Недавний скандал с демонтажом лавочек в парке Ростова из-за неоплаты контракта заказчиком высветил важную тему. Её обсуждает бизнес и специалисты, но обходит вниманием общество. Эта тема – государственные закупки. По ним уже полгода как вступили в силу законодательные изменения.
– Миф первый о госзакупках: все воруют. Что скажете на это?
– Во всех международных документах о закупках первое, на что направлены решения, – борьба с коррупцией и личной заинтересованностью заказчика. У нас главный тренд по-прежнему направлен на контроль. Эффективность закупки определяется экономией на торгах. Однако, она часто бывает иллюзорной.
Например, условно говоря, жителям города N известно, что условные тапки их местного производителя стоят в магазине и на базаре 220 рублей, а на торгах какая-то больница закупила их по 250 рублей. Люди делают вывод: тут нечисто.
Хотя, на самом деле, при подготовке закупочных документов учли среднюю по рынку цену подобной продукции, как минимум, 2–3 различных производителей. Плюс в стоимость закладываются затраты на логистику, гарантийные риски, оформление гарантии и так далее. Таким образом, средняя цена составит, скажем, 300 рублей. Именно её поставили как начальную максимальную цену контракта. Предприниматель в ходе конкурентной процедуры предложил меньшую цену от средней и победил как положено по нормам закона.
А в народе остался миф. Иногда подобные вещи перерастают в уголовные дела. Но всё равно никто не ставит вопрос, а нужны ли «позолоченные» тапки госучреждению, может, достаточно было бахил?
Пример, конечно, условный. Но он демонстрирует, что в нашем законодательстве по-прежнему не хватает норм, которые регулируют процесс формирования потребности в конкретном товаре, услуге или работе. Так что законотворческие усилия в этом направлении ещё понадобятся.
– Миф второй: с госзакупками всё так сложно, можно потерять своё. Вы как эксперт, много лет проработавший на ниве консультирования по тендерной документации, в чём видите проблему? Коротко говоря, откуда у этого мифа могут быть истоки?
– Предприниматель должен за свой счёт обеспечить заявку и выполнение контракта. Потом государственный заказчик отдаст ему деньги за оборудование и оказанную услугу. По факту он может не заплатить в установленные законом сроки. Судебная практика это подтверждает. В итоге возникает своего рода кассовый разрыв у предпринимателя. Уже он не может вернуть вовремя заёмные средства. Возникают сложности с залогом в банке. Потом трудно получить новый кредит из-за испорченной репутации. Таким образом, для социальных, особенно микропредприятий, проблема номер один – деньги.
Далее по степени убывания проблематики – заморочки с получением гарантии от банка. Они возникали в связи с неграмотностью в сфере госзаказа и самих заказчиков, и поставщиков. И возможной неграмотностью банковских сотрудников. Почему возможной? Я лично оцениваю подобное как «один из 400 относительно честных способов отъёма денег». В результате появлялись гарантии, которые на самом деле ничего не гарантировали и не обеспечивали в случае недобросовестности партнёра.
Человек сам не разбирается в банковских гарантиях. Он знает своё дело. Участвует в тендерах, выигрывает, получает гарантию банка, размещает её как положено по закону и… попадает в реестр недобросовестных поставщиков. А всё потому, что банковская гарантия не соответствует действующим нормам. Казалось бы, причём тут предприниматель? Гарантию выдавал банк. Но виноватым в итоге делают именно предпринимателя.
Всё схвачено?
– Миф третий о госзакупках: там не пробиться, всё схвачено нужными людьми. По вашему мнению, имеет ли шанс маленькое предприятие, тем более социально ориентированное, на победу в торгах? И если да, то какие для этого нужны действия?
– Надо начинать с изучения нормативно-правовой базы, которая имеется в открытом доступе. Если возникнут трудности с самостоятельным пониманием, всегда можно обратиться к экспертной литературе по теме госзакупок, в том числе на нашем портале.
Вся информация обычно доступна и открыта. Приложив определённые интеллектуальные усилия, можно разобраться и с темой предоставления гарантии, и с другими требованиями по госзаказу. А затем подготовить грамотную заявку, которую не отклонят на торгах.
Не надо опираться на мысль, что «всё схвачено». Нужно действовать самому как граждански ответственному человеку. Перевод закупок в сферу электронных торгов открыл широкую возможность для всех предпринимателей.
Не нравится, чем кормят в школах и детских садах? Иди на торги и предложи лучшее, если занимаешься продуктами питания или общественным питанием. Не дают работать, видишь какой-то коррупционный фактор? Не стесняйся, жалуйся, куда положено: в компетентные органы, УФАС. Главное – действуй!
Вижу и слышу, как многие ворчат, что всё плохо. Но сами ничего не делают, чтобы изменить ситуацию.
Сегодня электронные торги открывают возможность любому бизнесу, даже микропредприятию из сельской местности, участвовать в госзакупках по всей стране наравне с крупными компаниями. И иметь при этом конкурентные преимущества. Например, за счёт отсутствия затрат на содержание офисов и выплату зарплат по московским расценкам.
Предпринимательская жилка
– Какими качествами нужно обладать, чтобы открыть в себе предпринимательскую жилку?
– Уверенность, интеллект, наличие идеи и энтузиазм в её воплощении. Нужно попробовать себя в разных направлениях, чтобы найти именно своё дело и понять, годишься ли ты для бизнеса. Потому что обратная сторона успешности – чуть ли не круглосуточная занятость и высокая ответственность. Не боишься? Дерзай!
Ещё нужно уметь общаться, налаживать и поддерживать контакты. Например, идеальный вариант, если в выбранной нише уже есть адекватный лидер-предприниматель. По опыту могу сказать, что на всё не хватает времени. Поэтому крупный бизнес готов привлекать партнёров к отдельным направлениям, проектам на условиях процента от прибыли. Идёшь и предлагаешь свои услуги. Не за зарплату, а за процент от будущей прибыли.
– Человек приходит в бизнес, чтобы заработать больше денег, чем в найме. Как объяснить по этой логике, что вы, в итоге, работаете на бюджетные организации, к тому же социальной направленности? Их трудно назвать столь обеспеченными, как те же госкорпорации…
– Государство – платежеспособный партнёр. В сфере государственных закупок крутятся большие деньги. В этом убедился сам: являясь дилером нескольких производителей стройматериалов, сталкивался постоянно с госзаказами партнёров. Тема заинтересовала. Отучился по ней, пошёл работать специалистом в сфере государственных закупок, уже через год возглавил отдел. Спустя несколько лет, наработав приличный опыт по теме, создал свою консультационную структуру.
По опыту скажу, что у тех предпринимателей и заказчиков, кто участвует в госзакупках время от времени, нет возможностей крупного бизнеса с их юристами. Но всегда есть возможность и желание учиться новому. Для таких специалистов мы два-три раза в месяц проводим на своём портале бесплатные вебинары. Ещё проводим профессиональную переподготовку, привлекая экспертов и узких специалистов. Сотрудничаем и с представителями малого бизнеса, и с региональными структурами, и с федеральными – от Калининграда до Камчатки. Идёт постоянное развитие тех, кто с нами работает, и нас самих. Тема живая и острая.