Примерное время чтения: 7 минут
218

Глечик, макитры и вентерь. Какие уникальные вещи делают донские мастера

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 11. "АиФ-Ростов" 12/03/2024
Приезжая на Дон, туристы знакомятся с укладом, бытом и народным творчеством донских казаков.
Приезжая на Дон, туристы знакомятся с укладом, бытом и народным творчеством донских казаков. / Анна Шеремет / АиФ-Ростов

Мебель, орудия труда, одежда, обувь, посуда утварь, игрушки – когда-то на Дону всё это изготавливали вручную. Не для продажи – для себя. Материалы брали те, что были под рукой – глину, дерево, камень, кость, металл, шерсть, лён.

Постепенно народные ремёсла и промыслы стали летописью истории донского края. Частью культурного кода живущих здесь народов. Сегодня самая большая проблема – сохранить традиции и умения. В XXI веке это непрос­то, но дончане нашли свои способы.

Не пахать под страхом смерти

Не одну сотню лет представители более ста национальностей вплетали в культурный код донского края свои нити. Казачьи традиции – одни из многих, но именно они хранятся почти в каждой донской семье.

«Практически все народные традиции вышли из тех условий и образа жизни, которые были приняты в той или иной местности. Вот только один пример. Оренбургский пуховый платок. Почему он родился именно в Оренбурге? И мог ли он появиться на Дону? Оренбург – это уже Урал. Там резко-континентальный климат, бывает очень холодно. А козы, которых там выращивали, давали не так много пуха. Да и самих животных в одной семье было немного. А домочадцев хватало. Хорошо укутаться можно платком. Вот и старались хозяйки из пуха одной козы связать как можно больше изделий. Для этого нужно было особое мастерство. Постепенно оно росло, в итоге и появилось то самое совершенное изделие – очень тонкое, но тёплое, – поясняет кандидат исторических наук Татьяна Зыкова. – А на Дону климат другой – здесь теплее, более короткие и мягкие зимы. Да и торговые пути проходили – одежду можно было если не купить, то выменять на изделия местных мастеров».

В донских казачьих семьях был свой уклад. Пахать землю и сеять хлеб казаку запрещалось. Считалось, что занятие земледелием отвлечёт его от главной и основной обязанности – воевать.

«До начала ХVIII столетия донской казак был исключительно воином. Пахать землю и сеять хлеб на Дону запрещалось под страхом смертной казни. Такое решение казаки сами приняли на казачьем кругу в конце ХVII века. Они считали, что быть земледельцем и воином одновременно невозможно», – рассказывает историк и писатель Михаил Астапенко.

Постепенно так сложилось, что за хозяйством и домом следили женщины. Пока муж был в боевых походах, казачка справлялась и с тяжёлой мужской работой тоже. В перерывах между походами мужьям, всё же, приходилось помогать по хозяйству: крышу перекрыть, обувь сшить, бочку изготовить, корзину сплести. Да не прос­то так, а с выдумкой, чтоб красиво было. Времени-то хватало.

Мы их теряем!

Учёные утверждают, что каждый казак мог владеть почти двумястами умениями и навыками. И это не было никакой профессией – прос­то так в быту в донских станицах и хуторах создавались одежда, посуда, мебель, оружие, украшения и другие предметы. Те самые, которые сегодня мы называем уникальными произведениями декоративно-прикладного искусства.

Особенно много изготавливали на Дону керамической посуды: макитры, глечики, кувшины, кружки. Их украшали поливой, росписью, не сложным, но красивым рельефным орнаментом. Распространено было плетение из лозы мебели и корзин. А также резьба по дереву: ажурные наличники украшали дома мастеров-умельцев и зажиточных казаков. Рыболовные снасти тоже изготавливали сами – от удочек и вентерей для ловли рыбы до тончайших сетей.

«Я делаю вентерь, как ещё мой дед делал. А его отец научил, которого учил его отец. Это такая ловушка для рыбы – сеть, натянутая на обручи. У нас там свои семейные секреты есть», – признаётся житель Волгодонска Анатолий Болдырев.

