Примерное время чтения: 8 минут
675

Лекарство от одиночества. Соцработник заменяет старикам детей и внуков

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 27. "Аргументы и Факты" на Дону 02/07/2014
Ирина Прилуцкая / АиФ-Ростов

Досье

Ирина Викторовна МОРОЗОВА родилась в Ростове-на-Дону. По профессии инженер-строитель промышленного и гражданского строительства. Работает заместителем начальника (МКУ УСЗН Кировского района г. Ростова-на-Дону) по социальному обслуживанию населения. Мать двоих детей.

Двадцать лет своей жизни эта женщина работает, чтобы чья-то старость всё же была в радость. Ростовчанка Ирина МОРОЗОВА - замначальника по социальному обслуживанию населения управления соцслужбы Кировского района.

О том, как живётся одиноким пожилым людям, о сострадании к ближнему и безразличии близких наш разговор.

Чужая боль

- Ирина Викторовна, знаю, что вы по профессии инженер-строитель. А почему стали соцработником?

- Я много лет занималась проектированием в разных организациях, хорошо зарабатывала. Но в перестройку это оказалось никому не нужно: зарплаты стали копеечные, а потом и вовсе перестали платить. Пришлось искать хоть какую-то работу, и я устроилась продавщицей в хлебный магазин на Чехова. Первое время, когда приходили бывшие коллеги, с которыми ещё вчера проекты защищала, от стыда пряталась за прилавком. Но куда было деваться? С мужем мы разошлись, и я одна растила сына и дочь, продолжала платить взносы за квартиру в кооператив. И тогда поняла, что работать не стыдно, стыдно ничего не делать. Как-то мне знакомая предложила устроиться в соцзащиту. Платили там стабильно, и согласилась. Этой работы многие наши сотрудники тоже стесняются, не понимая, что милосердием и состраданием нужно гордиться.

- И всё же ваш заработок совсем не лёгкий...

- Работа действительно тяжёлая. Начать с того, что мы приносим людям продукты, которых должно хватить на несколько дней. И если две бабушки живут рядом, то в каждой руке несёшь по 5 - 7 килограммов. А в Кировском районе дома старого фонда и без лифта, приходится поднимать сумки на 5-й этаж по лестнице.

Помогаем и по дому: прибрать, бельё постирать, лампочку вкрутить, суп сварить. Много приходится ходить пешком: муниципальный транспорт в центре ездит не везде, а в маршрутках у нас проезд платный, и мотаться туда-сюда накладно. И соцработников у нас почему-то не принято пропускать без очереди. К примеру, старикам раз в месяц положены лекарства, и, чтобы их забрать в поликлинике, можно там простоять полдня. То же самое и в Пенсионном фонде. А наши бабули и дедули встают рано, ждут свежий батон к утреннему чаю и жалуются, если их беспокоят днём: после обеда у них сон, а потом и сериалы начинаются. 

Тяжело не только физически: с пожилым человеком нужно уметь общаться. Им больше всего не хватает внимания, и уже с порога они взахлёб рассказывают обо всём, что случилось за неделю, жалуются то на медицину, то на ЖКХ. Им сложно самостоятельно разобраться в современной жизни, поэтому приходится по многу раз объяснять одно и то же, утешать, а чаще - молча слушать. Словом, ты и домработница и психолог в одном лице.

Конечно, много благодарных людей, которые и встречают с улыбкой, и десять раз «спасибо» скажут. Но попадаются и очень сложные в общении люди. Например, на Пушкинской живут бывшие партработники и разного ранга руководители. Это очень требовательные люди, привыкшие, что у них «все по струнке ходят», и «государство должно», и не дай Бог ты слово скажешь поперёк. Проще соглашаться, чем объяснять, что всё это в прошлом. Стариков не перевоспитаешь, и ни в коем случае нельзя их в этом винить.

Я знаю пожилых женщин, в прошлом очень состоятельных, которые никогда не готовили, не стирали. Просто они привыкли, что в квартире была домработница, а в старости оказались абсолютно беспомощными. Поэтому нас часто воспринимают как прислугу.

И некому руку подать

- Откуда у вас столько терпения?

- Знаете, этому стоит поучиться у инвалидов, которые обслуживаются у нас в центре: они не опускают рук и продолжают бороться за жизнь. Я знаю женщину, которая ходит на костылях, но сама делает дома ремонт. А другая, прикованная к инвалидному креслу, вышла замуж и родила двоих деток, хотя врачи запрещали рожать. Знала, что будет тяжело, но говорила: «Я хочу простого женского счастья». Глядя на чужие судьбы, не останешься равнодушным. Выслушивать, сочувствовать, поддерживать - это и есть будни соцработника. А люди немилосердные и нетерпеливые здесь не задерживаются. У многих наших стариков есть дети и внуки, но по каким-то причинам они за пожилыми родственниками ухаживать не могут...

- Не могут или не хотят?

- Не все поддерживают отношения с дедушками и бабушками. И сложно сказать, кто в этом виноват. А бывает и так, что родственники давно живут в другом городе, за границей. Они помогают материально, но что может быть дороже человеческого тепла?

Часто старики одиноки при живых детях. У нас обслуживался дедушка: он по молодости развёлся с женой, и ребёнка жена воспитывала одна. Потом, как это часто бывает, про своего уже взрослого сына дедуля вспомнил, собирал для него деньги с пенсии. Каждый месяц я относила их в банк, клала на специальный счёт. Сын-то приехал за деньгами, но лишь когда отца уже не стало.

Вообще у мужчин жизнь короче, поэтому обслуживаем в основном пожилых женщин. Знаю бабушку, у которой сын разбился в аварии, а муж впал в кому. Она 4 года за него билась: ухаживала, продала всё, что у них было, приглашала каких-то профессоров. Но супруг не выжил, и теперь у бабушки совсем никого нет.

А помню дикий случай: у старушки погиб единственный сын, а внуков к ней не пускали, т.к. не сложились отношения с невесткой. Бабуля ещё при жизни выбрала себе место на кладбище, где сын похоронен. Памятник себе заказала и показывала его на фото, аж мурашки по телу бежали: большой  портрет, дата рождения выбита, только даты смерти не хватает. Когда старушка умерла, родные проститься так и не приехали. И похоронили бабушку совсем не там, где она хотела. А соцзащита уже вмешаться не могла.

Сколько случаев, когда хоронить стариков некому, но зато за наследством родственники слетаются, как пчёлы на мёд. Лет пять назад у нас обслуживалась одна бабушка, говорила, что одинокая, хотя сама была из многодетной семьи. Так родственники до сих пор за квартиру судятся.

Хождение по мукам

- Профессия и без того непростая. Но говорят, работы у вас всё больше?

- До 2010 года один соцработник обслуживал 8 человек, теперь - 10. Многовато выходит. Проблема ещё вот в чём: планируются новшества, от которых мы отбиваемся как можем. Предлагают разделить соцработников на бригады: одна будет убирать, другая доставлять продукты и т.д. Во-первых, никто не может просчитать, станет ли от этого легче, а деньги потребуются немалые. К примеру, чтобы развозить продукты, нужен автомобиль, а у нас в районе и так  всего одна машина на 1022 пенсионера. Во-вторых, немыслимо, чтобы к пожилому человеку ходили толпы людей. Сейчас много мошенников развелось: шастают по квартирам под видом врачей и сотрудников Пенсионного фонда, продают какие-то сомнительные таблетки или же просто грабят. А наши бабушки и дедушки - дети другого времени, когда всего этого не было и люди друг другу доверяли. Они открывают двери аферистам, покупают «чудо-лекарства» и какие-то аппараты на всю пенсию...

Что в итоге будет, посмотрим. Знаю лишь, что в Советском районе значительно прибавилось забот у сотрудников соцзащиты, когда построили Левенцовку, а открывать новую сеть им не разрешают: нет денег. Скорее всего, и в Кировском районе нагрузка на соцработников только увеличится. А будет ли от этого лучше старикам? Сомневаюсь...

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах