношении 80% колбас (в 8 палках из 10!) эксперты констатировали: мяса туда производитель не доложил. Увеличение веса за счёт влаги, крахмала обнаружилось в 9 палках из 10. В двух выявили несоответствие по микробиологии (другими словами, в полной мере безопасными такие колбасы уже не назовёшь). Касалось это колбасы из села Генеральское Саратовской области и посёлка Малаховка-Овражки Подмосковья. Хотя эксперты и сделали оговорку: виной могли стать и грубые нарушения при хранении. Один из образцов молока - 2,5%-ный «Кубанский хуторок» назвали без обиняков опасным (опять же из-за несоответствия по микробиологии). В двух других пакетах был зафиксирован обман потребителя. Ведь в молоке, кроме молочного, был и... растительный жир: в пакете «Кубанская бурёнка», 3,5%, и «Простоквашино», 3,2%. Трём упаковкам сметаны отказали в праве так именоваться (сметанный продукт с растительным жиром «Альпийская коровка», 15%, эксперты и вовсе причислили лишь к... молокосодержащим продуктам). В две шоколадки из десяти производители не доложили какао; в пяти пакетах фасованной кулинарии - пельменях, фаршированном перце и пр. нашли кишечную палочку.

В этом году под эгидой департамента пока исследовали лишь две разновидности продуктов - кетчупы и маринованные, а также солёные овощи. Впереди - изучение глазированных сырков, молочных детских сухих смесей и т.д. Однако нарекания уже есть.

- Например, купленные экспертами зелёные бочковые помидоры в гипермаркете «Ашан», произведённые ООО «Долгая жизнь» Ростова, продавались с плесенью, - говорит Иванов. - Что до кетчупов, в двух образцах из десяти эксперты уже выявили консерванты, хотя на упаковках они указаны не были.

Подбить итоги экспертиз этого года в департаменте обещают к концу осени.

А что в итоге?

Проводить такие экспертизы в департаменте в своё время начали не только из-за жалоб, но и из-за... весьма либерального законодательства.

- Сегодня наше предпринимательское сообщество работает по 294-му федеральному закону, который ограничивает права контролирующих органов, - пояснил Андрей Иванов. - Согласно ему тот же Роспотребнадзор провести плановую проверку предприятий, торговой сети вправе лишь раз в три года. О дате проверки он обязан заранее оповестить на своём сайте. Сделано это, может, и с благой целью - способствовать развитию бизнеса, согласно расхожей фразе «не кошмарить» его. Однако в итоге эффект внезапности пропал. И этим пользуются недобросовестные предприятия и торговцы.

Однако и это не всё. Да, исследования под эгидой департамента проводятся, однако так и остался открытым главный вопрос: есть ли гарантия, что в итоге ситуация на прилавках коренным образом меняется?

- Я хочу подчеркнуть: мы не контролирующий орган, - объяснил Андрей Иванов. - Да, мы оповещаем о результатах производителя товара, где найдены нарушения, магазине, где этот продукт продавался. Выкладываем данные на сайте, собираем пресс-конференции. На мой взгляд, бизнес больше всего боится огласки, а не того, что представители Роспотребнадзора по-тихому выйдут и выпишут штраф. После оглашения некоторых экспертиз к нам приезжали делегации от заводов-производителей, птицефабрик и т.д. Помню заявления работников «Ставропольского бройлера»: «В нашей курице сальмонелл быть не может!» (а мы года три назад её обнаружили). Однако на все обвинения (мол, мы подорвали их деловую репутацию) отвечаем: «В суд идём?» Они говорят: нет. Ни одно из заключений наших экспертов за эти 6 лет не оспорено.

- Обязаны ли производители, магазины принять меры после ваших экспертиз?

- Чётко это в законе не оговорено. Это их добрая воля. Однако большая половина компаний (прежде всего крупных, с именем), как правило, всегда отзываются. Многие потом сообщают: мол, нашли поставщика некачественного сырья, какого-то виновного сотрудника, ужесточили контроль.

Порой мы повторно исследуем «проштрафившиеся» товары, и зачастую (надо отдать должное) прежних нарушений уже нет.

- Отправляете ли вы данные в контролирующие органы?

