Примерное время чтения: 9 минут
1017

Плов от творческих узбеков. Еда без конца и невеста без лица

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 29. "АиФ на Дону" 21/07/2021

«Донской край меня затянул и больше не отпустил», – с улыбкой признаётся руководитель культурного центра «Азиз», глава узбекской диаспоры Киёмхон Бобоев. В Ростов-на-Дону он переехал в 90-е годы прошлого века, сразу после армии. Изначально молодой человек планировал просто навестить друзей, но Дон настолько его привлёк, что он так и остался здесь навсегда.

Как узбеки живут в регионе и какие интересные традиции с собой принесли, Киёмхон рассказал нашему корреспонденту.

Азиз – значит, добро

Чем молодого узбека привлёк Дон гостеприимный? Да тем же, чем и остальных – сердечными людьми и многонациональ­ностью.

«Времена тогда были другие – соседи больше общались между собой, добрее были друг к другу. Впрочем, за все эти годы с национализмом я не столкнулся ни разу. О моей национальности напоминали только полицейские, которые с десяток лет назад имели обыкновение у визуально «нерусских» спрашивать паспорт с пропиской на улице», – со смехом вспоминает Киёмхон.

С женой Алиной он живёт душа в душу уже более четверти века. Национальный вопрос у узбека и уроженки Дагестана не поднимался за эти годы ни разу. Родители невестку приняли хорошо. Оказалось, у этих народов много общего – и языки, и основные традиции. Алина работает медиком.

«Жена следит за здоровьем всех членов семьи. Я даже «короной» не болел, наверное, потому, что Алина заставляет пить всевозможные витамины», – шутит Киёмхон.

Детей у крепкой интернациональной пары двое, мальчик Азиз и красавица дочка Альбина. Ребята пошли по стопам матери, учатся в медицинском университете.

«Центр узбекской культуры тоже называется «Азиз», но не в честь ребёнка. Азиз по-узбекски означает добро», – уточняет Киёмхон.

В 2017 году, когда в Ростове проходил саммит стран Шанхайской организации сотрудничества, было решено открыть узбекский национальный центр, чтобы познакомить дончан с культурой этого народа. А на роль руководителя предложили кандидатуру Киёмхона. Его сразу предупредили, что это тяжёлая ноша, но пообещали поддержку.

Досье
Киёмхон Бобоев родился 9 октября 1975 года. Окончил Донской государственный технический университет, по образованию юрист. Руководит культурным центром «Азиз». Также является главой узбекской диаспоры и членом Общественной палаты города Ростова-на-Дону. Женат, имеет двоих детей.

Сейчас у руководителя диаспоры часто спрашивают, зачем ему это всё? Ведь работа, действительно, тяжёлая. Здесь нет чёткого графика или определённых обязанностей. Находить решения и деньги для помощи людям тоже приходится своими силами. Но Киёмхон вспоминает, как его отец всегда говорил: «Десять процентов заработанных тобой денег раздай, отдай на благотворительность, и они тебе обязательно вернутся». И это, действительно, работает.

Да и, в целом, у узбеков принято помогать друг другу. Может, поэтому в период пандемии, когда мигранты бежали домой, чтобы в это тяжёлое время быть рядом со своими детьми, застрявшим в аэропорту землякам донские узбеки сами везли еду. Никто не заставлял, не просил – просто своих не бросают.

Тогда же диаспора помогала и студентам: ребята не могли ни вернуться домой, ни получить перевод денег от роди­телей.

«Спасибо губернатору Ростовской области Василию Голубеву за то, что был разбит лагерь для этих людей», – говорит Киёмхон Болтаевич.

Напомним, в 2020 году региональные власти развернули временный лагерь ожидания в посёлке Лиховском для тысяч узбеков, которые неделями не могли уехать на родину. Властям удалось оперативно организовать выезд в Узбекистан более восьми тысяч мигрантов.

Киёмхон признаётся: иногда хочется взять и бросить всё, потому что на семью мало времени остаётся. Очень много чужих проблем приходится решать. Ведь люди, столкнувшись с бедой, обращаются именно к нему.

«А куда ещё им идти в чужой стране? Только в диаспору. Порой, не хватает сил. Но когда видишь поддержку со стороны региональных властей, простых ростовчан, то понимаешь – надо держаться», – говорит Киёмхон.

Разница между донскими узбеками и теми, кто приехал на заработки, в том, что для временных жителей диаспора – это последняя точка опоры. Сюда они могут обратиться за помощью. А для тех, кто живёт здесь постоянно, это возможность сохранить свои культуру и традиции.

Всем – в Узбекистан

Чаще всего жители Дона с узбекской культурой знакомятся на фестивале «Культ плова», который узбекская диаспора в Ростове проводит уже шестой год подряд. Сюда зовут профессиональных поваров из Москвы и даже Узбекистана, которые готовят плов разных видов. За символическую плату угощают посетителей. А собранные деньги идут на нужды благотворительного фонда центра.

