Юрий Бибиков не историк и не писатель. Себя он называет просто ростовчанином, которого интересует история любимого города. Краевед-любитель подготовил и выпустил в свет очередную книгу, посвящённую улицам донской столицы "Имена героев на карте Ростова-на-Дону".
- Юрий Анатольевич, как появилась идея сделать подобный сборник?
- Историей Ростова я начал интересоваться давно. Помню, ровно сорок лет назад мне в руки попала замечательная книга историка-краеведа
А.Г. Терещенко, в которой рассказывалось, в честь кого названа та или иная улица. С тех пор город вырос едва ли не втрое, а подобный справочник больше не выходил. Как же было не заняться?
Это первая причина. А вторая... Ведь люди, имена которых носят улицы города, - это настоящие герои свой эпохи. Но многие ли из нынешних ростовчан могут сегодня сказать, что это был за человек, на улице имени которого они проживают?
Катаев, да не тот
- Давайте попробуем вспомнить. Седов - прославленный мореплаватель, выпуск.ник Ростовской мореходки. Юфимцев, Малюгина - герои народного ополчения, защищавшего Ростов... Там на домах висят таблички с пояснениями.
- На некоторых центральных, согласен, висят, и то далеко не везде. На небольших улицах в лучшем случае когда-то висели. А что мы знаем, например, о Коровкине, в честь которого названа улица в Ленинском районе? А это лётчик, который во время боёв за Ростов взлетел на перехват немецкого бомбардировщика и, не имея боезапаса, сбил его ударом крыла своего самолёта. Или Литвинове - улица его имени есть в Железнодорожном районе. Павел Литвинов был политруком стрелкового полка, вместе с тридцатью шестью бойцами он отразил атаку двадцати пяти фашистских танков. И таких ещё немало.
- Трудно ли было собирать сведения для книги?
- О героях войны информация ещё имеется. Но о многих других выдающихся людях, чьи имена носят улицы, её найти сложно. Например, улицы Барковского, Тарнов.ского-Терлецкого, Щербакова. Дело в том, что в те годы, когда давались наименования, имена этих людей были на слуху.
Взять хотя бы Владимира Мартовицкого. Кто в Ростове не знал тогда, что этот парень не побоялся встать на пути вооруженных бандитов - "фантомасов", когда те уходили с награбленным, и погиб.
Приходилось обращаться к специалистам администраций районов с просьбой сообщить только имя и отчество человека, имя которого носит улица в их районе, но они не всегда могли дать эту информацию. Вот есть в центре города улица Катаева. Скажете, носит имя знаменитого писателя?
- Наверняка, так. Или всё-таки нет?
- Вот и многие жители Ростова так считают. Александр Катаев был командиром диверсионной группы из числа ростовских ополченцев. Два месяца группа работала в немецком тылу, с боем захватив десять вражеских обозов. Кино о его подвигах можно снимать.
"Улица Боряна, Коляна, Толяна"
- Зато немало в городе улиц, названия которых точно вызывают оторопь. Вот есть, например, улица МОПРа. Что за зверь такой?
- Это аббревиатура Международной ассоциации помощи революционерам. Сейчас в самом деле звучит странно, хотя в 30-е годы в Ростове улиц МОПРа имелось целых три. Тогда вообще городская топонимика была удивительной: почти в каждом районе города была, например, своя Пушкинская. Упорядочивать названия стали только в пятидесятые - шестидесятые годы. Конечно, у нынешнего поколения такие названия вызывают недоумение. Как-то на одном городском Интернет-форуме прочитал разговор молодёжи: "Живу на улице Боряна. А улиц Коляна и Толяна у нас нет?" На самом деле Борян - фамилия одного из 26 бакинских комиссаров, расстрелянных английскими интервентами. Другой в ответ пишет: "А я на улице Горбачёва. Прикиньте, единственная улица в стране, названная в честь Михал Сергеича!" Хотя советский президент тут ни при чём, наш Горбачёв - герой войны, погибший при освобождении Ростова.
- А появляются ли на карте города имена новых героев?
- В 2008 году появились на карте города улицы Героев Советского Союза Брикеля, Соляника, Фоменко и др. Переулок Героя России Ярошенко появился на карте в 2004 году, а что знают о нём школьники и жители Ростова? В основном, присваивают имена недавно ушедших от нас ветеранов. Хотя случилось одно знаковое событие: в Железнодорожном районе в 1996 году появился переулок Крючкова. Это донской казак, в Первую мировую в одиночку уничтоживший немецкий разъезд из тридцати человек и ставший национальным героем. Однако затем он воевал против красных и его имя вычеркнули из истории. Это был первый случай, когда улице дали имя контрреволюционера.
- В последнее время всё чаще звучат призывы переименовать улицы города. Что вы думаете по этому поводу?
- Это сложный вопрос. Конечно, теперь оценки изменились, кого считать героем. Например, Халтурин, имя которого носит переулок в центре, участвовал в покушении на военного прокурора, отличавшегося жестокостью в борьбе с революционерами. А ведь он, по нынешнему времени, террорист. Или Будённый с Ворошиловым - деятели революции, которую теперь считают бедой страны. Но, с другой стороны, это наша история, можем ли мы её вымарывать?
Я считаю, что сначала хорошо бы к юбилею любимого города повесить таблички на домах улиц, которые носят имена известных людей, навести на всех "спорных" улицах порядок, отремонтировать тротуары и дороги, привести в порядок дома, а потом уже с согласия жителей задумываться о переименовании. Когда это произойдёт, сказать сложно, а пока желаю юным ростовчанам узнать об исторических личностях, чьи имена носят улицы Ростова, из книги "Имена героев на карте Ростова-на-Дону".
БЫЛО И ТАКОЕ
Как Тургенев уступил Горькому
Нынешняя улица Горького считается самым центром Ростова. Однако полтора века назад она, тогда носившая название Сенной, считалась не просто захолустьем и окраиной, но босяцкой дырой, где случайного прохожего в любой момент могли ограбить. Тем не менее желающих появиться здесь было немало. Ещё бы, ведь на Сенной располагались публичные дома...
В 1883 году скончался Иван Тургенев, считавшийся тогда самым великим русским писателем. Ростовским властям тут же пришла в голову идея: надо увековечить его имя на карте города. Недолго думая, Сенную решили переименовать в Тургеневскую. Однако общественность подняла шум: присваивать имя писателя улице красных фонарей - форменное кощунство! Депутаты городской Думы, сообразив о досадном промахе, засели совещаться. Прозвучало было предложение насильно переселить бордели куда-нибудь в другое место, однако поддержки предложение не получило. То ли кто-то из народных избранников сам был частым их посетителем, то ли вовремя поняли депутаты, что скандал тогда получится ещё больший. В итоге первоначальное решение переиграли: Сенная так и осталась Сенной, а Тургеневской назвали ничем не запятнавшую себя Полицейскую улицу. Это название она носит и поныне.
И всё же Сенная тоже со временем приобщилась к литературе. Но произошло это спустя много лет, когда новая, большевистская власть решительно ликвидировала дома терпимости, а самым великим писателем современности стал Максим Горький.