- Безусловно. Точнее, сделать это обязаны непосредственно исполнители услуг (экспертные центры, которые и ведут исследования). Да, экстренные меры всегда принимаются, если есть угроза жизни и здоровью. Когда в прошлом году в партии детских книжек мы нашли яд формальдегид, дело было возбуждено прокуратурой. Типография и продавец оштрафованы, тираж изъят. Но отчитываться обо всех мерах перед нами не обязаны.

В департаменте смогли показать ответы от контролирующих органов (Роспотребнадзора и пр.) лишь по части экспертиз. Скажем, Роспотребнадзор по Алтайскому краю в ответ сам исследовал образец мороженого местного предприятия ООО «Алтайхолод» (оно продавалось и на Дону). В нём нашли «фальсификацию жирами немолочного происхождения». Предприятие хотят оштрафовать.

Мы направили официальный запрос в Донской Роспотребнадзор, попросив сообщить о мерах, принятых по результатам экспертиз департамента. Оттуда за ответами отправили в... департамент.

Приходите, когда отравитесь...

...Из лотка с салатом оливье Батайского ИП пахнуло настолько жутко, что сомнений в том, что продукт давно испортился, не оставалось.

Да и наструганное сверху яйцо с каким-то подозрительным серым налётом говорило о том же. Хотя выбитая на этикетке дата изготовления сообщала: дескать, салатик-то сегодняшний, совсем свежий.

Этот салат корреспондент «АиФ на Дону» взяла с полки в «Магните» в Ростове, на Пушкинской, 46. Когда мы вернулись в магазин, менеджеру достаточно было понюхать лоток, чтобы не задавать уточняющих вопросов. Деньги в ту же секунду вернули, объяснив: мол, салаты этого поставщика магазин закупил впервые.

...А спустя пару дней тухлый запах пошёл уже от жареного стейка форели, купленного в ростовском «Зелёном перекрёстке» (на углу Горького и Будённовского).

- Да это специи так пахнут, - уныло пыталась переубедить зав. секцией. Но пробовать рыбу не рискнула.

- Я даже не знаю, как такое могло получиться. Перенюхала все остальные куски, они нормальные, - спешно позвонив на следующее утро, сообщила начальник готовой кулинарии магазина Оксана Красова. – Однако, чтобы не рисковать, мы всю партию рыбы выкинули. Повару объявлен строгий выговор, его лишили премии.Деньги нам вернули.

А ещё в тот же день на правах обычных граждан мы позвонили в донской Роспотребнадзор. Там сообщили, что в таких случаях можно и потребовать возврата денег, и оставить в жалобной книге магазина запись:

- По закону магазин обязан провести расследование по вашей жалобе и сообщить вам о принятых мерах. Напишите жалобу и нам. Как скоро мы её рассмотрим? По закону в течение 30 дней. Вашей рыбы мы к тому времени, разумеется, не найдём! Её раскупят или выкинут. Но, возможно, проверим свежесть других продуктов. Беспокоитесь, что другие люди несвежее купят? Экстренные меры принимаются только по пищевым отравлениям и инфекциям, остальные - позже.

Вместо рыбы - вода...

Потребительские экспертизы продуктов проводятся и администрациями некоторых населённых пунктов области.

- В этом году мы провели уже 16 экспертиз и в шести обнаружили нестандартные пробы, - посетовала начальник Отдела потребительского рынка товаров, услуг и защиты прав потребителей Волгодонска Анна ВАСИЛЕНКО.

Так, в партии турецких огурцов урожая этого года, купленных экспертами в гипермаркете «Семейный», нитратов оказалось... в 5 с лишним раз выше нормы. Масса водяной глазури на замороженном филе тилапии, минтая и пангасиуса (были приобретены в торговом павильоне «Золотая рыбка») составили от 25% до 42% массы продукта.

- Хотя по нормативам на глазурь должно приходиться максимум 5% от веса продукта, - поясняет Анна Василенко. - Люди платили в значительной мере за воду, а не за рыбу.

Претензии возникли и к консервированному кальмару («Кальмар натуральный шинкованный», производитель - ООО «Компания «Консервы»), куплены в магазине «Фикс Прайс»).

