Примерное время чтения: 7 минут
106

Хозяйка неба

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 10 04/03/2009

Если вы ниже 165 сантиметров или выше метра восьмидесяти, вас не возьмут в эту профессию.

Если вы модельно худощавы или слишком упитанны, эта работа тоже не для вас. Если вы не знаете иностранных языков, не умеете ладить с людьми, не обладаете быстрой реакцией и отменным здоровьем, на эту должность вас тоже не примут.

- Но если все эти качества есть и вы всё-таки стали бортпроводницей, то это уже на всю жизнь. Это даже не работа, это судьба, - считает стюардесса Инна Мацарская. - Об этой профессии я мечтала с детства. С того самого момента, как мы с папой впервые сели в самолёт. За окном плыли облака, а по салону просто и спокойно ходила красивая девушка в синей форме как хозяйка неба, - вспоминает она. - Я тоже захотела стать такой. И часто дома репетировала свой первый полёт: расставляла стулья, как кресла в самолёте, усаживала на них куклы и говорила: "Добрый день, дорогие пассажиры! Я рада приветствовать вас на борту нашего самолёта!" - улыбается Инна.

- Так и вышло...

- Не сразу. После школы я поняла, что мечты мечтами, а профессию нужно выбирать земную. Поступила в экономический вуз, стала менеджером, устроилась на работу. Но от судьбы не уйдёшь. Однажды случайно услышала, что в нашей авиакомпании после долгого перерыва набирают бортпроводников. И я решила, что мне необходимо сходить на кастинг. Пришла. Выдали мне номерок - номер шесть...

- Вас не насторожило несчастливое число?

- Нет. Я несуеверная. А став стюардессой, и вовсе распрощалась с приметами. Вернее, подстроила их под себя. Даже если случается что-то, в чём мы привыкли видеть нехороший знак, я себе внушаю, что это к добру. Так и случается. Вот номер шесть стал для меня счастливым. Кстати, на кастинге удивились, почему я меняю хорошую, стабильную работу в офисе на рисковые полёты. И, наверное, я так пылко рассказала о своей мечте, что меня приняли. Вот уже восьмой год часть жизни я провожу в небе.

Наша сверхзадача

- Детская мечта стала реальностью. Разочарования не было?

- Нет, но многое поначалу стало для меня испытанием. Особенно сложно было вы.брать правильную линию поведения. Бортпроводник должен быть в первую очередь хорошим психологом, ведь пассажиры бывают разные (улыбается). А у нас сверхзадача - сделать так, чтобы атмосфера на борту была тёплой. Кстати, когда перед полётом мы встречаем пассажиров, уже можем предположить, какой будет рейс - спокойный или нет...

- ?

- К примеру, недавно выдался неспокойный международный рейс. Полёт длится около трёх часов, пассажиров немного. На борту трое малышей с мамами, мужчина с собакой, женщина с кошкой, пассажир-инвалид (ему нужны особые условия), иностранец и пассажир, у которого были проблемы с документами на границе, и он всю дорогу переживал по этому поводу. Его нужно было выслушать, хозяев кошки и собаки рассадить, детей успокоить и так далее... Но задачу я выполнила - все остались довольны.

Был такой случай...

- Наверное, в вашей профессии не обходится и без любопытных случаев?

- Конечно. И в основном они связаны с невнимательностью пассажиров. В послед.нее время мы предлагаем нашим пассажирам дополнительную услугу - просмотр фильмов на dvd. Во время одного из полётов я объясняю, что для того, чтобы посмотреть фильм, нужно попросить принести dvd-проигрыватель. Все, кто попросил, получили их. И вот в середине полёта меня подзывает к себе мужчина, указывает на люк для выброса кислородной маски (люк по форме напоминает экран) и говорит: "Девушка, я уже полчаса жду... Когда же начнётся ваше кино?"

- Инна, у вас такая романтичная профессия. Мужчины, наверное, проявляют повышенное внимание, влюбляются...

- Бывает (улыбается). И номер телефона просят, и на свидания зовут. Но я замужем, поэтому корректно ухожу от знакомств. Но вот моя подруга, тоже бортпродница, в воздухе нашла свою любовь. Её мужем стал один из пассажиров. Кстати, в нашей профессии нередко женятся и лётчики с бортпроводницами. У них общее дело, общие полёты, и как результат довольно часто случаются счастливые браки. Вот вы спросили о знаках внимания ко мне. Была одна красивая история. Однажды в аэропорту меня разыскал незнакомый молодой человек и передал мягкую игрушку и букет цветов. Оказалось, в одном из полётов на меня обратил внимание его друг, который надолго улетел в другой город, а ему, ростовчанину, поручил разыскать меня и сделать подарок. Просто так. Даже телефон не попросил. Было очень приятно...

"В приметы мы не верим"

- Вы говорили, что не верите в плохие приметы. Но всё-таки есть какие-то амулеты на удачу, которые вы берёте с собой на борт?

- Я человек верующий, поэтому в каждый полёт беру с собой иконку. Кстати, уже 3 года у нас в авиакомпании стали освящать самолёты, которые выходят в первый рейс. И после освящения в салоне вешают икону покровителя путешественников Николая Чудотворца. Мы чувствуем эту защиту свыше, поэтому не волнуемся.

- Инна, у вас ненормированный график, частые ночные полёты, незапланированные рейсы. Как муж относится к такой работе?

- Когда я только пришла в эту профессию, поддерживал. А потом, когда понял, что меня могут вызвать в рейс даже ночью, что по нескольку дней я могу быть в командировке, а заботы о дочке ложатся на него, начался непростой период в отношениях. Но потом он всё-таки понял, что я нашла себя именно в этой профессии, и смирился. У нас родилась вторая дочка. Всё хорошо.

Молодые пенсионерки

- Слышала, что через десять лет полётов стюардесса уже зарабатывает себе пенсию...

- Да, это так, но уходить из профессии никто не спешит. Я летаю 8 лет, сейчас уже старший бортпроводник. Но у нас есть бортпроводницы, которым за пятьдесят. Как-то двена.дцатилетняя внучка одной из них рассказала в школе, что её бабушка - стюардесса. "Раньше летала?" - уточнила учительница. "Нет, сейчас!" - ответила девочка. Преподавательница долго ломала голову, сколько же лет бабушке... И я, кстати, тоже не спешу на землю. Когда только поступила сюда, попала в один рейс с немолодой бортпроводницей. И она запомнила меня с горящими глазами, с какими я отправлялась в свои первые полёты. Спустя несколько лет мы вновь оказались в одном рейсе. "Ну что, успокоилась уже?" - спросила она. И я ответила: "Нет". Я и сейчас ещё не насытилась небом, каждый рейс для меня - волнение. Каждый раз я внутренне настраиваюсь на то, что всё будет хорошо. Наверное, кому-то эта работа кажется стрессовой и опасной, а я себя на другом месте не представляю. Хозяйка неба - что может быть лучше?

Светлана Ломакина

Фото автора

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно