После беды
8 мая в Независимом драматическом театре Ростова-на-Дону давали премьеру. Спектакль «Иду на Вы!» поставлен по пьесе Михаила Задорнова и Михаила Крупина «Святослав». За несколько часов до премьеры оба автора, а также гендиректор и худрук театра Илья Костинкин собрали пресс-конференцию. Основное внимание, конечно, было приковано к легендарной личности Михаила Задорнова.
«Очните нас!», - задорно начал встречу с представителями СМИ Михаил Николаевич в ожидании вопросов.
По алфавиту и по смелости первым начал «АиФ-Ростов». Поздравив гостя донской столицы, работников театра и всех коллег с наступающим Днём Победы, мы поинтересовались, есть ли в семье Задорнова участники Великой Отечественной, и попросили об этом рассказать.
«Мой отец был журналистом. Он не воевал, но он находился, на востоке, где японская армия воевала с Китаем. А вот мой дедушка был военным, но в царской армии – я ж давно живу. Моя мама училась в Ростове, в консерватории, и её попросили уйти из неё, потому что она была дворянского происхождения… А то, что перед Днём Победы пьеса о Святославе идёт – очень символично. Потому что побед в истории много и многие из них забыты. Сейчас пытаются запакостить победу в Куликовской битве, обвинить в чём-то Донского и Святослава...».
И добавил: «И раз вы из «Аргументов и Фактов», только для вас, конечно, эксклюзивно (улыбается) скажу, что слово «победа» означает «после беды». День этот относится и к тем, кого мы называем побеждёнными, потому что беда была у всех. А вот победители – это наша армия, потому что спасла народ от беды. Мы и Германию спасли от беды. Мне бы хотелось, чтоб сегодня, когда мы празднуем День Победы, люди понимали что это единственный у нас честный праздник. Остальные – либо воровские, либо придуманные государством».
Потом Михайл Николаевич не преминул раскритиковать Новый год, когда люди всё ночь «обжираются» за столом и смотрят выступления геев по телевизору. По его мнению, славяне ночью ничего не праздновали, а только солнечные (дневные - прим. ред.) праздники. И добавил, что 6 мая был Великдень (по верованиям славян воскресает бог солнца и жизни Дождьбог – прим. ред.), символика которого стала символикой Пасхи.
Затем речь зашла об истории других народов, которую писали государства-победители, пока побеждённые зализывали раны или наоборот. Рим писал свою, Израиль - свою, греки писали свою историю, египтяне - свою.
«Наверное, поэтому уже почти никто в мире не знает что Америка (США – прим. ред.) вступила во Вторую мировую войну только в 1944 году, чтобы советская армия не заняла всю Европу. То есть, против СССР включилась в войну. И вот сегодняшний спектакль – вернусь к нему, кому-то он больше понравится, кому-то меньше, но мне хочется, чтобы он пробудил интерес у людей к своей истории. Поэтому мы с соавтором Крупиным, прежде чем писать, изучали много летописей – и российских, и византийских, болгарских и даже польских. А я здесь в прошлом году был в Волгодонске, был даже на раскопках Хазарского каганата – на берегу Цимлянского моря, на яхте ходил к затопленной крепости Саркел…. Также при написании пьесы мы опирались на народный эпос, поскольку народ иногда хранит историю лучше, чем учёные».
Справедливости ради нужно сказать, что по ходу дела Михаил Николаевич раскритиковал волгодонский краеведческий музей – «маленький, как эта комната, и знания даёт, конечно, в гомеопатических дозах».
Досталось «на орехи» и учёным – историкам: «На моей памяти историю переписывали уже раз 6-7, так что даже Россия - великая страна с непредсказуемым прошлым, как я говорю. Святослав показан агрессором, а он был защитником земли нашей, а не завоевателем. Он полнарода спас от рабства. И для меня это очень важно – начать прививать людям интерес к истории. Особенно молодёжи».
«Иду на врага!»
Собственно про спектакль, почему он так называется, и почему поставлен впервые именно на Дону, Михаил Задорнов рассказал так:
«Идея поставить этот спектакль принадлежит не мне, а заместителю министра культуры Ростовской области Тимофею Субботину. Он так ко мне пристал, что легче было создать пьесу, чем, как в том анекдоте, объяснить, почему «нет». Сначала планировали поставить её в драмтеатре имени Горького, но режиссёр оказался из хазар и дал почитать пьесу попу. А если серьёзно, то им не понравилась параллель с современным миром. Поэтому пьеса увидит свет на сцене «маленького, но гордого театра» - Независимого драмтеатра Ростова-на-Дону. Руководил постановкой режиссёр Илья Костинкин».
«Иду на Вы!» – это текст послания, с которым Святослав отправил в стан врага своего гонца, чтобы предупредить о предстоящей атаке. Вообще же «Вый» – это царь тьмы, чтобы вы знали. Так что «Иду на Вы!» - значит, «Иду на врага». Святослав патриот не только России, но и всего славянорусского рода. Именно в тех местах, где сегодня находится город Ростов, князь сражался против Хазарского каганата и навсегда уничтожил это бесстыжее рабовладельческое государство, причём – всего за два года».
Спектакль рассказывает, как укреплял государственность на Руси мудрый Святослав и как ему препятствовала в этом Византийская Империя.
«Византия – предок Евросоюза, – считает драматург Задорнов. – Она натравливала все народы на Русь, чтобы не дать ей укрепиться. Византии, этому «Новому Риму», было выгодно грабить народы и угонять славян в рабство, ведь славяне были самыми дорогими рабами. Кстати, слово «slave» (раб) отсюда и произошло, от «славяне».
Энциклопедические познания Задорновым истории нашей страны поражают. Как и лингвистические рассуждения. Например, он заметил, что слова «судьба» и «богатство» на английском языке значат одно и тоже, а «вернуть/отдать» (например, Крым) – совпадает со значением слова «заплатить».
Михаил Николаевич с удовольствием отвечал на вопросы, говорил о том, как погиб Святослав, о современных врагах России. Он не без удовольствия вспоминал свою студенческую молодость, когда никаких наркотиков, порнухи и мата не было. Уверял нас, что секс в Советском Союзе был и признался, как зимой по ночам ходил целоваться с девушкой в троллейбусное депо (в общежитие после 23 часов гостей не пускали) и даже умел подкючать «рога», чтобы в салоне было тепло. Современной молодёжи, которой Задорнов хотел бы «причинно гордиться», он пожелал не отрываться от природы и верить пению птиц больше, чем гаджетам.
60 минут общения с писателем-сатириком, драматургом, юмористом, в России пролетели на одном дыхании. Напоследок Михаил Задорнов признался, что хотел бы сыграть в своём спектакле старого волхва, но такой роли в пьесе нет.