К сожалению, очень много уникальных секретов с годами теряется. Когда в хуторе Старозолотовском восстанавливали казачий курень на территории этнографического музея «Тихий Дон», крышу дома сделали в современной технике.

«Крыша продержалась три года и потекла. А в казачьих строениях, крытых камышом или металлом, крыша 50 лет могла прос­тоять, – рассказала экскурсовод музея. – Мастера потом наши её перекрыли».

Настоящие казачьи крыши делали из чакана: он не пропускает воду. В таких домах зимой тепло, а летом прохладно. Искусство это едва удалось сохранить – нашли 90-летнего казака, мастера, который передал секрет вязания матов из чакана для покрытия крыш. Но сегодня это всё равно очень редкое умение, которым владеют единицы.

Родное и без обмана

Хутор Старозолотовский – место старинное, знаковое. Было заселено казаками более 300 лет назад. Первое упоминание о них найдено в записях времён Азовского похода Петра I, когда тот посетил казачьи городки на Дону. Поддержкой и сохранением казачьей культуры и народных промыслов здесь занимается семья бизнесмена Али Узденова.

«Интерес ко всему настоящему, самобытному растёт. Обнажается настоящее, то, в чём нельзя человека обмануть. Это всё где-то в глубине на генетическом уровне – возврат к своим традициям и корням», – уверена сооснователь проекта «Этно-хутор Старозолотовский» Ирина Узденова.

Приехать, полюбоваться изделиями народных промыслов и уехать мало. Важно передать навыки следующим поколениям. Один из способов это сделать – мастер-классы по росписи, изготовлению сувениров, кукол или вышиванию. Желающие могут научиться рисовать вином, ткать и делать головные уборы казачек, создавать куклу-крупеничку или свечи из пчелиного воска и т.д.

На Дону уделяют особое внимание декоративно-прикладному творчеству, сохранению традиций и преемственности. Стало доброй традицией проводить праздники мастеров-умельцев, выставки изделий народного творчества, ярмарки талантов и День детского творчества. Такие мероприятия вызывают большой интерес и вернули к жизни многие народные ремесла, бытовавшие на Дону. Сегодня в Ростовской области зарегистрировано более 2,5 тыс. мастеров декоративно-прикладного искусства.

Поиск возможных путей повышения эффективности развития и популяризации народного творчества продолжается: в регионе создаются кружки и студии, авторские школы народных ремёсел. Приобщиться к многовековым корням своей культуры может каждый желающий независимо от возраста.

Практически все народные традиции вышли из тех условий и образа жизни, которые были приняты в той или иной местности.

Лучшим – признание

Россия едва ли не единственная страна в мире, где есть специальный закон о народных художественных промыслах. В стране даже есть специальный праздник – День народных художественных промыслов. Отмечают его 18 июня. А в Ростовской области в 2019 году отдельным постановлением правительства учреждено звание «Мастер декоративно-прикладного искусства Дона». Ежегодно его присваивают пяти наиболее отличившимся мастерам. Первыми на Дону этого звания удостоены умельцы из г. Волгодонска, Морозовского, Песчанокопского, Родионово-Несветайского районов. Кроме того, с 2011 года в регионе мастерам народной культуры присуждают ежегодную разовую выплату губернатора Ростовской области, сегодня это 10 тысяч рублей.

В гости на Дон

У Ростовской области высокий ту­рис­ти­чес­кий потенциал. Дончане очень открыты и гостеприимны. Туристы с удовольствием сюда едут. Кроме того, донской край стал хорошей транзитной площадкой. Когда самостоятельные путешественники из цент­ральных районов страны едут к морю, они останавливаются передохнуть, впитать в себя туристские впечатления и ехать дальше. С каждым годом таких транзитных туристов в регионе всё больше. Этому способствует и транспортная доступность: трасса М-4, развитая сеть железных дорог и возрождающийся речной транспорт. В преддверии старта очередного ту­рис­ти­чес­кого сезона жители донских городов, хуторов, станиц приготовили для гостей много сюрпризов и готовы рассказать им о своих традициях, народных промыслах и мастерах.

ФАКТ
Макитра от глечика отличается широким горлышком и особой пузатостью.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах