- Русская литература, зарубежная, история, физика, менеджмент… И вот ещё - серию ЖЗЛ не забудьте. Да аккуратней, пожалуйста, это же книги... -бывшая хозяйка букинистической ярмарки Ольга Вершинина укладывает в грузовик последние коробки и, оборачиваясь ко мне, добавляет: - Ну вот и всё. В Ростове не стало ещё одного островка культуры …
Духовная пища не в моде
У главного входа в Публичную библиотеку сегодня непривычно пусто и серо. Нет стеллажей и коробок с разнообразными книгами, нет толпы ищущих нужную литературу студентов, исчезли интеллигентные бабушки и искушённые любители старины. Даже неформалы, для которых книжные развалы были привычным местом встреч, разбрелись по пустынным аллеям. Пушкинская стала другой.
- И кому мешали эти книжки? Ладно бы пивнуха какая была! - остановилась рядом со мной дама с собачкой. - Десять лет здесь живу и всегда думала, что эта ярмарка - украшение сквера и хорошее дополнение к библиотеке. А оказалось - нет. Духовная пища теперь не в моде…
- Да, отличное было место. Я всю жизнь учительницей проработала. И в последние годы только здесь книги и покупала. Сейчас же в обычный книжный без тысячи в кармане можно даже не заходить. А тут я за пятьдесят рублей прекрасные словари и пособия находила. А детские книжки, а беллетристика! Те вообще были по тридцать рублей! Неужели не вернут наши развалы?
Лишние знания?
Этим вопросом уже две недели задаются и книголюбы, и продавцы популярной ярмарки. Да и причина запрета торговли букинистикой на Пушкинской до сих пор точно неизвестна. Одни связывают это с визитом в Публичную библиотеку губернатора. Говорят, осматривая окрестности, Василий Юрьевич указал рукой на лотки с книгами и спросил: «Что это?» Никакого распоряжения за вопросом не последовало, но местные власти решили, что от греха подальше ярмарку надо убрать.
Есть и другая версия запрета - недовольство спонсоров строящегося рядом храма: мол, книжные коробки будут закрывать главный вход в греческую церковь.
- Но это не так, - объяснила бывшая сотрудница ярмарки Татьяна Лещенко. - Мы знали о том, что нужно будет освободить площадку. И поэтому сами подготовили проект, где предлагали перенести нашу торговлю на 50 метров. То есть мы спрятались бы за библиотекой и никому не мешали бы. Вначале наше предложение Администрацию Кировского района устраивало. А третьего марта нас вдруг выгнали без объяснений. И что дальше будет, никому неизвестно…
Впрочем, ходят слухи, что торговцам старыми книгами могут предложить участок в спальном районе. Но продавцы уверены, что их и без того малоприбыльный бизнес там и вовсе загнётся.
- Мы же выживали за счёт соседства с Публичной библиотекой. Рядом вуз, большая проходимость читающей молодёжи, - рассказала Татьяна. - А кому нужны будут наши книжки на окраине города? Лучше уж сразу в утиль…
Молчание властей
Пока продавцы ждут решения своей судьбы, около ста тысяч книг переехало на склад временного хранения. Но надолго задержаться они там не смогут: через два-три месяца хозяйке бывшей букинистической ярмарки, Ольге Вершининой, нечем будет платить за аренду.
- И тогда нам останется один путь - в утиль, - грустно произносит она. - Я не могу себе этого представить. Ведь у нас хранятся и семейные библиотеки, и редкие издания, и книги, которые мы спасли от огня… Или вот советские учебники. Сейчас есть масса новых авторов, но интерес к технической литературе, написанной в доперестроечный период, не проходит. Студенты за этими книгами в очередь становятся, из рук в руки передают. Разве можно выбросить такие удивительные издания на свалку?
Сегодня продавцы бросили все силы на то, чтобы спасти своё дело, - собирают подписи в защиту букинистической ярмарки, разместили в Интернете открытое письмо, обратились за помощью к нашей газете…
Но власти молчат. Может, оттого, что не понимают, какой урон нанесли нашему городу? Мы надеемся, что ярмарка всё-таки вернётся на Пушкинскую.