За тридцать лет плаваний ростовчанин Владимир Петришин побывал в 99 портах - во всех уголках света, боролся с ураганами, трижды чудом избежал смерти, встречался с пиратами и видел "морского дьявола".
Его морская карьера едва не окончилась, ещё не успев начаться. В 1955 году выпуск.ной курс молодых судоводителей на полгода отправили проходить военно-морскую практику на черноморском линкоре. Линкор назывался "Новороссийск".
Последний парад...
- Огромный корабль, мы все гордились, что служим на нём, - говорит Петришин. - Вдруг пришёл приказ: меня переводят на соседний эсминец. Я чуть не плакал, страшно завидовал друзьям, которые остаются на этом великолепном корабле.
Спустя несколько дней после перевода Петришина линкор "Новороссийск" взорвался и затонул на рейде севастопольской бухты. Взрыв прогремел как раз под отсеком, где разместили выпуск.ников мореходки. Из всего курса уцелели лишь несколько человек...
- Сейчас строят много догадок, отчего взорвался линкор, - рассуждает капитан. - Знаю одно. За полсуток до катастрофы я нёс на эсминце вахту, и дежурные доложили мне: замечены поднимающиеся со дна пузыри, они двигаются в сторону "Новороссий.ска". Пузыри на воде обозначают аквалангиста-диверсанта. Я сразу сообщил об этом командованию, была объявлена боевая тревога. Правда, через пару часов её отменили. Наутро "Новороссийск" взорвался.
Моряки сутками вытаскивали из моря тела погибших товарищей. Многие, не выдержав стресса, переводились служить на берег.
Пираты ХХ века
Первое плавание запомнилось как первая любовь. - Шли мы на Кубу, - вспоминает Владимир Емельянович. - Кастро тогда ещё не было, правил Батиста, ориентировавшийся во всём на Америку. Наш теплоход стал первым советским судном, зашедшим в кубинский порт. Помню, только сошли на берег, нас толпой окружили кубинцы. Стоят, молчат и смотрят на нас пристально. Пять минут стоим, десять... Наконец один кубинец перекрестился, подошёл осторожно ближе и спрашивает: "Сеньор, можно вашу голову посмотреть?" Снял я бескозырку. Он мне макушку ощупал, оборачивается к своим и кричит радостно: "У него нет рогов!" Оказывается, местная пропаганда трубила, что все русские - слуги дьявола и у них на голове, как у чертей, есть рога. Даже плакаты такие печатались. На следующий день после этой встречи в порту жители посрывали их со стен.
Потом было ещё немало разных встреч. В Китае команду сухогруза, доставившего зерно, из порта до центра города жители несли на руках. Зато близ Индонезии к его теплоходу подошёл корабль, вдруг ощетинившийся пулемётными стволами. На моряков напали местные пираты. К счастью, обошлось без стрельбы: совет.ское судно не везло ничего интересного для морских разбойников. О похожем случае позже снимут фильм "Пираты ХХ века". Это была суровая реальность морской работы - не один наш корабль, бывало, возвращался в родной порт с пробитыми пулями бортами. Но рассказывать о встречах с корсарами морякам было категорически запрещено. Советские корабли согласно идеологии не могли быть жертвами каких-то бандитов.
Волосатый рейс
Зато знаменитую комедию с Леоновым Владимир Емельнович всегда смотрит с удовольствием.
- Ну словно про наш теплоход сняли! - хохочет он, глядя, как команда по всем палубам гоняется за шимпанзе, .устроившей на судне небывалый аврал. - Только тигров у нас не было, а так всё один в один.
Принять в подарок голубую макаку Петришина упро.сила жена советского представителя в Алжире. Обезьянка оказалась совсем ручной, чрезвычайно смышлёной и скоро стала любимицей команды. Правда, уже в пути капитан понял, отчего его так настойчиво уговаривали принять на борт мохнатую пассажирку.
- Она на месте ни минуты сидеть не могла, постоянно везде залезала, - рассказывает Петришин. - Больше всего любила сидеть на судовом телеграфе, откуда с мостика подаются команды в машинное отделение. Штурман её оттуда как-то согнал. А она за это затаила на него обиду.
...Вопль, сопровождаемый затейливой матерной конструкцией, услышали даже в трюме. В каюту штурмана на крик сбежалась вся команда. Обхватив в отчаянии голову, он сидел за столом, на котором лежали изорванные в клочья судовые документы и карты. А в иллюминатор победно улыбалась макака.
С большим трудом обезьяну отловили. До прихода в порт её сторожили особо.
Тайны двух океанов
"Море хранит множество тайн. Недаром все моряки суе.верны", - писал знаменитый путешественник Тур Хейердал. Бывалый капитан полностью согласен со своим коллегой.
- Мы шли в Индийском океане, вдали от обычных мореходных маршрутов, - рассказывает он. - Ночь, я несу вахту и вдруг вижу, что вдоль обоих бортов из-под воды появляется свечение. Очень сильное, словно горят мощные прожекторы. В команде было много опытных матросов, но никто не смог объяснить, что это такое. Свечение сопровождало корабль в течение получаса, потом оно исчезло. Что это? Старые моряки говорили, что так себя показывает мор.ской дьявол, когда хочет затянуть судно в пучину. Нет, у нас всё закончилось хорошо. Но в переделку нам всё же довелось попасть, уже в Тихом океане. Разразился ураган, радиус которого достигал тысячи миль. Шторм продолжался месяц. Вообще в океане порой поневоле задумаешься, так ли хорошо наука знает мир. Мои друзья, которым я доверяю, лично наблюдали, как из-под воды вылетали странные дискообразные летающие объекты. Причём даже снимали их на киноплёнку. Вот вам и суеверия...
Александр Ключников
Фото автора