aif.ru counter
120

Режиссёр Юрий Щербаков: "Человечество погубит падение нравов"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 35 01/09/2010

- Увы, сегодня немало людей занимаются ублажением исключительно тела, забыв или уже не догадываясь, что у них есть и душа. А я после всего, что увидел и пережил, убеждён: душа есть, - эмоционально говорит ростовский кино-документалист, член Гильдии кинорежиссёров России, почётный кинематографист Юрий ЩЕРБАКОВ.

В качестве оператора, режиссёра, автора сценариев ростовчанин снял десятки документальных лент. Фильм "Бригадир ГРОЗ" о донском шахтёре Михаиле Чихе причислен к "легендарным фильмам XX века". В картине "Исповедь дьявола" Щербаков показал брожения в молодёжной среде в начале перестройки. И т.д. Вместе с тем в 90-х годах он не побоялся неоднозначной темы и снял первый в СССР уфологический фильм "Суфлёр".

О странностях, начавших твориться, когда фильм вышел на экраны, о необъяснимых событиях в своей жизни режиссёр откровенно рассказал "АиФ на Дону".

"Голос скомандовал..."

- Что до существования души - меня в этом убедила страшная авария. Вот посмотрите, покажу маленькую часть тех шрамов, - чуть подворачивает рукав футболки на левой руке, становится виден край глубокого рубца.

- Юрий Николаевич, и что же произошло?

- Это был 1982 год. Один из эпизодов фильма мы сняли в Москве, в Сокольниках, для другого необходимо было ехать в Харьков. Откровенно говоря, у меня перед поездкой было нехорошее предчувствие. Но что было делать? Мы, директриса фильма, ассистент, осветитель, я и водитель, поехали в Харьков на съёмочном "уазике". К слову, то были времена дефицита, в Москве мы накупили тьму каких-то жаровен, сковородок, всё это барахло лежало на заднем сиденье. Среди ночи водитель заснул, наш "УАЗ" вынесло на встречную полосу, по которой ехал грузовик. Осветитель, сидевший впереди, успел вывернуть руль вправо. Правая часть "УАЗа" ушла из-под удара, грузовик въехал в левую половину нашей машины, где слева сидел я. Потом "УАЗ" перевернулся. Помню, как я вылетал из дыры в искорёженной машине... Упал на обочину, на меня упал "УАЗ" - со всеми людьми, съёмочным оборудованием, теми самыми жа.ровнями. И совершенно отчётливо помню дальнейшее: я отделился от тела, и что-то сильно потащило меня вверх. Хотите - верьте, хотите - нет, в тот момент я испытал непередаваемое, неописуемое словами блаженство, какого в жизни человек не испытывает НИКОГДА... Помню, как смотрел на своё тело сверху. Потом... ко мне из черноты (а была ночь) приблизилось что-то вроде сильно светящейся точки. Она прошла сквозь меня. Я услышал произнесённое командным голосом одно-единственное слово: "Жить".

В следующую секунду меня потянуло вниз, в тело. Я очнулся. Помню, как орал от боли. Абсолютно все рёбра были всмятку, сломана ключица, разорвалось (это мне объяснили позже) "акромиально-ключичное сочленение".

Разумеется, я задумывался, почему именно со мной случился весь этот ад. Ведь никто больше из ехавших в том "УАЗе" не получил даже царапины.

- И нашли ответ?

- Что вы... Например, один бывалый водитель предположил даже такую дикость: мол, машина была проклята, на ней был какой-то негатив, трагедия могла случиться с любым, кто в ней ехал. Бред... Хотя машина действительно оказалась несчастливой. Валера, оператор Белгородского корпункта, упросил руководство отдать "УАЗ" ему. Мол, он его восстановит. Восстановил, но что-то ремонтировал, упал с "УАЗа", поранился. После попал на нём в серьёзную аварию, получил перелом тазобедренного сустава. С тех пор ходит как утка. "УАЗ" он в итоге сдал на металлолом.

Двойник контактёра или...

- Главным героем вашего фильма "Суфлёр" стал пожилой сальчанин Иван Шапошников, уверявший, что контактирует с внеземными цивилизациями...

