Примерное время чтения: 6 минут
1001

«Снайперы палили по людям из пулемётов»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 23. "Аргументы и Факты" на Дону 06/06/2012

В ответ власти приказали открыть по демонстрантам огонь. Двадцать четыре человека были убиты, десятки ранены, больше ста участников митинга арестованы и осуждены.

С того кровавого дня минуло уже полвека. Однако вся правда о новочеркасском расстреле неизвестна до сих пор и вряд ли когда-либо станет известной - в этом уверен историк Михаил Крайсветный, в течение многих лет восстанавливающий подробности трагедии 1962 года.

Тайна заброшенных кладбищ

- Михаил Иванович, вы были одним из первых, кто начал заниматься новочеркасскими событиями. Что побудило взяться за такую тему?

- Я шёл к ней очень долго. В 1971 году я переехал в Новочеркасск, когда память о расстреле была ещё жива. Конечно, вслух об этом никто не говорил, но под большим секретом люди порой делились воспоминаниями. Для меня тогда это стало шоком. Ведь о событиях в Новочеркасске в стране не знал никто, это считалось государственной тайной. Только в 1991-м, когда рухнул Советский Союз, появились первые, очень скромные, публикации. В результате образовалась группа энтузиастов, в число которых вошёл и я. Мы поставили перед собой цель - рассказать о расстреле мирных людей и отдать дань памяти его жертвам. Ведь было известно, что тела погибших не выдавались родственникам - трупы увезли и где-то тайно захоронили. Их и предстояло найти.

- С чего начались поиски?

- К тому времени на волне демократии начали потихоньку открываться архивы. Из них стало известно, как на следующий день после расстрела демонстрации в Новочеркасском горкоме, где собралось партийное, военное и милицейское руководство, обсуждался вопрос о сокрытии трупов. Были предложения бросить их в море, закопать в пустыне. Но член ЦК Анастас Микоян предложил в целях конспирации развести тела по заброшенным сельским кладбищам и там их тайно захоронить в чужих могилах. Так в результате и было сделано. Похоронами занимались сотрудники милиции. Каждый давал подписку о неразглашении тайны, за её раскрытие грозил расстрел. Поэтому, когда мы пытались поговорить с ними и разузнать о местах секретных захоронений, все категорически отказывались. Только один отставной милиционер из Каменска, Пётр Громенко, согласился пойти на контакт. «Как я долго вас ждал», - сказал он, когда мы пришли к нему, и начал говорить.

Первое место захоронения было в Тарасовском районе на старом цыганском кладбище. Второе - под Таганрогом, в посёлке Марцево, третье - под Новошахтинском. К тому времени Главная военная прокуратура начала собственное расследование. Совместно со следователями мы извлекли останки, криминалисты провели экспертизу, установили имена, и 2 июня 1994 года в Новочеркасске состоялось торжественное перезахоронение.

Впоследствии был организован музей трагедии, вышла книга. Тогда казалось, что все тайны раскрыты. На самом деле удалось снять только верхний пласт.

Исчезнувшие раненые

- Что осталось невыясненным?

- Прежде всего кто именно стрелял по людям и кто отдал приказ. Следователи военной прокуратуры пришли к выводу, что солдаты, стоявшие в оцеплении, огня не открывали. Зато было точно установлено: на крышах соседних зданий находились 10 снайперов и стояло два ручных пулемёта. Из них и палили по толпе. Скорее всего, это было дело рук военнослужащих внутренних войск или КГБ. Но более точно ничего

узнать не удалось. Что же касается приказа стрелять, то следствие пришло к ничего не значащему выводу: открыть огонь распорядились «неустановленные представители высших партийных органов».

Есть большие сомнения и по поводу количества жертв. Например, многие свидетели вспоминали, что первая пулемётная очередь прошла над головами, прошив деревья. А там в листве сидели дети: любопытная ребятня всегда пролезет куда не стоит. Так вот первые пули достались именно им. Но в тех документах, которые были рассекречены, о погибших детях не говорится.

Правда, официально не говорится и о раненых, хотя о них вспоминали многие. Но всё скрывалось. Валентина Кобелева, которой в 1962 году было пятнадцать лет, получила ранение и стала инвалидом. Так ей даже не дали вернуться в школу: вдруг там начнут расспрашивать, откуда травма...

По некоторым данным, всего погибших могло быть около ста. Это только двадцать четыре человека погибли сразу, а ведь были ещё и раненые, из которых выжили далеко не все. Где их тела? Периодически к нам поступают сведения, что часть останков была спрятана на территории воинской части, а ещё десять тел забетонировали в яме во дворе городского вендиспансера.

- Почему бы не проверить, может быть, так и есть? Вряд ли сегодня события пятидесятилетней давности являются секретом.

- Последнее время ворошить прошлое у нас не особенно любят, к тому же без наличия конкретных подтверждающих документов проводить раскопки никто не даст. А такие документы не удаётся найти. Материалы о событиях в Новочеркасске теперь снова стали практически недоступными.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах