В N 35 "Аиф на Дону" был опубликован материал "Тень памяти Героя России". В нём рассказывалось о скандальной ситуации, сложившейся в Конзаводской школе N 9 Зерноградского района.
В начале девяностых её окончил Андрей Зозуля. В 1995 году он погиб в Чечне, прикрывая отход товарищей. За этот подвиг лейтенанту спецназа Зозуле было посмертно присвоено звание Героя России.
Свой, выросший на этих улицах, Герой России - какая честь для маленького хутора, какой пример настоящего патриотизма для мальчишек! Одноклассники и земляки Андрея Зозули выступили с предложением: пусть школа носит имя своего доблестного выпускника. Но неожиданно натолкнулись на стену непонимания. Директор школы Ада Кулакова, а затем её преемник Юрий Иващенко (он же зять Кулаковой) по-своему понимали, как следует чтить память героя. В течение двенадцати лет все, кому дорога память о погибшем земляке, безуспешно пытались достучаться до школьного руководства. Особенное недоумение вызвало у них то, что школа за это время успела стать "экспериментальной площадкой по патриотическому воспитанию".
"Что же это за патриотизм, если он проявляется лишь в словах, но не на деле?" - с таким вопросом обратилась к нам представительница инициативной группы Оксана Посохова. Вместе с ней возмущённое письмо в редакцию подписали жители поселения, местные ветераны-афганцы, бывшие учителя школы.
Ограниченная память
Копаться в скандалах и склоках всегда неприятно, но на этот раз осадок остался уж совсем досадный. При встрече с корреспондентом "АиФ на Дону" Ада Кулакова долго и проникновенно рассказывала, как делает всё, чтобы сберечь память Андрея Зозули. Даже создала стенд в школьном музее, где проводятся уроки мужества. И ещё множество героико-патриотических мероприятий по заранее составленному плану. На вопрос, отчего же школе не было присвоено имя героя, ответила, что она тут ни при чём - так решил коллектив. Мол, есть музей и этого достаточно.
Однако позже выяснилось ещё одно обстоятельство: оказалось, что в своё время у Ады Кулаковой вышел конфликт с родителями Зозули. Вроде бы те однажды откровенно рассказали в одном интервью, что память сына в школе чтят только на словах. Директор Кулакова публично оскорбила семью, за что те подали на неё в суд и выиграли иск.
Обо всём этом мы и рассказали в газете.
После публикации Ада Ростиславовна и её зять-директор возмутились, прислав в редакцию одно, а затем и другое письмо с требованием опровержения от имени педагогического коллектива. В них преподаватели уверяли, что газета сообщила ложную информацию, а на самом деле школа вела и ведёт огромную работу по воспитанию подрастающего поколения на основе патриотизма, проводит митинги, кроссы и факельные шествия. И что в районном управ- лении образования никогда не утверждали, будто директор школы игнорировал рекомендации по присвоению имени Зозули (хотя об этом говорится в документе, подписанным главой района - Прим. ред.). В общем, оболгала и унизила газета славный педколлектив.
Патриотизм по указке
Это были очень странные письма. При чтении их не покидало ощущение, что пришли они откуда-то из Зазеркалья, где о логике и абсурде свои понятия. Вначале педагоги сообщали, что вопрос о присвоении имени Героя России возник сразу же, как только школа стала площадкой патриотического воспитания - задолго до предложения земляков и афганцев. Решать вопрос постановили демократически - общим голосованием. В результате только ДВА педагога вы.сказались за то, чтобы школа носила имя Зозули!
После этого "решено было продолжать развивать героико-патриотическое направление воспитательной работы".
Очень трудно понять, о какой патриотической работе могла идти речь после такого голосования...
"Да, в школе велась подготовка к переименованию, и мы не намерены умолять (так в тексте - Прим. ред.) или, наоборот, возвышать подвиги Героя РФ Зозуля А.С... - признавали дальше преподаватели, - но процесс присвоения имени школе должен был пойти от души и сердца каждого педагога и обучающегося школы".
Так в чём же проблема - не было ни души, ни сердца? И что значит "не умалять и не возвышать"? Не это ли называется безразличием и равнодушием?
Правда, в финале своего послания педагоги сообщили: с предложением присвоить имя Зозули выступил заведующий районным отделом образования, и "педагогический коллектив поддержал это предложение, которое было цивилизованным и культурным на фоне грязных нападок..."!
Вот как бывает: одно слово начальника - и учителя прозрели: а Зозуля-то, оказывается, герой!
Вопрос о присвоении школе имени Андрея Зозули теперь будет рассматриваться в инстанциях. Требуются определённые процедуры, чтобы это наконец случилось. В школе наверняка устроят митинг и станут говорить красивые и громкие слова. Только хочется попросить тех учителей, кто подписывал то письмо, кто голосовал в своё время против: на митинге не произносите речей, промолчите. Ведь слышать вас будут ученики. Иначе не почувствуют ли они в этих словах неискренность, фарисейство и фальшь?
Александр Ключников