Когда мы собрались уходить из больницы, самая старшая из малышей - трёхлетняя Аня громко, во весь голос, разрыдалась. "Ничего, - пыталась успокоить её медсестра, - завтра тёти опять придут".
Первое православное сестричество сестёр милосердия образовалось на Дону 10 лет назад. Сейчас таких сестричеств 15.
- Кто такие наши сёстры милосердия? - переспрашивает у меня Людмила Красникова, мама настоятеля ростовского храма Всех Святых, в земле Российской просиявших, отца Сергия и куратор организованного при храме сестричества. Переспросив, она отрывается от резки белого корня (зимой при храме из него будут варить борщ), поправляет на голове косынку и улыбается: - Так это самые обычные женщины! Просто в свободное от работы время они бескорыстно помогают людям, чем могут.
"Самые обычные женщины" переделывают уйму всего: они ухаживают за малышами-сиротами, лежащими в больницах, опекают - кормят, купают, подстригают волосы и ногти одиноким лежачим старикам, моют полы в их квартирках. Ещё у них есть необычная "акция": раз в пару месяцев пекут тысячу пирожков (по числу пациентов психиатрической больницы в Ковалёвке) и везут их туда, чтобы хоть чем-то порадовать. Ещё устраивают праздники в школе-интернате для умственно отсталых детей. Ещё просто так, чтобы обласкать, ходят в детдом N1. Ещё собирают одежду и обувь и развозят по удалённым хуторам.
- Потому что есть места, где люди живут очень бедно, очень, - вздыхает Людмила Ивановна.
Талант дарить доброту
- Два года назад, когда наше сестричество только появилось, многие женщины боялись. Говорили: "А вдруг мы не справимся или не будем успевать, у нас же работа, семьи?" - продолжает она. И поучительно добавляет: - А надо не о "вдруг" думать, а на Бога надеяться, попросить у него поддержки...
И, чтобы суть работы сестёр была понятнее, предлагает мне самой выступить в этой роли - в тот же день, в субботу, пойти в одну из детских больниц, шефство над которой сестричество взяло, вообще говоря, случайно: в прошлом году отец Сергий вдобавок к трём своим родным детям усыновил ещё двух крох.
- И одного из малышей мы с женой взяли как раз из больницы, - вспоминает он. - Тогда я и узнал, что лялек, подобранных на улице, на вокзале, сначала везут в детские больницы. Месяц обследуют, но, так как свободных мест в домах ребёнка зачастую нет, детки могут лежать в больницах месяцами... Но ведь больницы не рассчитаны на то, чтобы обеспечивать таким малышам какой-то особый уход. Да что там, у санитарки просто нет на это времени!
...И вот я уже шагаю по больничному коридору следом за серьёзной Таней Корчиной, там, "в другой жизни", заведующей отделом кадров крупной ростовской строительной компании и мамой двух мальчишек-подростков.
И хоть я застала только вторую половину смены (сёстры дежурят по очереди, по двое, с 10 утра и до 6-7 часов вечера), работы хватило. Сначала уже "взрослая", 3-летняя, Аня, опьянённая вниманием к себе, забылась и... уписалась. И тогда вместе с Таниной напарницей Наташей Сивцовой (тоже человеком семейным, оставившим дома дочку) мы взялись, как она шутит, "за самую женскую работу" - мыли попу, застирывали, учили садиться на горшок. Потом подошёл полдник. И каждого из старших малышей надо было по глоточку, чтобы не облились, напоить чаем... Тем временем годовалая Сашенька перевернула на себя бутылку с манной кашей. А потом белокурый Лёша залился ТАКИМ счастливым смехом просто оттого, что мы попытались поиграть с ним в мяч...
О винограде, Ванечке и постном борще
- Что меня больше всего тронуло в сестринской работе? - задумывается Л. Красникова и рассказывает о парне-бомже, с которым познакомилась в городском туберкулёзном диспансере, куда она время от времени носит гостинцы.
Однажды, среди зимы, он вдруг попросил её купить хотя бы крошечную кисточку винограда.
- Некоторые наши прихожане ещё возмущались: вот, мол, запросы! А у меня как будто ёкнуло что-то в душе: это, думаю, его перед смертью к нормальной человеческой жизни потянуло... Но я не успела. Приезжаю с этим виноградом, а мне говорят: "Он час назад умер".
Ту же Таню тронула заразительная улыбка её больничного любимчика - жизнерадостного карапуза Ванечки. Чьё-то сердце задел вид детдомовских подростков, уплетающих в церкви по три тарелки постного борща.
- Нет, в детдоме их хорошо кормят! - заверяют в сестричестве. - Просто для них сам обед не в их привычной столовой, а в новой необычной обстановке - уже яркое событие!
...Когда тем поздним вечером мы вышли из больницы, Наташа неожиданно призналась:
- Первое время я вот так же шла мимо разнаряженных, занятых собой людей и думала: как же так? Ведь в двух шагах от них плачут брошенные дети! А потом махнула рукой и перестала по этому поводу расстраиваться...
В сестричестве и впрямь сожалеют о другом: для тысяч нуждающихся их, пятидесяти самых обычных женщин, слишком мало.
Не исключено, что при этом же ростовском храме скоро появится первое на Дону православное братство. "Задача у него - помогать сёстрам в делах, которые они не могут сделать, - рассказал редакции отец Сергий. - Например, починить в доме одинокой старушки водопроводный кран или, простите за подробности, унитаз разбитый заменить. Или, скажем, хотя бы в праздник привезти в храм верующего, но не ходячего человека. А после отвезти его домой". В братство уже записались 15 мужчин.