Примерное время чтения: 8 минут
207

О молодых талантах и бедах донских художников

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 40. "Аргументы и Факты" на Дону 03/10/2012

Но ведь это ошибка, - с горечью говорит известный донской искусствовед, старший научный сотрудник Ростовского областного музея изобразительных искусств Валерий РЯЗАНОВ.

В последнюю неделю музейная тема вошла в число центральных на Дону. В Ростовской области на базе трёх музеев  прошло выездное заседание президиума Союза музеев России во главе с директором Эрмитажа Михаилом Пиотровским.

- Например, на этом заседании было принято очень хорошее решение - организовать в Ростове реставрационный центр, - говорит Рязанов. - Ведь дело в том, что сейчас в запасниках донских музеев много работ в трагическом состоянии. Более 20 лет назад в Ростове уже была основана такая мастерская. Именно её специалисты, например, полностью отреставрировали старочеркасский Воскресенский собор. Однако сегодня от неё мало что осталось. В итоге серьёзные работы мы отправляем на реставрацию в Москву и Петербург, но там большие очереди, картины ждут своего часа по многу лет... По этой причине мы, например, на 10 с лишним лет изымали из экспозиции уникальный холст - «Гибель Помпеи» Айвазовского («Последний день Помпеи» Брюллова хранится в питерском Русском музее, а вот полотно Айвазовского - в нашем!). Уже более 10 лет ждёт реставрации портрет сына Пушкина кисти Ивана Макарова. Причём он выполнен в сложной технике - это восковая живопись. Да и сколько ещё таких картин...

Выставки на полевых станах

- Валерий Васильевич, а есть ли кому на Дону сегодня пополнять коллекции музеев? Есть ли молодые дарования?

- Знаете, на Дону сейчас действительно много талантливых художников. И наш музей тоже причастен к их рождению. Более 10 лет назад мы начали организовывать ежегодные конкурсы для молодых художников. В итоге появились имена. Например, Максим Ильинов, Екатерина Менькова. Ильинов, к слову, прослыл философом, экспериментатором. Несколько лет назад люди, пришедшие на его персональную выставку «Рамы», увидели развешанные по стенам пустые рамы без картин. По мысли живописца, исповедуя сегодняшние ценности, можно в конце жизни представлять собой... пустоту. За творчеством Меньковой я также слежу с большим интересом. Её первая персональная выставка открылась, когда ей было 10 лет. В 14 её натюрморты уже выставили в уважаемой питерской галерее «Гавань».

Я мог бы назвать ещё больше десятка имён очень хороших молодых художников. Это портретист Тарас Шевченко; Наташа Курманаевская, создавшая целую серию необыкновенно красивых театральных афиш; Татьяна Лусегенова, Саша Семергей, Ольга Минжелий и другие.

Но ладно молодёжь... Сейчас на Дону есть художники европейского, мирового масштаба - Виталий Коробов, Ованес Лусегенов, Владимир Карначёв. Просто, увы, мало кто знает о наших мастерах.

- Отчего же так?

- У этой проблемы несколько причин. Это и невысокие запросы публики. К сожалению, художественные вкусы сегодня порой не простираются дальше «речка - закат - кораблики - какая красотища!» И беда в том, что государство устранилось от её воспитания. В советские времена я объездил с передвижными выставками 40 районов нашей области. Выделялся автобус от Союза художников, и мы устраивали бесплатные выставки. Я вам больше скажу: организовывали их не только в ДК, школах, но и в колхозах, совхозах, порой прямо во дворах: ставили картины вдоль стен домов. Делали выставки на полевых станах. И это было важное дело: люди видели подлинное искусство. Это были как раз те просвещение, приобщение к высокому, о которых сейчас много говорят.

Увы, уже 20 лет денег на такие выставки государство не выделяет, «передвижек» больше нет. Другим хорошим делом в советские времена были пленэры: художники приезжали в населённый пункт, где нет крупных учреждений культуры. Работали на свежем воздухе. А после свою работу - скульптуры, живописные полотна оставляли там. Сейчас такие пленэры - огромная редкость.

К сожалению, не стали спасением и частные галереи. Далеко не всегда там продаётся действительно самое талантливое.

- Сейчас в музее ИЗО проводится Фестиваль современного искусства. Но оно для многих дилемма: не всегда понятно, что считать искусством, а что нет... Как в этом помочь зрителям?

- Как научить отличать настоящее от кича, глупости? Знаете, в современном искусстве действительно «сбиты прицелы». Можно создавать из старого картона и скотча шедевры, как это делает наш земляк, сальчанин Валерий Кошляков, известный сейчас на весь мир художник-концептуалист, в последние годы живущий в Германии. А можно ошибочно полагать искусством то, что ты выбежал по улицу голым и кусаешь людей... Чтоб отличить, чаще ходите в музеи (улыбается). Скажем, в нашем музее есть лекторий. А ещё в этом году начнём после выставок современных авторов устраивать «круглые столы», где их творчество можно будет обсудить.

Дикая ситуация

- Валерий Васильевич, на Дону художники жалуются и на другую беду: зачастую показать свои работы им просто негде, выставочных залов остро не хватает.

- Это действительно огромная проблема, причём и нашего музея, и художников. В Ростовском музее ИЗО более 7 тысяч экспонатов, но показать мы можем 150 - 200 - это 2-3%. Выставочная площадь минимальна. В итоге у нас уже другая беда - переполненные запасники, в некоторых невозможно пройти. Да, несколько лет назад построено здание галереи на проспекте Чехова. (Её передали нашему музею взамен особнячка на Пушкинской, где прежде был наш филиал. Его у нас забрали). Однако она небольшая да и построена почему-то очень неудачно, непродуманно: залов там крайне мало, сплошные коридоры, кабинеты и двери. Потому в музейной среде бродят грустные размышления: не отберут ли её у нас со временем под кабинеты чиновников или под офисный центр?

В итоге всё, что есть в Ростове у художников, - наш маленький музей и тоже совсем небольшой (там 2 зала) Выставочный центр на улице Горького. Когда-то был большой выставочный зал на набережной, размещавшийся в здании речного вокзала. Его снесли. Обещали дать взамен другое помещение, но так и не сделали. Некоторые представители администраций города и области периодически (обычно в предвыборную кампанию) заявляют: можно было бы отдать художникам пустующий кинотеатр «Прибой» на набережной или Парамоновские склады. Но словами всё и остаётся... А ведь как было бы хорошо создать в тех же складах галерею донского искусства! Ведь сложилась дикая, абсурдная, трагическая ситуация: в Ростове нет постоянной экспозиции донских художников. Её просто негде разместить...

И нехватка выставочных площадей - беда не только Ростова. Не одно десятилетие звучат обещания создать картинную галерею в Новочеркасске. Дело ещё и в том, что известные художники 19-го века - Крылов, Дубовской завещали в дар родному городу не только часть своих картин, но и свои замечательные коллекции русского и западноевропейского искусства. Большей частью эти коллекции - в запасниках Новочеркасского музея истории донского казачества. Но он другого, краеведческого, профиля да и тоже небольшой.

- Тем временем в прошлом году в новочеркасском музее был обретён настоящий шедевр - «Распятие» Николая Ге.

- Мы подозреваем, что там может быть немало безвестных изюминок! Надо как можно быстрее если не открыть галерею, то хотя бы организовать комиссию. Исследовать фонды этого музея. Наверняка немало экспонатов в бедственном состоянии, их надо реставрировать. В дальнейшем хотя бы часть из них можно было бы отправлять на временные выставки в другие музеи области. Но решить эту проблему невозможно без вмешательства Министерства культуры области. 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах