Результаты независимых экспертиз качества и безопасности товаров в Ростовской области настораживают: нет гарантий, что, отоварившись в магазине вечером, утром вы не окажетесь на больничной койке.
Просроченные деликатесы
Чистые залы гипермаркетов и красиво уложенные на полках товары вселяют уверенность в хорошем качестве продуктов. Но Роспотребнадзор и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» Ростовской области бьют тревогу. По результатам контрольных закупок в популярных гипермаркетах здоровью угрожали 20% рыбной продукции, 27% кондитерских изделий, 47% молочной продукции и 65% кулинарной. Во всех видах продуктов во много раз превышено общее число микроорганизмов и обнаружена кишечная палочка!
- Из 7 образцов приобретённых рыбных продуктов нарушения по микробиологии имели 2 образца, - сообщил Андрей Иванов, руководитель Департамента потребительского рынка РО. - При этом вобла каспийская «Рыба хит» из гипермаркета «О’кей» на Западном содержала плесень, а в «Леще вяленом неразделанном», купленном в магазине «Магнит» на Шолохова, было в 6,5 раза превышено содержание дрожжей. Выявление плесени или дрожжей красноречиво говорит о начавшейся порче продукта.
Целый букет микроорганизмов был обнаружен в перце фаршированном «Добрый колбасник», фаршах «Домашние охлаждённые», пельменях «Домашние Сам Самыч», мантах «Каспийские» из гипермаркета «Лента» на Шолохова. А «О’кей» на Западном «угощал» нас испорченными пельменями «Мамины».
Не меньше претензий у Роспотребнадзора к молочным продуктам. 80% из закупленных оказались некачественными. Общее микробное число превышено в масле «Молочный продукт», «Вкуснотеево», «Кубанская бурёнка», «Крестьянские продукты» в супермаркете «Солнечный круг» на Шолохова. Те же некачественные «Вкуснотеево» и «Крестьянское» предлагает «Лента».
Опасны сыры «Чечил», «Адыгейский» и «Колбасный» из «Перекрёстка» на Будённовском. Кстати, этот магазин, как, впрочем, и многие другие, - любитель самостоятельно расфасовывать сыры. Перед нами лежат небольшие кусочки в плёнке и с термочеком, на котором написана не дата изготовления продукта, а дата расфасовки, то есть день, когда от большого куска нарезали малые. А уж сколько тот самый большой кусок пролежал в закромах, только супермаркету и известно. Возможно, месяц, хотя после вскрытия фирменной упаковки сыр должен храниться не больше пяти суток. Но продавцы нередко отчищают продукты от плесени. А если товар просрочен настолько, что былой красоты не вернуть, его тут же превращают в нарезку. Опасны и салаты в пластиковых судочках, изготовленные в магазинах. В момент проверки практически ни один не соответствовал норме.
- Более того, холодовая цепочка - путь от изготовителя до розничного предприятия нарушается постоянно, - предупреждает Андрей Иванов. - Потребителям надо быть более внимательными к продукции, преодолевающей тысячи километров до прилавков. Я не говорю, что наши местные товары лучше всех, но по крайней мере они подвергаются меньшему количеству рисков, не нуждаясь в длительных перевозках.
Будьте бдительны!
Роспотребнадзор планирует проведение антивыставки муляжей испорченных продуктов. Люди должны визуально отличать брак. Безопасность продуктов не гарантирует ни известная фирма-производитель, ни высокая цена. Специалисты советуют одно: будьте бдительны! Прежде всего при покупке обратите внимание на внешний вид упаковки: не вздулась ли она, нет ли механической деформации. Естественные ли у продукта цвет и запах... Если этикетка «честная» (шрифт не затёрт, не перебит), сразу проверьте срок годности и изучите текст. В информации о продукте должны присутствовать полный состав; данные о главных потребительских свойствах и ингредиентах, используемых при производстве; калорийность и пищевая ценность; срок хранения и дата изготовления. Причём у некоторых продуктов срок хранения бывает двойным и зависит от условий хранения. Приводится температурный режим для хранения в морозильной камере или в простом холодильнике.
Что же всё-таки делать, если вы купили некачественный товар? У потребителей есть стойкое мнение: такой продукт после вскрытия упаковки вернуть нельзя. Это неверно. Наличие или отсутствие первоначальной упаковки не освобождает магазин от ответственности. И нежелание принять испорченный продукт обратно является прямым нарушением закона «О защите прав потребителей»: возврат некачественного товара или его замена предусмотрены статьями 21-25. Тем более, что нередко сам магазин виноват в порче продуктов. Эту закупку от прошлого года отличает то, что эксперты в своих заключениях отмечали ещё и условия хранения. Например, в «Солнечном круге» температура холодильников для хранения рыбной продукции завышена, а рефрижераторы для мяса соответствовали норме только в «Ленте». В остальных гипермаркетах грубые нарушения.
Эксперты отмечают, что из-за недобросовестности магазинов и производителей на данный момент имеется масса пищевых отравлений. Это показатель санитарной культуры персонала на предприятии-производителе: руки не моются, как и оборудование. Потом вся эта грязь оказывается в продукции. А в одном случае были обнаружены патогенные микроорганизмы листерии в бифштексе из телятины от ООО «Дарья». Больных листериозом животных допустили на убой. Похожий случай был в прошлом году при массовом заболевании сальмонеллёзом покупателей сёмги в злополучном «Перекрёстке» на Будённовском.
Травитесь на здоровье
Всю ответственность за нарушения на себя принимает продавец. Но и поставщик не уходит от наказания. Обычная практика Управления Роспотребнадзора - информировать управления тех территорий, где находится провинившийся изготовитель. После этого на заводы приходят проверки.
Но какое же наказание ждёт тех, кто подверг опасности здоровье людей? Вариантов несколько: или приостановление эксплуатации объекта по решению суда на срок до 90 суток, или (самое реальное) разовый штраф 30 - 50 тысяч. Для юридических лиц это, естественно, смешные деньги. Магазин могут привлечь к уголовной ответственности только в случае смерти покупателя от некачественных продуктов. Но до этого пока не дошло. Потребителей травят постепенно.
Специалисты ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» рассказали, что число нарушений в гипермаркетах значительно увеличилось по сравнению с предыдущими годами. Производители и реализаторы становятся всё более «креативными» в маскировке огрехов. Утрачены чувство ответственности, совесть. Всё направлено исключительно на извлечение прибыли. Примечательно то, что нарушения из года в год находят в одних и тех же магазинах. Эти «бегуны по граблям» не собираются выбрасывать некачественные продукты и пытаются продать их любым способом. Регулярные проверки их не останавливают. Покупатель может надеяться только на собственную бдительность.