Первого апреля в ростовском театре Горького состоялась премьера комедии «Чемоданчик» по пьесе популярного писателя и публициста Юрия Полякова.
«АиФ на Дону» узнали у автора пьесы, когда банальный анекдот превращается в сатирическую драму и почему День дурака становится Днём сурка?
Родился 12 ноября 1954 года в столице. Русский писатель, общественный деятель, журналист.
Окончил Московский областной педагогический институт, факультет русского языка и литературы.
Широкую популярность писателю принесли повести «Сто дней до приказа» и «ЧП районного масштаба», написанные в самом начале 1980-х гг. Они были опубликованы лишь с началом перестройки.
С 2001 года - главный редактор «Литературной газеты». Член Союза писателей, Союза журналистов и Президиума Союза журналистов Москвы.
Женат. Имеет дочь.
По сюжету маленькая квартира офицера из охраны президента кишит тараканами. Они то и дело выглядывают изо всех щелей, когда в комнатушке разворачивается избитая история: муж возвращается из командировки и застаёт жену с любовником. Вот только возвращается майор Стороженко домой не с пустыми руками, а с ядерным чемоданчиком, который много лет проносил за главой государства. В руках вояки, который чуть не стал рогоносцем, оказывается опасная кнопка, уговаривать его вернуть пропажу приходит сам президент...
«Поострей, Михалыч!»
Юлия Панфиловская, «АиФ на Дону»: Юрий Михайлович, не секрет, что сегодня социальная политическая сатира находится в загоне. Шутят про власть либо по-хорошему, либо никак.
Юрий Поляков: Я когда слышу, что существует какая-то цензура, кого-то загнали в рамки, не дают говорить, показывать, печатать, лишь пожимаю плечами. За пятнадцать лет работы главным редактором «Литературной газеты» ни разу не сталкивался с тем, чтобы мне кто-то намекал: это надо публиковать, а это нет. А как писателя, напротив, просят: поострей, Михалыч!
В спектакле по моей пьесе, который на днях с успехом прошёл в Ростове, у президента России украли ядерный чемоданчик. Сделал это офицер, который его носил, а в финале глава государства приходит за пропажей к похитителю домой. Все герои спорят между собой и обвиняют друг друга: спор идёт и о злободневных вопросах, хотя события и персонажи, конечно, вымышлены. Радуются только тараканы, которых не перебить.
Да, современная сатира на сцене всегда риск для театрального начальства, разговор о сегодняшнем дне требует выраженной гражданской позиции, а многие худруки хотят без риска только стричь деньги, их меньше всего волнует судьба Родины, поэтому я признателен ростовчанам за то, что взялись за пьесу вслед за москвичами. В декабре мне в Кремле вручал награду Владимир Путин, и я пригласил его на премьеру «Чемоданчика» в Московский театр сатиры. Пока он ещё не пришёл, но пообещал. Как думаете, если бы на меня давили, пугали, стал бы я это делать? К тому же я целиком на стороне президента, мне импонирует его внешний курс. Но надо расчищать и авгиевы конюшни внутренней политики. В ней, к сожалению, много осталось от девяностых годов, когда диким капитализмом были раздавлены интересы простых людей. Именно поэтому в «Чемоданчике» я сталкиваю лбами простую семью и власть.
- Но вы же сами сталкивались с запретом на свои первые произведения. И «ЧП районного масштаба», и «Сто дней до приказа» несколько лет отказывались печатать.
- Я всё время сталкиваюсь с людьми, которые боятся связываться с властью, хотя этой самой власти до них дела нет. Запрещали же не только в советское время. В те же так называемые свободные 90-е я единственный опубликовал статью «Оппозиция умерла. Да здравствует оппозиция!» против расстрела Белого дома. И тут же началась травля, причём прежде всего либералами. Да и недавно один товарищ отказался брать моих «Одноклассницу» и «Как боги», ссылаясь на то, что только наладил отношения с кем-то из высокопоставленных чиновников и не хочет их лишний раз раздражать. А когда «Чемоданчик» прочитали в журнале «Современная драматургия», сказали: «Это никогда не поставят!»
Не машите грязным бельём
- А он собрал полный зал!
- Вот именно! Пару лет назад МХАТ был с моим «Грибным царём» в Китае. Удивительно, но китайцы любят мои произведения, все их перевели. Так вот после спектакля русскоговорящие местные жители подходили и говорили: «Какие вы счастливые: у вас со сцены можно говорить о коррупции, о злоупотреблении властью, можно критиковать высокопоставленных чиновников, смеяться над ними». Я спрашиваю: «А у вас нельзя?» Отвечают: «Нельзя». «Зато, - говорю, - у вас коррупционеров расстреливают!» Я считаю, что русский писатель должен говорить о том, что ему не нравится, что его раздражает, что ему смешно в современной России. И он должен делать это напрямую, а не из Вильнюса, или из Америки, или ещё откуда-то из-за бугра.
Премьерный показ комедии «Чемоданчик» в Театре драмы имени Горького | Фотогалерея
- А почему нельзя из-за бугра?
- Мне кажется, появилось такое нравственно-интеллектуальное «заболевание», как «патриофобия», или, если хотите, «отчизноедство». Заражаются им люди, достаточно образованные, и всё, связанное с Родиной, кажется им не таким: и люди, и климат, и язык, и история. А где-то трава всегда зеленее, и там рассуждать об Отчизне, критиковать её легче. Хотя родились они, получили образование и возможности для жизни в любой точке мира именно в России. Будь любезен, живи, работай здесь, улучшай пространство вокруг себя по мере сил и тогда критикуй всё, что тебе не нравится. Но нет. Надо обязательно искать поддержки у геополитических соперников своей страны. Вообще по тому, как человек отзывается о Родине, можно многое про него понять. Ведь что такое патриотизм? Это порядочное отношение к стране, где родился, к месту, где живёшь. Ничего более. Это как если бы кто-то вдруг начал облаивать своих родителей. Но у каждого своя непростая семейная история, только один достаёт из шкафа дедушкины награды, а другой вытаскивает грязное бельё и начинает размахивать перед чужим носом. При этом я критически отношусь к ура-патриотам. Патриотизм - это не только «любовь к отеческим гробам», это и обуздание взяточничества, и ликвидация чудовищной разницы в доходах бедных и богатых, и решение жилищной и многих иных проблем. Но, увы, среди писателей, бизнесменов и чиновников немало тех, кто в России только «стрижёт бабло», а тратить его и жить предпочитают за пределами страны.
Повод для смеха и гордости
- Зато столько тем для сатирика!
- Да уж... Мне однажды Распутин как-то сказал: «Что вы смеётесь? Вы же не Гоголь!» Да, не Гоголь, но мне смешно! А если серьёзно, я особо не задумываюсь о темах, пишу о том, что меня волнует в данный момент. И вдруг оказывается, что это волнует и других людей. Откровенно говоря, критики меня не очень любят, вернее, делают вид, что не замечают: для либералов я слишком патриотичен, для патриотов слишком либерален. Остаётся только одно: выходить напрямую на читателя и зрителя. И вопреки всему это удаётся. Во МХАТе у Дорониной и в Театре сатиры у Ширвиндта мои пьесы собирают тысячные залы. Они пользуются популярностью и в провинции. Я другого опасаюсь. Коварство нашей профессии в том, что никто не знает, когда перестанет быть интересным зрителю и читателю. А это может случиться в любой момент. И будет казаться, что трудишься как обычно, высекаешь, как тебе кажется, искру, а за спиной уже висит страшное слово - «исписался». К этому надо быть всегда готовым. У меня это было со стихами. В один момент я понял, что могу писать стихи километрами, и вовремя остановился. Стал пробовать себя в публицистике, прозе.
- А чем вы вообще гордитесь больше всего?
- Горжусь семьёй. Мы с женой вместе уже сорок лет. Для творческого человека подвиг! У нас дочь, двое внучат. Горжусь ещё тем, что за годы моей работы тираж «Литературки» вырос в несколько раз. Народной любовью горжусь. Столько ростовчан пришло на «Чемоданчик» - душа радуется!