- И вы, конечно, хотите спросить, что меня до сих пор заставляет относиться к его словам без смеха? (Шапошникова уже нет в живых. - Авт.) Это был малограмотный сварщик с большими рабочими руками. Но иные факты, которые он перечислял, поражали. Например, он говорил, что когда-то, давным-давно, на небе не было Луны. А свидетельства того, что были люди "долунные", помнившие времена, когда Луны близ Земли действительно не было, упоминаются древнегреческим философом Анаксагором. И не им одним. Шапошников утверждал, что он мысленно путешествует по Солнечной системе и планет 10. Его поправляли: "9" - он не соглашался. А не так давно учёные официально установили наличие в Солнечной системе 10-й планеты, пока ей дали название "Седна".

- А ещё Шапошников утверждал, что прежде люди жили на Марсе. А потом тамошняя цивилизация погибла. Говорил, что к нему прилетают "тарелки"...

- Кстати, уважаемый человек в Сальске, его фамилия Пальчиков, не постеснялся перед камерой признаться: мол, однажды он возвращался с пасеки, у дома Шапошникова его машина внезапно заглохла, он вышел из неё, и к нему подошли очень маленького роста люди. Один из низкорослых нажал кнопку на коробочке у пояса, оттуда зазвучал металлический голос, предложивший "отправиться с нами". Сальчанин перепугался, ринулся в машину. Та завелась, он уехал. Хотя, знаете, и после съёмок творилось много странного.

- Например?

- Например, ко мне в Ростов, в студию, приехали два лётчика-полковника из Ейского авиационного училища. Там произошла история: один курсант-отличник дважды в полётах катапультировался, угробил 2 самолёта. Он утверждал, что всякий раз на него плохо воздействовала "летающая тарелка". Он указал квадрат, откуда она якобы поднималась. Они выяснили: в том квадрате - дом Шапошникова.

Были вещи, необъяснимые совершенно. Премьера "Суфлёра" прошла в Ростовском Доме кино. Через пару месяцев я шёл по городу, идущая мимо женщина поздоровалась. Разговорились, оказалось, она работает дежурной в Доме кино. Она спросила: "А вы больше не будете показывать своего "Суфлёра"?" "Отчего же, буду", - ответил я. "Странная история, конечно, - сказал она. - Но странно даже не то, что показали вы, а то, что видела я". И пояснила. В день премьеры она дежурила. Когда все приглашённые пришли и показ начался, заперла двери. Вошла в зал. Тут во входную дверь стали сильно стучать. Она подошла к стеклу. За ним стоял... тот самый Шапошников, которого она только что видела на экране. Почему-то, не спрашивая пригласительного, она открыла дверь, впустила, тот вошёл в зрительный зал. А в следующую секунду она увидела, как тот проходит в зал, и что... такой же Шапошников сидит в первом ряду со мной. Я действительно привёз его на премьеру, усадил ещё до начала показа. Кто был тот явившийся незнакомец? Двойник, тройник Шапошникова? Куда он потом исчез? Я понятия не имею...

Время конца

- Юрий Николаевич, насколько я знаю, Шапошников ещё и предсказывал будущее. В свете аномальной жары минувшего лета, разговоров о конце света это особенно любопытно...

- Знаете, Шапошников не предрекал ничего страшного. Он утверждал: через много тысяч лет человечество переселится на Венеру. Хотя разговоры о конце света небеспочвенны. Календарь майя, которому доверяет ряд серьёзных учёных, обрывается 21.12.2012 года. На декабре 2012-го ставит точку в развитии человечества и китайская Книга перемен. На ноябрь-декабрь 2012-го, по прогнозам, придётся пик 11-летней активности Солнца. Ещё одно племя южноамериканских индейцев - хоппи в своём календаре тоже на чуть-чуть от текущего момента отодвигает дату конца...

Но верить в конец я, разумеется, не хочу. Может, разгадка глубже, дальше? Художник и философ Николай Рерих ещё в 20-х годах писал: "Уже современные поколения увидят, как катастрофически будет меняться климат". Но есть и такие предположения: напоминание о конце света - "последний звоночек", "выговор с занесением" человечеству, погрязшему в безнравственности. Мир может погубить падение нравов. Я вот курю на балконе и вижу: водители, едва не столкнувшись, выскакивают из машин и палят друг в друга из травматических пистолетов; школьницы матерятся, как сапожники. То, как по-хамски к нам относятся в ЖЭКах, - отдельная история. Время конца не наступило, а мы уже превращаемся в животных...

Виктория ГОЛОВКО. Фото автора

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых