Потомственный казак Пётр Юдин хорошо известен дончанам как ремесленник, поэт и композитор, а также фольклорист. Уже более 25 лет он делает нагайки, сохраняя секреты старинных казачьих промыслов.
О своём увлечении он рассказал rostov.aif.ru.
Ответ уже в руках
Детство Петра прошло в степях донского края – с малых лет он много времени проводил с лошадьми. Впечатления отразились на творчестве и реализовались в шорноседельном ремесле.
«С кнутами и нагайками я был знаком ещё с детства, но серьёзно этим увлёкся уже в более зрелом возрасте. В советское время слышал от родителей, что мы из казаков, но тогда это не приветствовалось. Первый опыт изготовления нагайки у меня был в 1995-1996 годах, в новую эпоху возрождения казачества», – вспоминает Пётр Алексеевич.
С тех пор дончанин делает нагайки профессионально. Изначально он выделывал кожу самостоятельно, но из-за отсутствия времени и сложности этой работы стал покупать готовое сырьё, так технически выгоднее.
За основу в своей работе Пётр Алексеевич взял старые деревенские кожаные кнуты и пару высохших нагаек.
«Информации тогда было крайне мало, и мне приходилось самому буквально экспериментировать, расплетать высохшие и рваные нагайки, у которых не было основания или же концы имели невнятное завершение. Со временем стали попадаться более интересные работы. Мастера, которые мне встречались и на Кубани, и на Дону, умели мало, это были практически идентичные нагайки», – пояснил Пётр.
Знания о ремесле и традициях пришлось собирать по зёрнышку. Сначала посчастливилось встретить кубанского казака, рассказавшего больше о ремесле и традициях. позже – узнавать новое в поездках, изучать способы плетения.
«Вдруг я сделал для себя открытие – нагайка, которую ищу и пытаюсь воссоздать, лежит у меня в руках, – отметил Юдин. – А главное – это техника, которую мне передали два человека. Всё остальное, что встречалось, было либо пастушьим кнутом или огрызком от него, либо исключительно декором, который с первого раза применения рассыпался в руках. И с годами, зная, как должна работать и держаться в руках нагайка, зная её механику, технические возможности и проведя сотни экспериментов, у меня родился качественный продукт».
По его словам, работы у него внешне разные, но сделаны по одному принципу.
«Я стал выпускать свои новые модели как некий дизайнер одежды. Были только два главных правила, от которых никогда не отступаю и по сей день, это практичность и надёжность», – отметил Юдин.
По его словам, большинство людей считают, что нагайка – это инструмент для управления лошадью, то есть кнут и не более того. Но в реальности нагайка более многофункциональная, практичная вещь, требующая особых знаний и навыков.
Для рыбалки и охоты
В изготовлении нагаек Пётр Юдин использует телячью кожу. Рыбья, страусиная, свиная или овечья не подходят для этих целей. По словам мастера, важно и качество самой кожи – выбирать материалы приходится долго и тщательно.
Технология изготовления нагаек подразумевает использование стали или бузины, сведины. При особом изготовлении и закалке из этих кустарников получаются крепкие рукоятки для инструментов и даже луки.
«Мои работы уникальны тем, что от начала и до самого кончика темляка – это всё одна деталь. Она плетёная и внутри, и снаружи», – пояснил дончанин.
Для эластичности и длительного срока службы Пётр Алексеевич обрабатывает нагайки специальным средством методом проварки – по древней технологии. Здесь требуется ювелирная точность, иначе нагайку можно изжарить или испортить… Сколько пришлось испытать нагаек мастеру, чтобы получить такой опыт и знать точно, как надо!
«У каждой есть свои особенности и предназначение, – продолжает Пётр Алексеевич. – Универсальными можно охотиться, рыбачить, управлять домашним скотом, фехтовать, стрелять дробью, картечью, стрелами, дротиками. Работа над изделием начинается с точного чертежа и разметки, а также аккуратного покроя. Малейшая ошибка либо снизит работоспособность нагайки, либо остановит её производство вовсе. Убеждён, что даже нагайка для управления лошадью должна быть простой и надёжной. Всякие украшения и декор оставим художникам и ювелирам».
Дончанин со скепсисом относится к стереотипам о фланкировке нагайкой, по его словам, фланкировка в том виде, в котором она представляется не просвещённой публике – это продукт неоказачества. По его словам, логичнее называть жонглированием или художественной гимнастикой, ведь это не относится к казачьим традициям.
При изготовлении нагаек для верховой езды донской мастер использует для рукоятки крепкие породы дерева, такие как дуб, ясень, бук, бузина, сведина, в редких случаях орех. Древко проходит несколько стадий обработки: пиление, строгание, закалку, шлифование, сверление, проваривание, вощение. Кожа также проходит несколько стадий обработки – от разметки и кроения до механического вытягивания, покраски, проваривания и вощения.
В рабочей части нагайки используются простые способы плетения. Кольцо с рукояткой соединяется кожаным шнурком через отверстия. Само кольцо прикрывается бахромой или куском кожи с декоративной обработкой, чтобы предотвратить травмы коня.
«Ремесло хочу передать своим детям, но не навязчиво, – отмечает Пётр Юдин. – Я считаю, что каждое занятие в первую очередь должно нравиться человеку. Кроме того, у меня есть ученики, каждому в своей жизни я что-то передал, и они мне за это благодарны».
Все награды – в руках
Нагайки дончанина покупают, в основном, спортсмены, любители или туристы. Продукт специфический, поэтому и спрос такой же. А вот по поводу участия в нагаечных боях он скромничает.
«Считаю, что у меня просто есть опыт, а у кого-то его меньше, – пояснил Пётр Юдин. – Здесь дело знаний, практики и смекалки. Убеждён, что я в мире не один такой, а в старину заниматься нагаечным боем мог каждый седьмой».
Практикует своё мастерство дончанин на шермициях, а также других мероприятиях. Бывают выезды с гастролями и мастер-классами.
«Мы не просто нагайки раздаём, а даём людям знания, обращаем к истокам, – поясняет мастер. – То, что мы делаем для публики – это трюки и воинские забавы. Так сложилось исторически, например, тушить свечи нагайкой или арапником, выбивать пятаки, рубить лозу шашкой или нагайкой, соревноваться в фехтовании на пиках или клинковом оружии, сражаться на нагайках. Но у нас, казаков, это носит развлекательный характер, и мы это мастерством сами не называем. Забавляемся ради потехи. Некоторые казаки-воины вообще это считают не мужским занятием».
Однако он отмечает, что игры и забавы – часть казачьей культуры, которую бережно сохраняет нынешнее поколение.
«Для того чтобы научиться драться нагайкой, мне приходилось тренироваться по двенадцать часов ежедневно, – вспоминает Пётр Юдин. – Буквально бегал за теми, кто сможет меня обучить. Не для того, чтобы тешить публику или кому-то доказать что-то, а чтобы существовать в казачьем мире, бытовать, как у нас говорят. Мы – традиционные казаки, не носим погоны или ордена. Все наши награды – это обвесы вокруг нас, то, что держим в руках. Наши награды – это то, что мы ещё есть на этой земле и можем развиваться, прогрессировать и созидать. Для нас, казаков, наше дело – это жизнь. Мы так живём и по-другому жить не собираемся».
По его словам, основное в жизни – это семья и передача знаний новым поколениям, а ещё лучше избранным, от отца к сыну, от матери к дочери, а остальное – дело времени и истории.
С нагайкой можно охотиться, рыбачить, управлять домашним скотом, фехтовать, стрелять дробью, картечью, стрелами, дротиками.