Если обратиться к русскому Интернету, то для больных с раком печени или поджелудочной железы там в основном рекомендации, как с меньшими мучениями встретить смерть.
А в возглавляемом членом-корреспондентом Российской Академии медицинских наук, профессором Вадимом Касаткиным торако-абдоминальном отделении Ростовского НИИ онкологии таких больных оперируют давно и успешно.
"У тебя, доктор, своя жизнь, а у меня своя"
Первые такие "крестники" Вадима Фёдоровича уже по 15 и более лет прожили. Чтобы поговорить о делах дней нынешних мы встретились с хирургом не в самое подходящее время - в половине седьмого утра. Но другого времени у Касаткина просто нет. Операции - практически ежедневно, и некоторые длятся по 17 часов.
- Есть теория, что болезнь - наказание за прежние грехи. А часто ли у спасённых людей психология меняется?
- К сожалению, не всегда. Несколько лет назад цыганского барона прооперировали. Семь органов ему удалили - желудок, почку, селезёнку и другое. Недавно он приезжал на обследование, болезнь отступила, чувствует себя неплохо. Но как мне сообщили, по-прежнему замешан во многих неблаговидных делах. Я ему говорю: "Как же так? Разве ради этого мы тебя спасали?" А он мне отвечает: "У тебя, доктор, своя жизнь, а у меня своя".
- Наслышана о ваших успехах. Вы первыми на Юге России стали делать уникальные экстракорпоральные операции на органах, почку уже пересаживали, планируете пересадку печени. А было ли что-то такое, вам самому малопонятное, когда на больном уже крест ставили, а он вдруг выжил?
- Запомнился давний случай. Я тогда ещё в мединституте работал. Так совпало, что почти в один день оперировали двоих знакомых: отца коллеги и брата однокурсника. У мужчины была крошечная опухоль в желудке, а у парня просто гигантская, захватившая несколько органов и заметная даже невооружённым глазом. Конечно, казалось, что у первого пациента шансов больше. Но у мужчины пошли метастазы и его не смогли спасти. А парня недавно встретил: бодрый, улыбающийся.
Нога весила 42 кг...
- Вы творите настоящие чудеса в хирургии. Но случаи, интересные с медицинской точки зрения, не всегда понятны для неспециалиста. Расскажите о самых необычных операциях.
- Однажды к нам привезли молодого мужчину с хондросаркомой. При объёме талии в 90 сантиметров больная нога у него так распухла, что её объём достиг 120 сантиметров. Картинка как из фильма ужасов. Он был болен уже 13 лет. Когда ему впервые диагноз "саркома" поставили, он был очень успешным бизнесменом, спешил делать деньги и от операции отказался. А потом болезнь его сковала, бизнес разрушился, друзья отвернулись. Только жена оказалась преданной и его не оставила. За операцию уже в России не брались, только американцы согласились, но запросили 100 тысяч долларов. А таких денег у него давно не было. Мы взялись его оперировать, даже стол специальный сделали. Больную ногу, которая достигла по весу 42 килограммов, пришлось двум врачам держать. После операции мы учили парня заново ходить, потому что он три года до этого пролежал. К счастью, прошло уже несколько лет, а этот мужчина жив-здоров, вновь занялся бизнесом, письма нам иногда пишет. Или вот ещё совсем недавний случай. К нам в отделение с трудом подняли женщину с миловидным лицом, но чудовищным животом, который висел ниже колен. И это при том, что больная не была толстой. У неё предполагали гигантскую опухоль, и отказывались оперировать. Женщина несколько лет могла перемещаться только по собственной квартире, а живот носила, как тяжёлый чемодан, поддерживая простынёй, потому что иначе двигаться не могла. Мы обследовали эту женщину и взялись оперировать. К счастью, оказалось, что у неё не онкология, а гигантская грыжа, из-за которой многие внутренние органы уже изменили своё месторасположение. Возвращать их за одну операцию на место нельзя, нужно, чтоб организм адаптировался. Сейчас мы провели одну операцию, через полгода сделаем вторую. И женщина ещё красоткой с хорошей фигурой будет. Ведь она не стара - чуть за сорок. Ещё жить да жить.