Одной из первых жанровых скульптур, которыми сегодня славится Ростов, стал шолоховский Нахалёнок на набережной. Мальчишка на плетне в лихо заломленном картузе оказался любимцем не только туристов, выстраивающихся в очередь, чтобы сфотографироваться с забавным памятником. За те тридцать лет, что он красуется на берегу Дона, у ростовских молодожёнов сложилась любопытная примета: если ущипнуть Нахалёнка за нос, будешь счастлив в браке. Стоит ли удивляться, что нос бронзового хулигана отполирован до блеска, хотя каким образом он связан с тёплыми взаимоотношениями, объяснить никто не может. За последние пять лет в Ростове появилось около 30 новых скульптурных композиций. И многие из них обросли своими приметами. Какими – узнали «АиФ на Дону».
Купеческое великодушие
Каждый день продавщица Центрального рынка Наталья Мироненко выходит на одну остановку раньше, чтобы прикоснуться к скульптуре Коробейника у входа в парк Горького...
- Бытует поверье, что если потрёшь ладошкой короб купца, то денег в кармане прибудет. Хотите - верьте, хотите - нет, но в те дни, когда мне не удаётся погладить этого бородача, торговля не задаётся, - признаётся она.
Действительно, не только короб, но и одёжка широкоплечего торговца местами затёрта, пусть и не до дыр, но до сияющей желтизны. К тому же его торба набита монетками, которыми верующие в лёгкую прибыль люди стараются подкупить бронзового дельца, несмотря на то, что секрет успешной торговли раскрывается совершенно бесплатно. «Торгуй праведно - в барышах будешь» - высек на коробе автор композиции Дмитрий Лындин. По словам скульптора, Коробейник появился благодаря задумке членов региональной ассоциации рынков и символизирует, что Ростов - город купеческий.
А вот бронзового кота, который ластится к ноге великодушного купца, облюбовали студенты. Считается, что если погладить его перед экзаменом или зачётом, то судьба подарит счастливый билет. Неудивительно, что минувшей зимой на волшебном звере появился вязаный свитер - видимо, в знак благодарности от отпетых двоечников, которые позаботились о своём хвостатом покровителе в лютые морозы.
Второй не менее популярный у народа купец пятый год стоит у входа в редакцию «АиФ на Дону». По сравнению с коробейником этот бронзовый мужчина символизирует скорее респектабельность и франтовство. Скульптура сделана по образу зажиточного Ивана Супрунова, который в былые времена жил в доме на Будённовском, 35. Городская легенда гласит: он, впервые отправившись в заморское путешествие, был настолько поражён архитектурной красотой итальянских домиков, что купил одно из местных строений. Разобранный по кирпичику дом Супрунов погрузил на корабль и привёз в Ростов, где его заново и собрали на Пушкинской, 79. Вот только в отличие от бронзового коробейника, которому почтительно натирают короб, этого купца ростовчане фамильярно хватают на удачу за нос.
Её вёдра всегда полны
Считается, что если на пути встретить женщину с полными вёдрами, то день сложится удачно.
Памятник первому водопроводу, который появился напротив Музыкального театра в Покровском сквере в 2007 году, можно назвать олицетворением этой приметы: двухметровая бронзовая красавица набрала воду из колонки и, кажется, вот-вот шагнёт с полным ведром навстречу прохожим.
Первый водопровод появился в Ростове в 1865 году. Авторы памятника Сергей Олешня и Анатолий Дементьев изучили не только строение первых водопроводных колонок, но и женскую одежду и обувь тех времен, благодаря чему скульптура исторически достоверна вплоть до мелочей.
Ещё одной помощницей в удачных делах считается скульптура скромной цветочницы, которая присела под тенью каштана у входа в парк Горького. Прообразом цветочницы послужила слепая продавщица фиалок из старого фильма «Огни большого города». По сюжету маленький бродяга, которого играет Чарли Чаплин, влюбился в бедную девушку. Незрячая цветочница принимает его за богатого герцога. Чтобы не разочаровывать её и найти деньги на операцию, клоун пускается на поиски сокровищ. В итоге чудо творят не большие купюры, а любовь и вера в добро. Может быть, поэтому жители и гости города для того, чтобы свершить задуманное, обнимают бронзовую девушку за талию и шепчут ей на ухо свои планы.
Не спеши убирать руку
Почему счастье в любви приносит... стул цирюльника?!
Местные влюблённые уверены, что если посидеть в волшебном кресле бронзового парикмахера, который красуется у входа в учебный центр «Ростовский РУПК», то незамедлительно последует счастье в любви.
Впрочем, если верить, что скульптура создана по мотивам французской сказки, где умелый цирюльник Этьен ле Трезе мастерил девушкам такие причёски, что в них влюблялись все юноши в округе, то становится ясно, отчего этот стул так облюбовала молодёжь. Мало кто знает, что у бронзового мастера к тому же есть и кармашек, в который особо искушённые бросают монетку, чтобы встретить свою вторую половину наверняка.
Если цирюльник пользуется успехом у юных барышень, то у мужчин был популярен памятник женской груди. Барельеф с изображением груди с лежащей на ней мужской рукой молодые люди затёрли до блеска. Одни считали, что если прикоснуться к скульптуре, то его мужская сила никогда не иссякнет, а утратившие приобретут её вновь. Другие верили, что прикосновение убережёт от измен жён и невест. До последнего времени памятник на Будённовском проспекте, однако недавно его убрали. Впрочем, второй такой же барельеф установлен в Батайске.
Большая мама поможет
Четырёхметровая скульптура беременной женщины «Дающая жизнь», расположенная возле пятого роддома, пользуется огромным успехом не только у будущих мам, которые считают, что стоит прикоснуться к памятнику - и роды пройдут легко.
Первый российский памятник роженицам стал популярным далеко за пределами области. К нему едут женщины со всей страны, потерявшие надежду стать мамами, и, по слухам, некоторые удачно решают свои проблемы. Одно врачи роддома знают точно: после установки памятника в клинике случился маленький демографический взрыв. За один только год забеременели пять его сотрудниц!