«У нас сейчас в Азове есть семья с тяжело больной девочкой, мы ей помогаем. Поддерживаем и других детей с онкологическими и иными сложными заболеваниями», – рассказывает руководитель центра.

Кстати, у узбеков существует около 60 разновидностей плова. Есть ташкентский, чайханский, свадебный и так далее. Они отличаются ингредиентами, способом приготовления и, конечно, вкусом.

Между прочим, плов даже в ЮНЕСКО занесли как народное достояние. Его рецепт закапсулировали для будущего поколения.

Киёмхон считает, что любой ростовчанин должен побывать в Узбекистане, там точно понравится, уверен он. Вспоминает, когда его жена в первый раз приехала в Узбекистан, то была поражена количеством плова и хлеба, которое едят местные. Хлебные лепёшки в этой стране буквально на каждом шагу. А плов здесь подаётся и на завтрак, и на обед, и на свадьбы, и на дни рождения. Плов в Узбекистане повсюду. И никому пока не надоел.

Да, у узбеков – культ еды, говорит Киёмхон. Не то, чтобы все зациклились на плове, готовят и шашлык, и кавказскую, и европейскую кухню. Подача и сервис значительно отличаются от наших местных ресторанов. Впрочем, в тех заведениях общепита Ростова, где предлагают блюда узбекской кухни, это бросается в глаза.

«Мои друзья, когда со мной едут в Узбекистан, всегда удивляются, увидев там среди местных жителей высоких голубоглазых людей. Есть и такие узбеки. Надо понимать, что те приезжие, которые мигрируют в Россию, всего лишь маленькая часть нашего населения», – рассказывает Киёмхон.

А вот наших гостей из Узбекистана в Ростове поражают грязные улицы. Ведь у них мусор бросать мимо урны не принято и даже стыдно. Поэтому наблюдать за подобным им крайне непривычно.

«Как-то жители Кировского района донской столицы обратились ко мне и попросили найти рабочих, – приводит пример Киёмхон. – Я нашёл двоих мужчин-узбеков. Их поставили следить за чистотой одной из улиц. Через пару дней они напрочь отказались от этой работы. Я спрашиваю, что случилось? Они мне говорят: слушай, мы вот спускаемся в одну сторону и убираем, поднимаемся обратно – снова накидали пакеты с мусором».

Готовят мужчины

Привезли в Ростов узбеки и свои свадебные традиции, которые местных гостей таких торжеств, порой, удивляют.

Одобрить будущего супруга или жену должны старшие родственники, после этого начинается обсуждение, как и где лучше всего сыграть торжество. В процессе каждый гость берёт на себя какую-то обязанность. Например, один обещает привезти фрукты, другой – приготовить плов, третий – найти помещение и так далее.

«Да, и снова плов. Узбекскую свадьбу без него представить невозможно. Плов на торжестве подают дважды – утром и вечером. А на праздник приглашают, как правило, от 500 до 1500 человек. Поэтому повар начинает работать накануне, с трёх часов ночи. На помощь к нему отправляют соседских детей – мальчишек. По узбекским традициям, плов готовить должен мужчина, поэтому парнишки ещё с детства учатся этому мастерству», – рассказывает Бобоев. Кстати, в своём доме плов готовит только он.

Возвращаясь к свадебным традициям, платье узбечек на брачной церемонии такое же, как и у остальных ростовчанок: белое и с пышными юбками. Но когда невесту забирают домой, её укутывают в национальную одежду. В этом наряде она будет ходить 40 дней – никто не должен видеть её лица, поэтому оно закрыто. А вот по истечении этого срока вся родня со стороны мужа собирается, чтобы, наконец, рассмотреть нового члена семьи. И, конечно, одарить: подарком может быть, что угодно, вплоть до живой коровы. И только когда все принесли девушке свои дары, она торжественно открывает лицо.

Киёмхон признаётся, что хоть сам женат на женщине другой национальности, но всё же хотел бы, чтобы его сын женился на узбечке. Но настаивать не будет: право выбора за детьми.

«Мне и мама всегда говорила: «Мужа мужем делает жена, с землёй сравнивает тоже жена». Выбор спутницы – это очень ответственный шаг, ведь с этим человеком вы проживёте всю жизнь, до последнего вздоха. Главное, встретить своего человека в жизни, тогда будет царить любовь», – подчёркивает руководитель центра «Азиз».

На узбекских смотринах есть тёплая традиция: в знак того, что семьи породнились, родители жениха и невесты надламывают лепёшку. Эту традицию привезли в Ростов, и уже много раз здесь молодые и взрослые, русские и узбеки надламывали лепёшки, а значит, мы стали родными на нашей общей донской земле.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах