155 лет назад казаки и ополченцы не дали пропасть России
В начале 1855 года обыватели Таганрога резонно полагали, что существование их безоблачно, а будущее перспективно. Несмотря на то, что уже два года Россия воевала с Великобританией, Францией, Османской империей и Сардинским королевством, война казалась чужой и далёкой.
Гордые бритты потерпели поражение под Петропавловском, на Кавказе войска генерал-майора Врангеля в хвост и в гриву "гоняли турку", а героические защитники Севастополя мужественно давали отпор англо-французским отрядам. Эхо далёких сражений едва долетало в степенный Таганрог.
Таганрожцы не знали и не могли знать, что командующий английской армией лорд Раглан, крепко увязший в Крыму, приготовил для России удар, который должен был решить исход кампании: британскому флоту предстояло обойти Керчь, прорваться в Азовское море и решительным штурмом взять Таганрог. И тогда английские морские пехотинцы неодолимым потоком хлынут в незащищённое подбрюшье России и остановить их будет уже невозможно.
Русские не сдаются!
Выбор был сделан верный: во-первых, из Таганрогского порта к защитникам Крыма отправлялись амуниция и провиант, так что его захват сразу сажал русскую армию на голодный паёк. Во-вторых, оборонялось Приазовье из рук вон плохо - охрану побережья несли несколько казачьих полков, а в самом городе стояли полубатальон солдат и жандармская команда. Казалось, взять ключевой для России город легче лёгкого.
22 мая 1855 года таганрожцы заметили появившиеся на рейде неизвестные корабли. Армада состояла из семнадцати крупных судов, среди которых прятались два десятка канонерских лодок. Неужели свои? В ответ на стеньгах взмыли английские и французские флаги.
Командующий объединённой эскадрой захватчиков не сомневался в победе. Что могут сделать полуграмотные крестьяне из Богом забытых провинциальных полков непобедимому флоту владычицы морей? А если эти странные русские откажутся сдаваться, орудия его кораблей разметут Таганрог к чёртовой бабушке! И пусть живые завидуют мёртвым!
Но высланные на берег парламентёры привезли ответ. "Военная честь запрещает без боя уступать город, - писал атаман Иван Краснов. - Если неприятель хочет доказать своё сострадание жителям, то прошу его выйти на берег и вступить со мной в бой". Британский адмирал поморщился: эти варвары не знают, что их ждёт...
В течение шести часов сорок кораблей бомбили беззащитный город. Над Таганрогом висело огненное зарево - от зажигательных ядер загорелись десятки домов. Решив, что гарнизон сломлен, захватчики пошли на штурм.
В половине четвёртого десант из полутысячи англичан высадился на берегу Таганрога, у Каменной лестницы. Но что это? Из-за раскидистых кустов внезапно раздался залп. А затем изумлённые пехотинцы Её величества увидали, как на них, примкнув штыки к старым ружьям, строем несутся полторы сотни израненных казаков и солдат. Вернувшись на корабли, немногочисленные спасшиеся англичане доложили: десант уничтожен, русские устроили им на берегу кровавый ад.
"Порвём врага на британский флаг"
И всё же праздновать победу было рано. Англичане и французы больше не предпринимали прямых атак, но продолжали обстреливать город издали. Однако гарнизон не уменьшался: в Таганроге началось формирование ополчения, куда сразу же записались несколько сотен жителей. Впрочем, на защиту родного города встал в те дни каждый. "Жена отставного унтер-офицера Анисья Лядова во время бомбардирования снабжала нижних чинов водою, - докладывал полицмейстер начальству. - Кроме того, она, Анисья, увидя возле горевшего дома дитя, со всем удивления достойным самоотвержением бросилась и спасла того ребёнка".
"В плохо укреплённом Таганроге мы встретили неожиданное и отчаянное сопротивление русских", - со своей стороны свидетельствовал английский офицер Берроу.
В начале июля объединённый флот во второй раз начал осаду города, пытаясь пробиться к Дону. Опять потерпев неудачу, захватчики снова подвергли Таганрог страшной бомбардировке. Одновременно на берег сошли бригады карателей - английские "джентльмены" безжалостно предавали огню окрестные хутора: террор, точно, испугает славян!..
А дальше случилось то, что англичане позже назвали русским варварством и нечестной игрой, а наши - военной хитростью.
Сообразив, что обстреливать британские корабли из хиленьких пушек - значит зря тратить заряды, командование гарнизона обратилось к местным рыбакам. Под покровом ночи таганрожцы, знающие залив как свои пять пальцев, сели в лодки и... переместили указывающие глубину бакены. На следующее утро монитор "Джаспер" попытался войти в Мёртвый Донец и сразу же сел на мель. С воем и гиканьем спрятавшиеся в камышах казаки в два счёта захватили корабль. Говорить "погибаю, но не сдаюсь!" в британском флоте было не принято.
"Всевышний да наградит вас..."
Осада Таганрога продолжалась в течение трёх месяцев. Лишь в конце лета 1885-го англичане поняли, что сдаваться защитники не собираются. 19 августа британский флот в третий и последний раз пошёл на приступ в надежде если не за.хватить, то капитально разрушить город. Вновь завыли в воздухе зажигательные бомбы, на берегу запылали пожарища. Но альбионцев ожидал неприятный сюрприз: оказывается, за месяц таганрожцы с помощью одних лопат и мотыг смогли превратить город в неприступную цитадель. Увидав, как земляные казематы яростно плюются по кораблям ядрами, англичане сперва даже опешили: откуда орудия? Тщетно попытавшись разрушить укрепления артиллерийским огнём, захватчики едва не потеряли несколько кораблей. О том же, чтобы под градом картечи высаживать на берег десант, не могло быть и речи. Сообразив, что дело провалено, командующий английской флотилией дал команду на возвращение в Чёрное море.
Уход вражеской эскадры Таганрог сопровождал колокольным звоном. Защитники ликовали: непобедимая "владычица морей" спасовала перед провинциальным городом! Но победа далась дорогой ценой: бомбардировками в Таганроге было разрушено двадцать и повреждено семьдесят четыре больших особняка, ещё сто восемьдесят девять зданий не подлежало восстановлению. Серьёзно пострадал Никольский храм - застрявшие в его стенах ядра решили сохранить как реликвию.
"Всевышний да наградит вас за ваше самопожертвование, за ваше терпение, ваше мужество, - обращался император Александр II в благодарственном письме к жителям Таганрога. - Сознавая величие ваших жертв и подвигов, мы воздаём вам на память веков сердечную признательность за доблестные деяния, совершённые в минуту бранной тревоги!" Одновременно самодержец на год освобождал горожан от уплаты всех налогов.
Однако обороне Таганрога не суждено было войти в историю подвигов русского оружия. После того, как Ленин написал, что "Крымская война показала гнилость и бессилие крепостной России", её расценивали как позорную и проигрышную для страны. Хотя вряд ли можно считать проигранной войну, в которой за три года армии шести стран смогли занять только половину Севастополя. Да и последствия Крымской кампании оказались не совсем уж плохими для России: неудачи на фронте привели к отставке английского правительства, казна Османской империи обанкротилась, а Австрия на двадцать лет попала в политическую изоляцию. Новая эпоха европейской истории родилась в том числе и под Таганрогом.
Александр Ключников