10 апреля 1912 года от причала английского Саутгемптона в свой первый рейс отправился новейший суперлайнер «Титаник». Спустя четыре дня «корабль-мечта», как прозвала исполина молва, врезался в айсберг и ушёл на дно океана. За сто лет, минувших с той поры, о трагедии посреди Атлантики сняли десятки фильмов и написали сотни книг, досконально исследовав все подробности его недолгого путешествия. Кроме, пожалуй, одной: среди 1306 пассажиров на борту «Титаника» находились и жители Дона.
Подвиг русского капитана
О том, что на борту затонувшего лайнера находились подданные Российской империи, стало известно как только «Карпатия», принявшая на борт немногочисленных выживших в самой крупной на тот момент катастрофе на море, отшвартовалась в Нью-Йорке. Уже спустя две недели после катастрофы в Адмиралтейском соборе Санкт-Петербурга служили заупокойную панихиду по погибшим. Вознося молитву, священник назвал лишь одно русское имя – Михаила Жадовского, о самоотверженном подвиге которого писали тогда все европейские газеты. Отставной капитан русской армии, оказавшийся по выходу на пенсию без гроша в кармане, в начале XX-го века уехал искать счастья во Францию. Там он случайно познакомился с одним из владельцев судоходной компании «Уайт Стар». Оценив порядочность и сметливость русского, тот предложил Жадовскому великолепную работу – стать главным казначеем на новом трансатлантическом лайнере, постройка которого как раз подходила к концу.
На «Титанике» Жадовский отправился в своё первое плавание. Когда стало ясно, что корабль обречён и на воду начали спускать шлюпки, корабельный казначей должен быть занять место одним из первых. Однако, отдав кассу с наличностью своему помощнику, Жадовский остался на борту. Спасшиеся члены экипажа рассказали о его последних словах: «Мне уже шестьдесят восемь, жить осталось недолго, а деньги доставят и без меня». До последнего помогая пассажирам усаживаться в шлюпки, Жадовский утонул вместе с другими моряками.
Впрочем, будучи единственным русским, отставной капитан являлся далеко не единственным подданным Российской империи россиянином, погибшим на «Титанике». В числе жертв катастрофы числилось несколько евреев с Волыни, польский коммерсант, десять армян, литовский ксендз, а всего, по данным одной из британских газет, из воды вытащили около ста насмерть замерзших пассажиров, у которых были паспорта с двуглавым орлом. Однако по тогдашней традиции инородцев было не принято причислять к россиянам.
И всё же не так давно стало известно: по-русски на «Титанике» говорил не только Жадовский. На его борту находилось двенадцать выходцев с Дона, спешивших на «корабле-мечте» навстречу своему счастью.
Из Ростова за счастьем
Их имена не поминались в заупокойных молитвах, что, впрочем, неудивительно. Во-первых, плыли донцы в каютах третьего класса, имена пассажиров которого удалось восстановить много позже. Во-вторых, в родной стране они считались опасными сектантами-раскольниками, горевать о которых официально было совсем не с руки.
Движение «Новый Израиль» образовалось в середине 19-го века. Крестьянин Перфил Катасонов, решив, что действующая церковь чересчур погрязла в грехах, объявил себя истинным последователем Христа. На удивление сторонников у новоявленного мессии нашлось немало. Сектанты отрицали храмы, иконы, посты, много работали и верили, что Бог – это совесть, живущая в душе каждого человека. В результате к концу века на плодородном Дону и Кубани проживали многочисленные группы «новоизраильтян». А в 1905-ом центром движения и вовсе стал Ростов. Однако спокойное житьё сектантов скоро закончилось: перепуганное революционными брожениями правительство начало закручивать гайки во всех сферах общественной жизни и духовный преемник Катасонова Василий Лубков решил перевезти свою паству за границу. Для начала раскольники сунулись было в веротерпимые Соединённые Штаты, однако страна «жёлтого дьявола» разочаровала их. В итоге на общем совете «новоизраильтяне» приняли решение переселяться в Уругвай, благо его власти были не прочь получить рабочие руки. Вскоре первые переселенцы отправились за океан, следом потянулись и другие.
В начале 1912 года в дорогу отправилась очередная группа донцов. Как писал краевед Владимир Потапов, восстановивший историю секты, в путь двинулись восемнадцать человек. Добравшись через всю Европу до французского Шербура, они на сэкономленные копейки купили самые дешёвые билеты на первый корабль, идущий в Америку. За океан полетела телеграмма: «Сели на пароход. Скоро встретимся».
О том, что на «Титанике» плыли ростовчане, стало известно лишь много через много лет. Историю «Нового Израиля» восстановил донской краевед Владимир Потапов, чьи предки сами имели отношение к секте. А ещё спустя годы стала известна судьба ещё одного пассажира злосчастного лайнера. В архивных списках тех, кто выжил в катастрофе, обнаружилось имя спасшегося подданного Российской империи. Составлявшие список американские чиновники записали лишь то, что счастливчик прежде жил на Дону, сам родом из казаков, а за океан поплыл в поисках лучшей доли. Выжить ему помогла морская болезнь. Укачавшись в трюме, где располагались каюты третьего класса, он решил выйти подышать воздухом на палубу – в этот момент «Титаник» врезался в айсберг. Вместе с другими потерпевшими крушение казака подобрала «Карпатия», доставив в Нью-Йорк. О том, как сложилась дальше судьба земляка, история сохранила во мраке…
АиФ-справка
Жертвы «Титаника»
Евгений Драпкин, Геннадий Слоковский, Михаил Марков, Филимон Мелкевук, Петр Найденов, Михаил Денков, Дмитрий Маринко, Константин Иванов, Иван Минев, Назар Минков, Дмитрий Нанков, Александр Радев, Иван Станев, Тимофей Краев, Николай Малинов, Матвей Зотов, Евгений Перкин, Василий Плотошарский