Примерное время чтения: 7 минут
268

Господь ведёт человека путями неведомыми

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 30 22/07/2009

Они прошли через испытания, утраты и болезни

- Принято думать, что у нас что-то вроде места отдыха для души, - показывал мне монастырское подворье наместник Свято-Донского Старочеркасского мужского монастыря игумен Макарий. - На самом деле здесь обостряются все наши пороки. Это и раздражение, и злоба, и нетерпимость. Нападение бесовское, одним словом. И борьба с ним - это наш главный труд...

На лицах радость и покой

Я слушаю отца Макария с удивлением. Утопающий в цветах монастырский дворик то и дело пересекают мужчины в чёрных рясах. На улице под сорок градусов жары, но они, кажется, не замечают плавящей мозги температуры. Одни идут с тяпками и лопатами, другие тащат вёдра с вишней, третьи хлопочут в трапезной. Но чем бы они ни занимались, у всех одинаково тихие светлые лица. Какие уж тут бесовские происки...

- Господь ведёт человека путями неведомыми. Через искушения, испытания, болезни и потери, - будто прочитав мои мысли, продолжил игумен. - Кто-то в молодости находит потребность в любви к Богу и отказывается от возможной семейной жизни и других мир.ских радостей. Кто-то уже, воспитав своих детей, понимает, что здесь ему будет лучше...

Сам настоятель мужского монастыря отец Макарий вы.брал свою дорогу в 26 лет. До этого служил в армии, работал на Новочеркасской ГРЭС. А потом бросил все мирские дела и приехал в Старочеркасский монастырь. Приняли его трудником, но уже спустя три дня он понял, что останется здесь навсегда.

- У меня верующие родители, сестра. Но даже при этих условиях им трудно было принять мой выбор, - рассказывает настоятель. - С тех пор прошло одиннадцать лет. Отношения у нас давно уже хорошие. А вообще, конечно, родные часто просят наших братьев вернуться в семью. И не только родные. Был у нас насельник, которому приходилось отбиваться от девушки: не один раз она приезжала, умоляла, плакала. Но наш трудник не ушёл в мир. Именно в таких ситуациях воспитывается крепость духа.

Дух в монастыре особый...

Мирские судьбы насельников Свято-Донского Старочеркасского мужского монастыря различны. Здесь на монастырском поле машут тяпками бывший таксист и научный сотрудник, шахтёр и психолог, инженер и грузчик... Перед Богом все равны.

- Я столяр-краснодеревщик, - с благословения батюшки поделился со мной трудник Сергей Головин. - Жил в Таганроге, работал в фирме. А тут кризис - и всё рухнуло, помыкался-помыкался. Душой истощился, устал. Жить даже не хотелось. Хорошо, хоть семьи нет.

Сергей приехал сюда - устроился на кухню поваром (у него 12 лет кулинарного стажа). Думал недельку от проблем отдохнёт, а потом снова в город - искать место под солнцем. Но прошла неделя, другая... Скоро будет восемь месяцев, как он здесь. И обратно уже не торопится. Пока трудником живёт, а там как Бог велит.

- Я в мирской жизни картины писал, - поделился Сергей. - А теперь хочу себя в иконописи попробовать. Здесь все условия для этого есть - дух в монастыре особый, жизнь течёт тихо, благостно...

В это тихое течение жизни влился неделю назад Евгений Черникин. Он чистит картошку и с нескрываемым удовольствием рассказывает о своей новой жизни:

- Двадцать восемь лет мне. В армии служил, потом сверхсрочником остался. Семья была. Но об этом я говорить не хочу: развелись, и точка...А здесь я почувствовал свет в душе. На днях впервые за двадцать восемь лет исповедовался. Понимаете? Впервые! И так легко мне стало, так хорошо...

Пока беседовали, в трапезную то и дело заходили братья. И, заметив меня, тут же спешили к выходу. Общение с женщинами-мирянками для принявших монашеский сан категорически запрещено. Но в то же время на территории мелькают тёмные женские рясы.

Это монахини, постриженные ещё прошлым настоятелем Старочеркасского монастыря отцом Модестом. Живут они за пределами монастыря, но послушание несут здесь: одни трудятся в свечной лавке, другие на кухне.

- Есть послушания в монастыре, которые требуют женских рук, - объяснил отец Макарий.

- Батюшка, а за какие ещё проступки можно оказаться за воротами?

- За нарушения устава - за пьянство например... Но есть ещё более глубокие причины: внутренняя борьба человека с самим собой. К примеру, был случай, когда к нам приехал человек. Через какое-то время он начал "хулиганить": то на послушание не выйдет, то вдруг исчезнет на несколько дней. На этой почве у нас с ним было много проблем. И в конце концов мы его проводили.

Неизменный порядок бытия

Встают здесь в пять часов утра. В половине шестого в храме уже читаются утреннее правило, затем полунощница и братский молебен. После служащие остаются на литургии, а остальные берут благословение на послушание: работать в подсобном хозяйстве, в просфорне, библиотеке, в пекарне, на пасеке или на пруду.

Живёт монастырь не только пожертвованиями. Пропитание доставляет подсобное хозяйство: ферма, пасека, огороды, пруд.

К полудню все насельники стекаются в трапезную. В день Петрова поста, когда я посетила монастырь, Сергей Головин приготовил для братии постный борщ, гречневую кашу с салатом и пирожки. Густой дух домашней кухни просачивался даже за ворота.

- В три часа дня начинается вечерняя служба, - рассказывал повар, наполняя тарелки дымящимся первым. - В семь ужин и вечернее правило. В десять вечера отбой - можно помолиться в келье, можно почитать духовную литературу.

Телевизоров в кельях нет, но монастырь не оторван от цивилизации. Для ведения летописи здесь пользуются и фотоаппаратом, и видеокамерой. Отец Макарий владеет компьютером и Интернетом. Отсюда же он черпает новости о событиях в мире. Ему надо - по должности. А остальным мирские новости ни к чему.

- Контакт с внешним миром у нас есть, но ровно в той степени, в какой это необходимо, - пояснил отец Макарий.

На сегодняшний день в монастыре числятся 27 человек. Цифра невелика, но настоятель утверждает, что по нынешним временам это немало. Однако на выходных на подворье монастыря становится многолюдно: паломники со всех окрестностей приезжают сюда за душевным исцелением. А вместе с душевным исцелением нередко уходят и физические недуги.

- Если человек приходит к нам, то приходит именно потому, что другого пути он уже не видит. И это ни в коем случае не побег от житейских проблем. Это бегство от мирского греха, желание очиститься и служить Богу. Те, кто приходит в монастырь именно с таким чувством в сердце, остаются здесь навсегда, - сказал мне на прощание наместник Свято-Донского Старочеркасского мужского монастыря игумен Макарий. - А те, кто не выдерживает, возвращаются в мир. Наверное, именно поэтому насельников у нас немного. Дорога к Богу - это большой труд души, до.ступный каждому, но в стенах монастыря по этому пути идут более осознанно и целеустремлённо.

Светлана Ломакина. Фото автора

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно