Она первая встречает пассажиров на борту белоснежного лайнера. Причёска волосок к волоску, идеальный макияж и неизменная радушная улыбка...
Стать стюардессой мечтают тысячи девушек, но что стоит за фасадом такой романтичной профессии? Об этом мы поговорили со старшим бортпроводником компании «Россия» Кристиной Климовой.
Проверяют, как космонавтов
- Небо - это призвание или стечение обстоятельств?
- И то, и другое. Мой папа - лётчик, поэтому моё детство прошло среди людей в форме и разговоров о самолётах. Когда отец прилетал, мы с мамой ходили его встречать. Огромный Як заходил на посадку, катился по полосе, а я испытывала восторг и гордость, что мой папа управляет такой машиной. После окончания школы поступила в ДГТУ. Училась на третьем курсе, когда в «Аэрофлот» стали набирать стюардесс. «Попробуй», - предложили родители. Я отправила резюме в компанию и вскоре получила приглашение на собеседование. Прошла медкомиссию и окончила трёхмесячные курсы бортпроводников. Мы изучали всё о пассажирских перевозках: устройство самолётов, как оказывать первую медицинскую помощь, как обеспечить безопасное пребывание пассажиров на борту. Отрабатывали внештатные ситуации: пожар, разгерметизация самолёта, аварийная посадка на воду или сушу...
Ну а потом первые рейсы. Сначала и руки дрожали, и боялась что-то не так сделать, но постепенно всё прошло. Летаю уже 10 лет, сейчас старший бортпроводник.
- Бытует мнение, что бортпроводником может стать только привлекательная стройная девушка.
- Рост желателен не меньше 160, иначе стюардессе просто сложно будет дотянуться до багажных полок и некоторых приспособлений. Слишком высоким девушкам на борту тоже не будет удобно. Вес действительно не должен быть избыточным, поскольку это вопрос самочувствия. Как известно, здоровье у стюардесс должно быть отменным. При прохождении врачебной лётной экспертной комиссии отсеиваются примерно треть из желающих подняться в небо. Требования у медиков к нам почти как к космонавтам: проверяют слух, зрение, вестибулярный аппарат, психику.
У будущих бортпроводников не должно быть физических недостатков, шрамов, пирсинга, татуировок. Красивая внешность вопреки расхожему мнению далеко не главный критерий. В компаниях обязательно обращают внимание на обаяние соискательниц, коммуникабельность и владение иностранными языками, терпение, быстроту реакции, стрессоустойчивость.Свои правила
- Стюардессы всё время должны быть «при полном параде»?
- Следить за внешностью, вовремя посещать парикмахерские салоны и спортзалы необходимо, ведь мы лицо нашей авиакомпании и представители страны в международных аэропортах. Причёска всегда должна быть аккуратной и красивой: либо каре, либо аккуратный узел, никаких распущенных волос и «конских хвостов» не допускается. Почти весь рейс мы проводим на ногах, поэтому огромное внимание уделяется обуви: она должна быть и удобной, и устойчивой, но в то же время элегантной. Как правило это классические туфли-лодочки на устойчивом маленьком каблучке. Есть ограничения и по количеству украшений: разрешены одно-два неброских кольца и небольшие серьги. Форма - в идеальном состоянии: тщательно выглажена и ни малейшего пятнышка. Макияж неяркий, естественный, но в то же время нельзя явиться на борт без него. Конечно, в каждой компании свои требования, так, например, у стюардесс Emirates Airlines губы должны быть накрашены ярко-красной помадой в тон алым шапочкам-таблеткам. У них недостаточно яркий макияж может повлечь за собой выговор или даже увольнение.
Возвращаясь к форме, скажу, что самая необычная она у бортпроводниц из Боливии. Её и формой-то назвать сложно: по сути это красивые вечерние платья в пол. К тому же им разрешены массивные ювелирные украшения.- У стюардесс график работы плавающий - это тяжело?
- Для кого-то ненормированное время работы действительно может оказаться неприемлемым. Приходится летать по ночам, привыкать к смене часовых и климатических поясов, но для меня это как раз преимущество профессии. Наверное, не смогла бы сидеть в офисе от звонка до звонка.
График полётов составляется на месяц вперёд. За четыре недели мы должны налетать примерно 80 часов - это так называемая саннорма. Рейсы разные: по России и зарубежью; длинные - по 10 - 12 часов и короткие. Вот как сегодня: три часа дня, а мы уже побывали в Москве и вернулись обратно. Если летим далеко, то всегда потом дают время на отдых. Часто люди думают, будто стюардессы летят в красивую страну, гуляют и отдыхают там. На самом деле план полётов составлен так, что часто утром ты вылетаешь из дому, а вечером прилетаешь. Обычный рабочий день. Только кто-то проезжает за день десять километров, а ты пролетела несколько тысяч. Но иногда действительно можно успеть выйти в город, прогуляться, устроить шопинг. Выходные у нас плавающие. Отпуск, на мой взгляд, просто замечательный - 70 суток.
- Бывает, что рейс длится 12 часов, вам и присесть некогда...
- В длительных многочасовых рейсах ноги действительно очень устают, нашим профессиональным заболеванием считается варикоз. А я замечала, что у стюардесс есть другая «болячка», нефизическая: желание помочь всем и всегда, даже будучи не в самолёте. Существует миф, что век стюардессы в профессии недолгий. Но это не так. Пока медицинская комиссия допускает, работай. Потом мы переходим в наземные службы, самые лучшие из нас становятся инструкторами, обучают стажёров. Известно, что самая возрастная в мире бортпроводница - Ирис Петерсон. Она вышла на пенсию после 60 лет, а до этого работала в United Airlines. Кстати, с 1946 года она и её коллеги боролись за права представительниц нашей профессии. Лишь в 1968 году они завоевали право работать замужним женщинам.
Проблемы оставь на земле
- Есть мнение, что у стюардесс не бывает нормальной семьи. Вы его опровергаете - у вас муж и пятилетний сын.
- Считаю, что мне очень повезло. С мужем мы были знакомы ещё до того, как я пошла в авиацию. Он одобрил решение стать стюардессой. К моим постоянным разъездам относится спокойно. Разлуки делают отношения крепче, мы ругаться не успеваем (смеётся). Ценим каждый миг, проведённый вместе. С воспитанием сына нам помогают бабушки-дедушки. Было так, что мне в рейс ранний лететь, а у ребёнка высокая температура. Не представляете, с каким тяжёлым сердцем я его оставила со своими родителями. Но папа-лётчик сказал: «Не волнуйся, лети спокойно. Проблемы нельзя брать с собой в небо». Тогда сынок быстро поправился, а я следую папиному правилу до сих пор. Надела форму - значит, переживания и трудности остаются на земле.
- Пассажиры тоже бывают проблемными.
- Куда же без этого. Но встречаются они не так часто. Только человек по трапу поднимается, а я уже как-то чувствую, что он будет всем недоволен. Что ж, улыбаемся и делаем свою работу: ищем подход, стараемся быть обходительными, не тревожить его. Иногда нужно сделать какую-нибудь мелочь для него приятную, кофе вкусный предложить...
А бывает, что пассажиры нас забавляют. Летели из Ростова в Москву, рейс короткий, один человек говорит: «Только взлетели и уже приземляемся, я ещё не всё съесть успел». Знакомая стюардесса рассказала такой случай. Она в передней кухне выливала оставшийся кипяток в раковину. Мимо проходила женщина, увидела это и говорит: «Девушка, вы что, выливаете воду? Там же внизу наши вещи». Бывает, что в полёте бортпроводников попросят сходить в багажный отсек, принести чемодан с тёплым пальто, проведать кошку или собачку. Правда, для этого нужно было бы выйти из самолёта.
Есть у нас такое негласное правило: место пассажира - это его личное пространство, нельзя туда вторгаться, облокачиваться о спинку кресла и даже просто касаться рукой. Если летят звёзды эстрады и другие известные личности, то мы их не беспокоим и стараемся оберегать от назойливого внимания. Для них перелёт - кратковременный отдых в их насыщенной жизни. Часто летят детки без родителей. Тогда к ребёнку прикрепляется одна стюардесса...
- Дети, наверное, часто забывают в салоне игрушки?
- Не поверите, но взрослые забывают свои «игрушки» гораздо чаще. Обычно это телефоны, планшеты, кредитные карты и даже кошельки. Всё это мы отдаём в специальный отдел, потом эти вещи возвращают хозяевам. Самая трогательная «потеряшка» - это старая, почти выцветшая фотография маленькой девочки с подписью «Любимая доченька». Я потом узнавала, фото вернули владельцу.
- Переживаете, когда попадаете в зону турбулентности?
- Никогда не боялась неба. Когда я лечу бортпроводником, мне вообще не до турбулентности. Как бы ни трясло, мне всё равно. Я на борту чувствую себя как дома и твёрдо знаю, что ничего плохого не произойдёт. И такое настроение нужно передать пассажирам.
ДОСЬЕ
Кристина Климова.
Родилась 26 марта 1987 г. в
г. Актюбинске (Казахстан). В 2010 году окончила Донской государственный технический университет. В 2014 году стала старшим бортпроводником. С марта 2016 года летает в а/к «Россия». Замужем, воспитывает сына.