- При том, что по ГОСТу масса кальмара должна составлять не менее 50% содержимого, на него пришлось лишь 40%, - продолжает Анна Андреевна.

Результаты экспертиз, как она пояснила, были направлены в Роспотребнадзор. В итоге с реализации сняты 64 банки консервов кальмара, мяса цыплёнка (к нему тоже были претензии), 365 кг мороженой рыбы.

- Что до огурцов, магазин ответил: «На складе данной продукции уже нет, а имеющаяся отвечает всем требованиям», - сказала Анна Василенко. - Но сейчас по всем шести эпизодам мы готовим на продавцов иск в суд. Ведь эти товары продавались, кто-то их купил...

Бить рублём!

Под силу ли потребителю самому бороться с недобросовестным продавцом или производителем? «Как минимум, с продавцом - да», - считают в общественной организации Таганрогская лига потребителей.

- Да, таких случаев мало. Стоит продукт относительно недорого, и большинство людей не хотят затеваться с судебным разбирательством, - пояснил руководитель организации Николай МИРВОДА.

Но прецеденты всё же есть. Скажем, осенью позапрошлого года за помощью в лигу обратилась таганроженка, купившая в магазине ЗАО «Тандер» три упаковки мороженого полуфабриката «Люля-кебаб экстра». Покупка обошлась ей в 242 руб. 70 коп. А придя домой, она обнаружила: срок годности продукта истёк почти за две недели до того. Она пошла в магазин, но вернуть деньги там отказались.

С помощью лиги женщина подала в суд. И не только вернула отданные за продукт деньги, но и получила от магазина компенсацию морального вреда - тысячу рублей.

В октябре 2011-го в Таганроге обсуждали массовое отравление в местном ресторане «РИС». Лига помогла шестерым пострадавшим горожанам через суд не только вернуть себе стоимость блюд, уложивших их на больничную койку, но и получить от ресторана компенсацию морального вреда - по 20 тыс. рублей.

...А ещё в последние годы в лиге, подавая иски от имени потребителей, ежегодно выигрывают в суде 250 - 300 (!) дел против недобросовестных торговцев, которые или не могут своевременно предоставить всю информацию о товаре, или продают просроченные продукты.

Сомневаетесь? Не берите!

На что имеет смысл обращать внимание, выбирая продукты:

на срок годности и дату изготовления. Но есть нюансы. Скажем, на палке колбасы может быть указана дата изготовления. А рядом в магазине наклеят чек... с датой упаковывания. Это не одно и то же!

тем более вчитайтесь, если речь о скоропортящихся продуктах. Например, мясной фарш, как пояснили в региональном Центре стандартизации, может по нормам храниться не дольше 24 часов, если выработан на мясоперерабатывающем предприятии. И не дольше 12, если его приготовили в магазине;

броский штамп «Без холестерина», как поясняют в Департаменте потребительского рынка, может являться лишь рекламным слоганом. Иногда он размещается на продуктах, в которых по определению не может быть холестерина, - для привлечения дополнительного внимания. Например, его НЕТ ни в одном растительном масле, так как холестерин - продукт животного происхождения. Если же эта надпись стоит на упаковке сливочного масла, внутри не масло, а спред. Как правило, такие продукты высококалорийны и содержат трансжиры;

обезжиренный, объясняют в департаменте, ещё не значит низкокалорийный. Калорийность и вкусовые качества часто добираются за счёт добавления сахара. Изучите состав продукта: если сахар стоит на первом или втором месте в списке, такой продукт нельзя назвать полезным;

если вы поклонник базарного сливочного масла, не спешите засовывать понравившийся кусок в сумку. Попросите его разрезать. Бывает, что недобросовестные торговцы лишь... облепливают маслом ком обычного маргарина;

покупая сметану, в Центре стандартизации рекомендуют вчитаться в этикетку. Если на ней указано, что продукт сделан из сливок восстановленных или рекомбинированных, это означает, что использовались сухие смеси. Желательно выбирать с надписью «с использованием закваски»: она богата молочно-кислыми бактериями;

никогда не берите оплывшие, деформированные продукты и те, консистенция которых кажется вам странной. Вообще если сомневаетесь, советуют эксперты, лучше этот продукт не брать

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах