Идею съёмочная бригада держит в секрете, так что «Полное Затмение» (Total Eclipse) станет полным сюрпризом. А пока есть время поговорить с нашей землячкой о дальнейших планах и былых достижениях, о музыке и о жизни.
- Making Love In Total Eclipse - не первое Ваше видео. Почему же Вы сами называете клип дебютной работой?
Верно, это не первый клип в моей жизни, но первый серьёзный. На площадке одновременно работали до 15 человек: техники, осветители, гримёры, танцовщицы и прочие, не считая режиссёра и оператора. На съёмки ушло двое суток. А до этого - репетиции, черновые съёмки, раскадровки. Много труда вложено. Так что в профессиональном смысле это дебют, за которым последует дебютный же альбом - Rain.
А первым видео в моём «портфолио» стал клип на песню «Нет никакой любви», снятый Кириллом Серебрянниковым. Сейчас он уже известный режиссёр. А тогда Кирилл работал на Дон-ТР в программе «Труба». Они с ведущей Галиной Пилипенко заметили мою песню и сами предложили поработать вместе. Я тогда школьницей была и пела в команде «Трансэфир». Эту самую одну единственную песню. Остальной репертуар исполнялся другим солистом.
Второе видео случилось уже в Москве. Режиссёр Михаил Абанин предложил «окартинить» песню «Rain». Минимум затрат, максимум эмоций.
Третье - это пластилиновый мультик. У меня есть музыкальное письмо под названием «To PJ» - посвящение Пи Джей Харви. И вот одна из поклонниц PJ - да, история повторяется - сама предложила «слепить» для песни что-то вроде клипа. Почему слепить? Потому что девушка (Катерина Пискарёва) работала на студии «Пилот», и ей было интересно смастерить нечто непохожее на мультики для детей. В итоге вышло очень душевно.
- Вы сказали, что на подходе не только клип, но и первый полноценный альбом. Насколько я помню, релиз намечался еще полгода назад, но сроки сдвигаются и сдвигаются. Что мешает?
Я сама себе мешаю (смеётся). Вот чужой рабочий процесс я могу организовать, а свой - не выходит что-то. То лениво, то сомнения какие-то, то элементарно времени нет. Я же не только музыкой занимаюсь. К альбому уже и обложка давно готова. Красота невероятная, как мне кажется. Рисовала художница Анна Игнатова. Всё сделала, как я просила, и даже лучше. Причём, мы заложили в картинку загадку, символы. Может быть, организую потом конкурс, кто угадает - тому призы. Альбом бесплатно, или футболку, или еще что-нибудь.
- В Вашей команде только профессиональные музыканты? Насколько вообще важно специальное образование?
Профессионалами становятся благодаря опыту, а не образованию. Хотя, безусловно, база важна. Все, с кем я сотрудничаю, как минимум закончили музыкальную школу. Я - по классу фортепиано и аккордеона. Шаман (гитарист Александр Хитров) - училище, кажется. Сейчас он преподаёт по классу гитары. Другие ребята - кто учится в Гнесинке, кто играет в каких-то известных коллективах. Звукорежиссер только самостоятельно стал тем, кем является. Обучался по англоязычным видеокурсам плюс десятилетний опыт работы с музыкантами.
Образование необходимо. Но иногда у людей будто случается передоз. Они оказываются совершенно не способными к импровизации. Дашь ноты - сыграют, расставишь акценты - сделают. А сами не догадаются. В их головах словно выключили тумблер "думай сам" или заменили на груду штампов, стандартов, калек. Они не могут смешать жанры, раскрепоститься, открыться, просто чувствовать музыку. Зато у них техника круче. У всех свои сильные места.
- Есть утверждение, что пробиться в шоу-бизнес нелегко, не имея денег, связей и интима с нужными людьми. Не так ли?
Не так ли. В любое дело ты вкладываешь то, что имеешь. Либо талант и идею, либо, если нет таланта и идей - деньги и красивое тело. А интим – это вообще личный выбор, никто никого не принуждает, всё зависит от того, как ты сам к себе относишься.
- А как вы относитесь к нестандартным формам самовыражения? Эпатаж, фриковство? И что для Вас лично неприемлемо?
Эпатаж эпатажу рознь. Каждый привлекает внимание в меру своих способностей и моральных установок. Как отношусь? Спокойно. Удачные проекты похвалю и другим покажу, пошлые и бестолковые - раньше критиковала громко, а сейчас просто молча обхожу, нечего тратить время и эмоции на ерунду.
Что касается неприемлемости, то вот это «я бы ни за что» с годами меняется, поэтому могу отвечать только за текущий момент. Допустим, лет 10 назад я не особо задумывалась, что несут мои песни. Излила душу и готово. Но ответственность за «передачу данных» со звуком никто не отменял. Теперь я держу в голове следующее: не надо безысходности, не надо декаданса, не пиши гадости, не выливай злость, твои тексты и музыка должны вдохновлять людей, а не убивать их. Если даже пишу о чём-то неприятном, то преподношу ситуацию либо с юмором, либо с каким-то позитивным выходом. Всякой дряни и так полно, нечего слушателю мозг перегружать. Ему мотиваторы и поддержка нужны, а не то, что его окончательно трамбанёт до депрессии.
Что еще неприемлемо? Оголяться эпатажа ради. Одно дело, если я по сюжету Ева (ну вдруг!) – там понятно, придётся с фиговым листочком пройтись. Другое дело - стягивать с себя одежду, чтобы показать себя без одежды. Я не вижу в этом достойной идеи и не хочу, чтобы меня ассоциировали с поющим туловищем. Надо дополнять музыкальный ряд, а не отвлекать от него. Музыкантом назвался - показывай музыку.
Еще для меня неприемлемо сотрудничество с неинтересными мне людьми. Бывают предложения так называемых «фитов» (от англ. featuring - в сотрудничестве, при участии), совместных трэков с кем-то. В 99% случаев отказываюсь. Хотя некоторые приятели убеждают - соглашайся на всё, где-нибудь да выстрелит. Но мне что-то не всё равно чем и из чего, простите, я стреляю.
Что ещё? Спать с кем-то ради продвижения не стану.
- А предлагали?
Предложение может быть явным и косвенным. В лоб не предлагали, а намёками – бывало. Ненавязчиво давали понять, что ту или иную услугу ты можешь получить быстрее и дешевле. Но однажды до меня дошло, что надо с самого начала правильно себя позиционировать. "Готовность ко всему" легко считывается - по одежде, манерам, речи. Ты сама всем своим видом себя предлагаешь. А как бы если есть предложение, то будет и спрос. Я исправила какие-то глупости в своём поведении и проблемы отпали сами собой. Так что постель - не маст-хэв. Есть талант и идея – пробьёшься и так. Если нет ничего, но выделиться очень хочется – тогда да: деньги, связи, кровать.
- Почему Вы работаете без продюсера? Музыканту без него никуда, разве не так?
Эта система давно устарела. Сейчас продюсера заменяют хороший звукорежиссёр, интернет и администратор, который занимается организационными делами. Единственное, чем полезна подписка на лейбле – протеже на радио и телевидении. Иначе вашу песню не возьмут в ротацию. Во всяком случае, на крупных каналах. У них свои договорённости с музыкальными продюсерами. Всё расписано на годы вперёд. Бывают, впрочем, исключения. Например, радиостанция берёт песню, если она уже разошлась по сети и играет из всех микроволновок страны. Или ротируют за твои деньги - по стоимости рекламного времени.
В общем, если тебе важна слава да побыстрее – ищи спонсора или продюсера, иначе путь будет долгим. Но! Искать надо внимательно, и ещё внимательнее - смотреть, что в контракте. Я знаю много историй, когда мои приятели-музыканты заключали договор с каким-то центром – их сейчас несметное количество – и потом на лет пять выпадали из пространства. Потому что у продюсера изменились обстоятельства, или он просто не профессионал, в общем, ничего для раскрутки команды не делает. Но по контракту группа не имеет права самостоятельно распоряжаться своими песнями и строить концертный график. Или обязана за каждый шаг отдавать какой-то приличный процент с прибыли этому ничего не делающему продюсеру. Судятся потом.
И ещё нюанс. Если у тебя нет собственных песен, то терять тебе особо нечего. Ну, время разве что и нервы. Но если у тебя свой контент, то надо быть готовым к тому, что при подписании договора ты расстанешься с частью авторских прав на свой продукт. А может, и все права передашь - у кого как. И вот ты уже своим песням не хозяин. Ты не можешь с ними выступать без согласования, не можешь даже ремикс сделать. Некоторые и имя своё упускают. Даже время твоё тебе не принадлежит. Ты выступаешь, где тебе скажут, даёшь интервью тем изданиям, на которые укажут, снимаешься в клипах по сценариям, которые тебе, может быть, не нравятся. Мне это зачем? Только ради славы? А когда она пройдёт, что я себе скажу?
- При таком подходе слава может и вовсе не прийти. Что Вы тогда себе скажете?
Скажу, что я пыталась делать всё, что не расходится с моими целями и воззрениями на жизнь. Для меня известность не самоцель, но способ достижения целей. А стимул – внутренний. Я просто пишу, потому что пишется. А дальше мне интересно сделать из черновика красивую песню, отточить её, чтобы самой нравилось. Меня увлекает сам процесс. Но так было не всегда. Лежит в ящике дневник, который вела классе в 10-ом. Так вот там есть двойная картинка: слева я нарисовала себя с микрофоном на сцене, а справа – в петле. И между рисунками написано – «или/или». То есть, либо я стану артисткой, либо мне не жить. Сейчас меня забавляет такая категоричность. Потому что счастье не в цели, а в пути. Это раз. И два – счастье в тебе, а не вовне.
- Но разве можно совсем без целей? Путь – он же к чему-то ведёт. Вы знаете, куда Вы двигаетесь, чего хотели бы достичь?
Если говорить о целях именно в музыке, то первая цель – выполнить свой долг. Если человеку что-то дано свыше, какие-то способности, он должен их развивать и делиться плодами этой реализации с другими. Этим я и занимаюсь в меру своих сил. Второе – хотелось бы выйти на такой уровень, чтобы продвигать молодых талантливых музыкантов, сочинителей, тех, кто создаёт нечто необычное. Третье – «Грэмми» хотелось бы получить, чтобы доказать, что и российская музыка стала мирового уровня, что мы можем, умеем. И есть главная цель. Но об этом я говорить не буду. Она не имеет отношения к материальному, поэтому меня, скорее всего, не поймут. А энергия осуждения в этом вопросе мне ни к чему. Я не достаточно сильна, чтобы ей противостоять.
- В одном из интервью на вопрос «кем вы видите себя через 10 лет», Вы ответили, что, возможно, будете выступать на лучших концертных площадках перед лучшей публикой. А какая она, лучшая публика?
Недавно мы играли в Обнинске. Так вот там и была идеальная для меня аудитория. Возраст примерно от 25 до 60. По лицам, по жестам, по одежде было видно, что в основном это состоявшиеся люди и знающие толк в музыке.
Взрослую аудиторию, конечно, труднее раскачать. Никто не напьётся и не будет скакать у сцены. Но зато так приятно обнаружить, что вот этот дяденька с сединой на висках и в галстуке сидит и подпевает, а вон та девушка в красивом платье пустила слезу, а вон та пара крепче обнялась, а кто-то вообще знает слова всех твоих песен. Это критичный слушатель, но внимательный и вдумчивый. Он дорожит своим временем, и однозначно не пойдёт развлекаться куда ни попадя. Он пойдёт только туда, где ему может быть действительно интересно. Он выбирает лучшее. И меня очень радует, что эти люди выбирают меня, и я им очень благодарна за это.
- Вы вдохновляете своими песнями, а Вас что вдохновляет?
Ой, да всё! Поссорилась - вдохновилась, порадовал кто - тоже вдохновилась, увидела девушку, улыбающуюся в аэропорту, ребёнок что-то ляпнул смешное, у кого-то разрыв или свидание случились - Оля вдохновилась. Или ночью я проснулась - просто музыка приснилась, это значит, очевидно, Оля чем-то вдохновилась. Абсолютно всё меня может воодушевить.
- Чем, на ваш взгляд, можно зацепить сегодняшнюю публику? Понятно, что самый простой способ заявить о себе – выложить своё творение в интернет и применить некие технологии для промо, но не факт, что это тронет чьё-то сердце.
Зацепить можно идеей, харизмой, искренностью, необычным тембром. Или внешностью. Не подкачать губы, как Она, или сделать татуировки, как Он. Да, это привлечёт внимание, но на минуту, один раз посмотрят и забудут, потому что у тебя нет индивидуальности, ты слился с теми, на кого пытался походить. Даже имени твоего не вспомнят. А вот если в твоей внешности есть какой-то нюанс – нос кривоват, разрез глаз необычный, что угодно – тебя как минимум по этой метке запомнят.
Другой вариант – фриковать. Выложить в сеть какую-то откровенную дурь, или смешное что-то, или страшное. Но выстрелить легко, удержаться потом на этой ступеньке трудно. Метеоров много: пролетел, зажёг, исчез, пролетел, зажёг, исчез. Чтобы не исчезнуть, нужно чтобы идей было больше, чем одна. И запала больше, чем на месяц. И цели дальше, чем сто тысяч лайков под видео.
- Почему Вы не попробовали себя в популярном проекте первого канала «Голос». Вы же сказали, назвался музыкантом – показывай музыку. На «Голосе» вполне можно было бы показать свои вокальные данные.
Во-первых, основная задача вокального проекта – помимо шоу как такового – поиск хороших исполнителей, а не тех, кто сам пишет песни. Эти исполнители потом понадобятся для того, чтобы петь написанное кагортой топовых поп-композиторов страны – они на этом деньги зарабатывают, что логично. Должен же кто-то их песни петь, и желательно петь хорошо. У меня же свой контент имеется, какой им во мне интерес? Сделать добро и раскрутить меня, хорошую, ибо надо людям помогать? Это здорово звучит, но к реальности отношения не имеет.
Во-вторых, я насмотрелась на своих приятельниц, которые отсеялись на разных этапах кастинга. Сопли, слёзы, переживания. Я не готова так жертвовать своей психикой. Конечно, надо настраиваться на лучшее. Но тут другой момент: допустим, ты прошёл отбор и потом на 3 месяца, или сколько-то там, полностью погружаешься в проект. Ты живёшь от съёмок до съёмок, с кем-то соревнуешься, гробишь свои нервы – всё ради победы. И вот ты побеждаешь. Что дальше? Где сейчас победительница первого сезона «Голоса» Дина Гарипова? Вы её слышите где-нибудь? На афишах видите? Я – нет. То же с участниками других проектов. Только единицам удалось хоть как-то закрепиться на сцене. И то, сольники мало у кого есть, в основном рубятся на корпоративах и днях города.
- Ну а почему бы и нет? Такова жизнь артиста
Смотря какого. Если ты делаешь сольный концерт – люди приходят на тебя посмотреть и тебя послушать, а если корпоратив – то развлечься и покушать, а ты их должен на фоне развлекать и аппетит им улучшать. Клоун – тоже артист, но мне это амплуа не подходит. Может быть, я как-то не так рассуждаю, может, гордая не в меру, но я не хочу быть довеском к празднику. Я хочу сама делать праздник и приглашать на него тех, кто хочет его со мной отметить.
- Но корпоративы - это деньги, и довольно неплохие. И наработка связей, известность в перспективе.
Известность? За счёт корпоративов? Ну да, ты будешь известным певцом по корпоративам. И рано или поздно ты наскучишь, потому что все уже тобой попользовались, пресытились, эксклюзивности нет, цена становится ниже и ты перестаёшь быть известным певцом по корпоративам. На какое-то время и для кого-то это, может быть, и выход. Но надо быть готовым к тому, что однажды ваше творчество перестанет быть творчеством и превратится в рутину, вы будете не играть, а «чесать». И деньги, заработанные вами, будут уходить на шмотки, рестораны, оплату кредитов за машину и прочую пыль в глаза для поддержания образа. И на антидепрессанты, чтобы была хоть какая-то мотивация, когда в сто первый раз задаёшь себе вопрос – а нафига я всё это делаю?
- Существует мнение, что артист должен быть голодным. Что скажете?
Плохой артист – наверное, должен. А так – не согласна. Если человек одарённый, он будет творить независимо от обстоятельств. Хоть голодный, хоть сытый, хоть лежит в больнице, хоть на пляже в Малибу – всё равно в голове его идеи, только успевай записывать. Но есть такие люди, у которых только в момент стресса открываются какие-то способности. Знаю таких. Отлично пишут, кстати. Но для того, чтобы творить, им необходимо находиться в состоянии шока или хотя бы депрессии. Едва у них жизнь налаживается – всё, идей нет, ничего не пишется, да и не очень-то хочется. Вот таким художникам надо быть голодными. А остальным надо правильно питаться.
