Вундеркиндом ростовского второклассника Михаила Попова прозвали заслуженно.
Внешне он обычный мальчишка. Ростом метр с кепкой. Очень улыбчив. Придя редакцию «АиФ на Дону» после школы, первым делом уселся пить чай с пирожными. А расправившись с ними, простодушно поинтересовался: «Больше нет?» Словом, ребёнок.
Михаил Попов. Родился в Ростове-на-Дону.
Ученик 2-го класса. Занимается со студентами в историческом кружке Южного федерального университета (ЮФУ).
Участник телепроекта «Золото нации» для самых интеллектуальных и необычных детей России.
В канун 2017 года на фоне Кремля обратился ко всей стране с новогодним поздравлением.
Но при этом Миша уже год регулярно выступает перед студентами разных курсов, которые посещают кружок при историческом факультете Южного федерального университета. Мальчик не только на равных обсуждает с ними специфику тех или иных периодов, переломных событий, крупных сражений - он ещё и поклонник альтернативной истории. Аргументированно размышляет над тем, чем, к примеру, закончилась бы битва при Ватерлоо, если бы к основным силам Наполеона вовремя подоспел резервный полк.
Или, допустим, делится соображениями о том, по какому сценарию пошли бы события, не случись развала СССР или революции 1917 года.
«Обращайтесь ко мне на ты»
Второклассник охотно поделился своими представлениями о дружбе, отношениях с родителями и со сверстниками.
«Кстати, обращаться ко мне и к моим папе и маме лучше как в древней Руси - на ты, - посоветовал Миша. - Ведь в те времена «вы» говорили только врагу. А мы с отцом и мамой для вас друзья. Обращение на вы в числе других новомодных веяний ввёл только Пётр I».
То, что у них растёт необычный ребёнок, Михаил и Елена Поповы поняли, когда сын был совсем крохой. В год он выучил буквы. В два уже бегло читал! Как вспоминает его папа, интерес к истории у сына проснулся внезапно. Родители среди других мультиков показали ему и те, в которых действие разворачивалось в Древнем Египте и в Вавилоне. И малыша они особенно заинтересовали.
«А когда чуть подрос, стал обращаться ко мне то с одним, то с другим вопросом о прошлом России или других стран. Мы с женой экономисты. Многие вопросы сына нас попросту ставили в тупик. Поняв, что с нами каши не сваришь, сын махнул на нас рукой и стал искать ответы самостоятельно», - уверяет отец.
«Я помню, что мне нравились мультфильмы о Древнем Египте, - подтверждает Миша. - Но увлёкся историей и по другой причине. По ТВ часто показывают фильмы о Великой Отечественной войне. Я их любил и люблю. Благодаря им окончательно пристрастился к истории.
Чем он покорил студентов?
Виктория Головко, «АиФ на Дону»: Миша, правда, что знания ты чаще черпаешь из Интернета, чем из бумажных книг?
Михаил Попов: Я и книги люблю читать. Но пособиями, научными трудами в Интернете пользуюсь чаще. (Задумывается). Но вы поймите! Не имеет значения, откуда черпаешь информацию, важно, какая она. Интернет мне больше нравится просто потому, что там картинок много.
- А как вообще получилось, что ты стал перед студентами выступать?
- Я пока лекций в университете не читаю. Хотя если бы сказали: дескать, приходи к нам преподавать - я бы с радостью! Пока же общаюсь со студентами, которые посещают исторический кружок.
Ровно год назад в наш первый класс пришли студенты из этого кружка. Их задачей было заинтересовать нас историей. Начали рассказывать о Великой Отечественной войне. А после задавали вопросы, на которые я стал с ходу отвечать, так как они были очень несложными.
Спрашивали, например, о том, кем был Витя Черевичкин, а после и о том, где использовалась посмертная фотография этого расстрелянного немцами мальчишки, на которой он продолжал сжимать в ладошке мёртвого голубя. Он ведь вопреки приказу немцев уничтожить домашних голубей своих птиц сохранил. Я объяснил: тот снимок фигурировал на Нюрнбергском процессе. Потом о специфике того процесса рассказал.
Впрочем, тут и хвастаться особо нечем. Кто же не знает основной юридической фабулы? Среди обвиняемых были Герман Геринг, Вильгельм Кейтель, гросс-адмирал Карл Дёниц и другие. Вся нацистская верхушка.
Кстати, если придираться к терминам, гитлеровцев правильнее всё же называть нацистами, а не фашистами. Фашизм наибольшую популярность приобрёл в Италии. Ему там положили конец в 1943-м. Хотя на севере страны остатки этого режима просуществовали до 1945-го.
Почему не даёт списывать?
В этом году Михаил стал популярным и благодаря телепроекту «Золото нации». Мальчика жюри не пощадило. Ему дали задания, которые по зубам оказались бы далеко не каждому студенту-историку... Второкласснику показывали карту-схему сражения - какие-то стрелки, несколько значков. А от него требовалось, не раздумывая, ответить, о какой битве идёт речь.
И Миша не только справился. Он шокировал жюри, подробно описывая ход сражения и тактику противников на Чудском озере в XIII веке, специфику оборонительных линий советских войск при Сталинградской битве, перечисляя воинские подразделения, которые в ней участвовали. Подробно рассказал о планах гитлеровцев. И так далее.
- Миша, не завидую твоему школьному учителю истории.
- Так его и нет. В школе истории учат с 5-го класса. А я, напомню, во 2-м. Штудирую историю сам.
- А как тебе даются остальные школьные предметы?
- Я отличник. Кстати, кроме истории, очень люблю и географию, и математику, и природоведение.
- Остаётся ли у тебя свободное время?
- Я ничего не зубрю, запоминаю быстро. Вообще, думаю, моя эрудиция объясняется просто. Самое важное - заниматься тем, что искренне нравится. А время свободное у меня есть. Стараюсь относиться к нему экономно, но, бывает, транжирю.
В чём это выражается? Бывает, просто лежу, расслабляясь после тяжёлого дня. А могу сидеть и смотреть телевизор - в первую очередь, конечно, новости. Но и фильмы, и сериалы некоторые нравятся. Ещё люблю советские фильмы. Стараюсь помогать маме по хозяйству. Моя обязанность - пылесосить. Хотя (озорно улыбается) это дело самое простое, потому что у нас в квартире только один ковёр. Могу картошку, морковку почистить, посуду помыть.
- Разделяют ли твою увлечённость историей одноклассники?
- Нет. И это меня огорчает. Меня не понимают. Да и вряд ли в ближайшие годы поймут. Но друзья у меня всё равно есть, и их немало.
А по-настоящему не люблю тех, кто у меня списывает, особенно, если в открытую. Говорят не «Миша, помоги», а «Миша, дай у тебя списать». Делать это разрешаю очень редко. Почему? Каждый должен думать своей головой.
- Кто у вас в семье главный?
- Отец. Но нередко разворачиваются дискуссии, и у меня часто своё мнение.
- Кем стать в будущем, ты, конечно, решил...
- Нет (качает головой). Мама говорит: «Главное - стать счастливым». Возможно, она права.