Трагедия в столичном аэропорту вновь заставила задуматься об угрозе терроризма и стала причиной ужесточения контроля на объектах транспорта.
"АиФ на Дону" попытались выяснить: могут ли теперь вокзалы донской столицы считаться островками безопасности?
На дороге, ведущей от проспекта Шолохова к Ростовскому аэропорту, стоит милицейский пост. Инспектор взмахом жезла приказывает водителям прижаться к обочине. Проверка документов, пара вопросов: "Улетаете, встречаете? Запрещённого ничего не везёте?" - затем следует предложение открыть багажник. "Приказано досматривать все машины, направляющиеся в аэропорт", - объясняет он.
Впрочем, дорожный пост первый, но далеко не единственный заслон. В аэропорту констатируют: уже спустя несколько часов после ЧП в Домодедово меры безопасности на воздушных воротах донской столицы были усилены до предела.
Ворота на замке
- Требования к безопасности полётов здесь и прежде считались одними из самых жёстких в стране, - говорит начальник милиции общественной безопасности ЛОВД аэропорта Андрей Буров. - Ещё в 2004 году у нас был введен обязательный до.смотр ручной клади через рентгеноскоп и проверка на металлоискателе для всех, кто входит в здание аэровокзала. Здесь же, впервые в России, стали использовать единые базы данных для проверки документов.
Теперь всех входящих дополнительно просят расстегнуть верхнюю одежду. Постовые добросовестно проверяют, не скрывается ли под курткой "пояс шахида", оружие или что-то ещё запрещённое. Исключение не делается даже для женщин - в этом случае их осматривает специальная сотрудница милиции.
В международном секторе меры ещё строже. Пройти в него теперь могут лишь те, кто имеет на руках билеты и собирается улетать. Проверка с помощью металлоискателя и рентгеноскопа также обязательна. Провожающим и встречающим приходится толпиться в вестибюле на входе. От него до запретной для посторонних зоны - пять шагов. Невольно возникает мысль: случись взрыв здесь, где досмотра для провожающих не предусмотрено, всё равно будет считаться, что рвануло в аэропорту, да и жертв будет не меньше. Но не выгонять же людей на мороз... Надеяться остаётся лишь на снующих тут и там милиционеров: после печальных событий в столице наряды в Ростовском аэропорту усилили вдвое.
"Мина" за сто рублей
"Уважаемые пассажиры! Напоминаем вам об опасности террористических актов и просим обращать внимание на оставленные без присмотра предметы и сообщать о них сотрудникам милиции", - вещает металлический голос из-под потолка Главного автовокзала. Сообщать, правда, некому - милиционеров внутри вокзала незаметно. За тем, кто входит в вокзал и что несёт в огромных баулах, также никто не смотрит.
Хотя, может быть, мы просто попали на обеденный перерыв, а на самом деле за безопасностью внутри вокзала следят в оба? С верой в лучшее направляемся на перрон. Водитель первого же автобуса на просьбу взять с собой "коробочку" только кивает: "Сто рублей. Давай неси живей, через три минуты отъезжаем". Позже взять коробку соглашаются ещё два шофёра.
Глаз-алмаз
Вход в Главный железнодорожный вокзал издалека также напоминает аэропорт: вереница пассажиров выстроилась с сумками в дверях перед рент.ген.аппаратом. Впрочем, стоит подойти ближе, как сразу видно - аппарат не используется. "Рентгеном" на вокзале работают два милиционера, которые просят всех входящих расстегнуть для проверки сумки и чемоданы.
- Спасибо, проходите. Спасибо, проходите. Спасибо...- на осмотр багажа у защитников вокзала уходит пара-тройка секунд. И то: не будешь ведь копаться в чужих вещах.
Неожиданно слышатся возмущённые возгласы. Оказывается, отбывающая на поезде девушка отказывается распаковывать тщательно перемотанную шпагатом коробку. "Рассыплется - сами будете запаковывать", - грозит она постовому. Тот поначалу пытается ей приказать, но вскоре отступает: наседающие сзади очередники начинают возмущаться и кричат, что опаздывают на посадку. "Точно ничего запрещённого нет? - для облегчения совести спрашивает милиционер. - Ладно, счастливого пути..."
А что ещё можно сделать? Ведь если тщательно досматривать каждого - поезда будут уходить пустыми. Для этого нужны технические устройства, ведь справиться с потоком пассажиров всего лишь в четыре руки - занятие заведомо бесполезное. Случись что, кто ответит за такую пародию на безопасность?
Александр Ключников. Фото автора
Хозяйка неба
Полоса забвения. Почему Волгодонск остался без аэропорта
На бумажном самолёте. Студент из Ростова «долетел» до Австрии за 8 секунд