- Говорят, у творческих людей тяжелый характер, и жить с ними нелегко…
Разве только с творческими? Я вот кучу абсолютно нетворческих людей знаю, с которыми не то, что нелегко жить, а вообще ад кромешный. Так что не в творчестве дело, а, простите за банальщину, в характере и воспитании. Творческие просто более эмоциональные. Если вы связались с таким человеком, примите его чувствительность как данность и не ломайте его. Он просто другой. Не нравится, когда мозг выносят, когда слёзы без причины и драматичное заламывание рук – найди кого попроще. Это как кто-то любит твёрдый сыр, в кто-то мягкий. Так вот творческий человек – камамбер, нетворческий – пармезан. И то, и другое хорошо. Дело вкуса.
- Каждый человек на определенном жизненном этапе понимает, что где-то он поступил не правильно. Вы жалеете о чём-нибудь? Делаете выводы?
Выводы делаю всегда. Бывает, не сразу, а по прошествии времени, потому что не хватает знаний и спокойствия, чтобы адекватно оценить ситуацию «здесь и сейчас». Но анализ точно присутствует. Вопрос в том, когда результаты этого анализа появятся.
А жалеть – ни о чём не жалею. Жалеть – значит, не принимать себя и жить с чувством вины. Это груз, который не даёт двигаться вперёд. Нужно понимать, что да, вот так случилось, вот такая я была тогда-то, вот так плохо поступила или вот эту возможность упустила. Ну и что? Я имею право ошибаться. Если я была когда-то дурой, это не значит, что я ею останусь навеки. Вместо обвинений, надо уметь просто компенсировать моральный ущерб: если себя обидел – себе компенсируй, других обидел – делай подарки, что-то доброе, проси прощения. Но не превращайся в жертву и не долби себя. Ошибся – сделал выводы – двигаемся дальше. Всё.
- Конкретные примеры выводов, к которым пришли спустя время, можете привести? Интересны какие-то мировоззренческие трансформации, а не бытовые, минутные, вроде – ага, суп пересолила, в следующий раз надо меньше соли класть.
Нельзя указывать в песне конкретных людей. Обобщать можно, но не надо писать «Петя Сидоров, я так тебя любила, а ты, увы, такой козёл». Петя Сидоров, может, впервые эту песню услышит через 10 лет, когда вы уже большими друзьями будете. Ваши эмоции будут неактуальны, а Пете будет больно и он вам даст в глаз. И вы опять враги.
Нельзя привлекать друзей к делам, связанных с деньгами. Дружба дружбой, бизнес бизнесом. Бывают исключения, но близкими людьми лучше не разбрасываться. Они могут быть хорошими людьми, но некоторые их качества, приемлемые в общении, могу оказаться фатальными для дела. Сделаешь замечание – человек через призму личных отношений воспримет это как претензию или упрёк. В итоге, и друга потеряешь, и дело загубишь.
Нельзя встречаться с женатыми мужчинами и самой смотреть «налево». Нельзя и точка.
Нужно показывать своих избранников родителям. Мама с папой видят твоего Василия, как облупленного. В отличие от тебя самой, выдумавшей Васе 158 положительных качеств и влюбившейся в его чудный образ. Образ чудный, а Вася – чудной. И родители эту разницу чётко секут, даже если они сами не смогли свою личную жизнь наладить. Видят, просто потому, что они совершенно не влюблены в твоего Васю и мозг их цел.
Ну и самое главное - нужно уметь радоваться тому, что имеешь. Не стиснув зубы, вращая злобным глазом, типа «мне нравится, что я сейчас безработный, нравится, нррррравится, я довоооолен, оммм, оммм, чёрт всех дери!» А просто не паниковать, стараться спокойно решать проблему. Нет чего-то – иди, достань. Не достал – значит, не время. Или не очень хочешь. Или не дают тебе это, потому что во вред будет. Нет сил улыбаться сегодня и не было вчера, и причиной тому не смерть, не болезнь и не землетрясение, то есть вероятность, что даже по достижении цели твоя физиономия будет постной. Всё справедливо в этом мире. И всё, к чему ты готов, ты получаешь. Помню, был период, когда я думала – вот бы полежать, отдохнуть, надоело всё, хочу валяться и спать. Получите, распишитесь: пролежала почти год под капельницами. Аккуратнее надо быть с недовольством и желаниями.
- А Вы легко отличаете истинное от ложного? Допустим, в век соцсетей есть такое понятие – «френд». Friend – это друг. Вы легко ли с людьми «френдитесь», сходитесь?
Если по делу – то легко. Там свои чёткие правила и их просто надо соблюдать. Если для жизни – то очень долго присматриваюсь, до последнего держу дистанцию. Зачем тратить время и энергию на тех, кто тебе не подходит и вообще не интересен?
- Но интересных тоже очень много.
Верно, и обычно их сразу видно. Равно как и тех, кто только делает вид, что их занимает то, что тебя волнует. Допустим, человек дискутирует на моей страничке о чем-то духовном, такой весь правильный и честный – сил нет. На страничке – потому что в личку мне могут писать только взаимные друзья, посторонним вход закрыт, чтобы не грузили чушью. Прояви сначала, дорогой незнакомец, свои качества в общении на моей стене, дай убедиться, что ты человек нормальный, и я включу тебя в друзья, если заявку отправил. Это не высокомерие, а самооборона. Неадекватов очень много в сети. Так вот есть заявка, допустим, есть какие-то умные мысли в ветках на моей стене. А на его собственной стене ужас, мат-перемат, голые бабы и состоит он в десятке порно-сообществ. Всё, человеку нечего у меня в друзьях делать. Мне нечему у него научиться, кроме дурного. А если я начну с ним общаться – я этой дурью могу заразиться. Спасибо, я пас.
- Тогда что Вы вкладываете в понятие «дружба»? Кто это - друг?
Наверное, еще года два назад мне было бы очень легко ответить на этот вопрос. Мне казалось, что дружба - это когда люди готовы в любой момент помочь. Но потом я поняла, что мне, вообще-то, и посторонние люди часто помогают, и сама я чужому человеку, бывает, готова помочь. И друзьями мы от этого не становимся.
Еще я думала, что дружба - это когда ты общаешься с человеком 15 лет. Но теперь вижу, что друзья бывают на определенном этапе жизни. Вы проходите одинаковые события и это вас сближает. Потом вас судьба разведёт, но что, разве вы не были друзьями или перестали ими быть? Нет. Вы просто перестали быть теми, кто каждый день по часу болтал в скайпе и каждые выходные сообща выезжал на природу.
Дружба – это доверие на какой-то период времени. Дружба - когда люди хорошо друг друга понимают, но не факт, что понимают во всём. Дружба - это взаимопомощь, но не обязательно со звонками в 4 утра и требованием занять денег. То есть, дружба - это близкие отношения на определённом отрезке жизни с ожиданием помощи и готовностью её предоставить. Желание заботиться. Друг - это когда тебе не всё равно, что происходит с человеком. У меня во всяком случае так.
- А ещё говорят, что друг - это человек, который автоматически на твоей стороне, который поддержит тебя, даже если ты не прав
Склонна согласиться. Если мой друг не прав в какой-то ситуации и разбор полётов происходит прилюдно, я буду его защищать - просто, чтобы ему меньше влетело. Но аккуратно: и чтобы достоинство друга не потерять, и чтобы невиновный не пострадал. Потом, в личном разговоре я попробую другу объяснить, что так не делают.
Правило простое. Женщину – сначала надо поддержать, пожалеть, дать выговориться. И только когда она успокоится и включит разум, можно давать какие-то наставления. Иначе эмоции всё перекроют, ещё и тебе по шапке достанется. Мужчин тем более нельзя лишать поддержки на людях, это будет воспринято как предательство. Но в случае с мужчинами, если ты сама женщина, надо не только их сторону занять, но и после язык прикусить. Просто потому, что непрошенные женские советы мужчинам не нужны. Другое дело, если он сам спросил, что ты обо всё думаешь. Тогда включай деликатность, мудрость и вещай.
- Вы воспитываете 9-летнего сына и видите, чем живут сегодняшние дети. Можете сравнить, чем нынешнее поколение отличается от вашего?
