Прежде всего речь идёт об улицах, носящих имя Якова Свердлова. Стереть с карт городов и посёлков память о нём казаки требуют по политической причине: именно Свердлов в 1919 году подписал печально известный декрет о расказачивании, в результате чего на Дону были расстреляны тысячи казаков.
Впрочем, речь идёт не только о Свердлове. По мнению представителей казачества, в тщательной ревизии нуждается вся ростовская топонимика. Ведь сегодня десятки улиц донской столицы носят имена людей, чьи деяния в свете открывшейся исторической правды выглядят порой не только неоднозначно, но и преступно. Вот лишь о некоторых из них.
Улица Свердловская Занимая пост Председателя ВЦИК, Яков Свердлов являлся формальным главой страны. |
|
Переулок Халтуринский К 1879 году член организации «Народная воля» Степан Халтурин устроился плотником в Зимний дворец. В течение нескольких месяцев он тайно проносил в резиденцию российских самодержцев динамит, желая подорвать императора, после чего поднять рабочих и крестьян на бунт. На замечания товарищей о том, что в результате теракта могут пострадать невинные люди, Халтурин отреагировал в духе «лес рубят - щепки летят». Взрыв прогремел 5 февраля 1880 года в помещении, расположенном под царской столовой. Однако император опоздал к обеду и не пострадал. Вместо него погибли одиннадцать солдат, за подвиги в ходе русско-турецкой войны зачисленных в дворцовую охрану, ещё 56 человек получили ранения. Сам Халтурин благополучно скрылся. Спустя два года он в Одессе застрелил прокурора, пытался бежать, однако был задержан и казнён. Образцом русского революционера Халтурина считал Ленин.
|
|
Улица Войкова В 1918 году Пётр Войков был назначен комиссаром снабжения Уральского совета сразу же приступил к реквизиции зерна у крестьян. В результате в деревнях наступил голод. В июле 1918-го Войков стал одним из организаторов провокации против помещённого под арест в Екатеринбурге Николая II - хорошо владея французским, он написал письмо якобы от имени заговорщиков, решивших освободить низвергнутого монарха; планировалось, что семья Романовых решится на побег, во время которого её можно будет уничтожить. Когда провокация не удалась, Войков принял участие в организации расстрела царской семьи и в сокрытии тел. В 1920-м, работая в Наркомате торговли, он руководил операциями по продаже за рубеж по бросовым ценам сокровищ Оружейной палаты и пасхальных яиц Фаберже.
|
|
Проспект Кировский Сергея Кирова принято считать добряком, который повёл бы страну совершенно по иному пути, возглавь СССР он, а не Сталин. Однако реальный образ Кирова далёк от того, что был нарисован советской литературой. В 1919 году, став председателем временного революционного комитета в Астрахани, он приказал расстрелять из пулемётов митинг солдат и рабочих, осмелившихся задать вопрос: если большевики обещали власть народу, почему же взяли её себе? Спустя три месяца по распоряжению Кирова был так же расстрелян крестный ход, а затем арестован и казнён митрополит Астраханский Митрофан, позже причисленный церковью к лику святых.
|
|
Улица Атарбекова Чекист Георгий Атарбеков был ближайшим сподвижником Кирова в Астрахани и непосредственным исполнителем его приказов, лично принимая участие в пытках и казнях. Его жестокость и самодурство в итоге возмутили даже товарищей - по требованию Ударной коммунистической роты Атарбекова отстранили от должности и под конвоем доставили в Москву. Однако в столице методы чекиста по борьбе с контрреволюцией, наоборот, признали образцовыми, обвинения сняли и даже повысили. В 1925 году Атарбеков погиб в авиационной катастрофе. |
Как в Ростове «убирали Сталина»
Для донской столицы изменение названий улиц не в новинку. Последний раз волна переименований захлестнула Ростов-на-Дону в конце пятидесятых годов.
Тогда в рамках борьбы с культом личности с карты страны убирали имя разоблачённого в культе личности вождя народов. В Ростове к тому времени было аж шесть улиц и переулков, названных в честь Сталина. Все они получили новые наименования. Так, прежде Сталинскими были нынешняя улица Амиряна в Ворошиловском районе и улица Просвещения в Первомайском.
Менял на время своё название и Ворошиловский проспект. После того, как в 1957 году красный маршал впал у Хрущёва в немилость и лишился всех должностей, ростовские власти быстро присвоили главному проспекту города имя Карла Маркса. Однако к 1970 году политика вновь поменялась, Ворошилов опять стал персоной грата и название тихо вернули.
Мнение против
«Историю надо править аккуратно»
Александр Кожин, председатель Регионального отделения Общества охраны памятников, член городской Комиссии по наименованиям:
- Когда в начале девяностых в городах широко меняли названия улиц, убирая из их названий имена советских деятелей, Ростов не пошёл по этому пути. Лишь улица Энгельса вновь стала Большой Садовой, а переулок Подбельского Соборным. Позже проспект Октября был переименован в честь скончавшегося директора Роствертола Михаила Нагибина. Уже тогда стало ясно, какими огромными сложностями сопровождается смена названия: людям, живущим на этой улице, надо менять прописку, организациям - уставные документы. Поэтому сейчас вопросы переименования даже не поднимаются. К тому же можно убрать имя Свердлова, а что делать, например, с улицей Ленина или Коммунистическим проспектом? Они с самого начала носили эти названия, менять их - значит править историю, а к ней надо подходить аккуратно.
Мнение за
«Переименовать улицу совсем не сложно»
Виктор Демьяненко, заместитель атамана Всевеликого Войска Донского по идеологии:
- Улица, носящая имя Свердлова, - боль для всех казаков. Это примерно, как если бы какая-то улица называлась в честь Гитлера. Мы не раз уже поднимали вопрос о её переименовании, но решение так и не было принято. Говорят, что переименовать улицу очень сложно, хотя, на мой взгляд, всё это не более чем оправдания. Несколько лет назад в Белой Калитве уже была переименована Свердловская улица. Ничего страшного не случилось: власти договорились с паспортным столом - там сделали специальное окно, выделили сотрудников и люди, жившие на прежней Свердловской, без всяких очередей и потери времени оформили новые документы. Так что всё дело лишь в желании. Сейчас мы пытаемся добиться переименования нескольких улиц в Каменске. Этот город в годы Гражданской войны стал центром казачьего сопротивления. И то, что ряд улиц и переулков носит имена убийц казаков, на наш взгляд, является глумлением над памятью предков.