Мне кажется, мы были более зажатыми. Потому что «то не делай, это нельзя». Мы должны были быть исключительно хорошими и правильными. И вот мы выросли, но так и не научились выражать свои эмоции. Мы просто не знаем, где они у нас находятся и какие они, мы их прятали всю жизнь. В детстве нам говорили: вы не должны плакать, вы не имеете права кричать, хлопать дверью. В итоге у нас куча комплексов и зажимов. Мужчины боятся рисковать, боятся серьёзных отношений, серьёзной работы – это же всё ответственность, а вдруг что-то пойдёт не так? Их лишили права на ошибку. А какой лучший способ никогда не ошибаться? Верно, ничего не делать и не связывать себя обязательствами. Вот и выходит, что пока 35-летний мужик тормозит, какой-нибудь 22-летний парень уже пять раз всё сделал и получил дивиденды. И не потому что он молод, а потому что он открыт и не боится ошибаться.
Сегодняшние дети кажутся более отвязными, но на самом деле они просто умеют выражать свои эмоции и отстаивают своё право на позицию. Это выглядит странно, но это круто. Они могут сказать: это мне не нравится, это я кушать не буду. А мы будем давиться, глотать со слезами на глазах и обижаться потом всю жизнь, ах, как мир несправедлив.
Что касается подростков – это другое поколение. Люди от 14 до 22 лет в массе своей очень поверхностны. Легко заводят общение, но на следующий день забывают, с кем и о чём общались. Всё выражается на уровне смайлика: он обозначает и «хорошо», и «ладно», и «фиг с тобой», и «я очень рад». Как понял так и понял, только скорее отвяжись, ты мне уже не интересен. Они общаются со всеми одновременно и ни с кем глубоко. Открыли несколько окон в чате и во всех какая-то ерунда, «ахаха» и секс. У них будто соревнование, кто лучше выглядит, а не кто лучше учится или узнал что-то новое. Это профессиональные потребители: они берут твою энергию, твоё время, часами рассказывают о себе, но едва ты откроешь рот – им станет скучно. Поколение соцсетей. Это пройдёт. Просто этим детям достался первый удар. И не они виноваты, а их родители, которые не дали им альтернативы.
- Как выглядит Ваш счастливый день? Где Вы, с кем, чем занимаетесь?
Мое состояние счастья мало зависит от обстоятельств. Допустим, я могу два часа сидеть за пианино, потом пообедать с подругой, потом три часа поговорить с мамой в скайпе, потом приготовить вкусняшку и посмотреть хороший фильм. Вполне счастливый день. Или я в командировке, общаюсь с интересными людьми, потом еду в аэропорт и вижу там улыбающихся пограничников, покупаю в дьюти фри конфеты, а в самолёте достаю айпад и пишу музыку. И я счастлива. Или иду в Коломенский парк, живу я рядом, и гуляю одна четыре часа. Просто хожу туда-сюда, смотрю на реку, на людей, и мне хорошо. Любой день может быть счастливым.
- Ну и в заключение, стандартный вопрос: какая у Вас мечта? Есть нереализованные желания?
Есть такое высказывание: если у человека нет никаких желаний, значит, он стремится к смерти. Люди, которые ничего не хотят, кроме как удовлетворить чувства – поесть, поспать, переспать - люди-растения.
Я хочу записать альбом, выпустить клип, иметь возможность выступать на площадках с хорошим звуком, - это что касается музыки.
Если о личном – хочу, чтобы сын был счастлив, чтобы я сумела дать ему любовь и то материальное, что ему необходимо. Мне всё равно, кем он станет по профессии, лишь был человеком здоровым физически и психически.
Хочу помочь своим родителям достойно состариться. Чтобы у меня была возможность перевезти их поближе и поселить рядом. Не в одном доме, потому что у каждого должно быть личное пространство, а где-нибудь в пешей доступности, чтоб мы всегда могли прийти друг к другу на чай, покушать вместе, пообщаться, чтобы мама с папой понимали, что они не одни.
Хочу дом за городом, у реки или озера. Чтобы тишина, покой и лес. Чтобы заниматься музыкой с видом на воду.
А ещё хочу новое платье…и туфли …в дождь. Помните, как в «Стране глухих»?
В общем, желаний много всяких разных, но те, что перечислила, наверное, основные. Не считая платья с туфлями. Это может подождать. Хотя исполнится однозначно быстрее. Вот такой вот парадокс.