«Когда ты видишь, что всё гармонично в одежде – это же, как музыка!» – так считает художник по костюмам Нина Моисейченко, которая делает эскизы для исторических и народных костюмов, создавая их целыми коллекциями. Прошло уже тридцать лет с тех пор, как после окончания Ростовского художественного училища имени М. Б. Грекова Нина Моисейченко пришла работать в центр внешкольной работы «Досуг» Пролетарского района Ростова-на-Дону. Здесь она руководит театром костюма «Этно-Арт» и создаёт сценические наряды для детских вокальных ансамблей и хореографических коллективов.
Всё своё ношу с собой
Наталья Емельянова, «АиФ-Ростов»: Нина Сергеевна, правда ли, что для того, чтобы нарисовать эскиз костюма, особенно национального, нужно знать историю народа?
Нина Моисейченко: Конечно же! Тридцать лет назад я занималась донским армянским костюмом. Этот народ, 250 лет проживший на Дону, не просто ассимилировался, между нами произошёл обмен культурами.
У меня есть коллекция «Донской армянский костюм». Чтобы создать наряд, я купила итальянскую дорогую ткань – светло-молочный шёлк, вытканный маленькими фиолетовыми цветочками для девичьей блузки. В комплект также входила длинная фиолетовая юбка с жаккардовым чёрным рисунком и чёрный фартук с головным убором феской. Донской армянский костюм сильно отличается от классического национального. Он очень похож на казачий костюм: у них тоже юбки и блузки, отличие в том, что у армянок фартуки чёрного цвета. Все свадебные женские костюмы просто потрясающие! Представьте себе: красный шёлк, который отделан большим количеством чёрного кружева в память о геноциде армянского народа. Ведь почему армяне пришли на Дон? Потому что их преследовали турки. И Дон их принял. Поэтому они столько взяли от костюма донского казачества, при этом немало дав нам взамен.
– То есть одежда может рассказать о том, что довелось пережить народу?
– Конечно. Для создания максимально достоверной коллекции мне пришлось побывать в армянских селениях, в музеях, изучить старинные фотографии. А всё для того, чтобы понять все нюансы национальной одежды. Очень чувствовалось влияние турецкого национального костюма. Как мне рассказывали, когда армяне бежали от турков, то женщины надевали на себя все украшения. И когда приезжали на новое место, то отрывали кусочек от своей золотой цепи, продавали его или меняли на хлеб. И на это жили. С тех пор и повелось, что армянские женщины носят много украшений. Костюм дополнялся серебряными позолоченными кованными поясами.
Свадебное платье было ярко-красного цвета. Потому что красный – это традиционно, это красиво, это дорого. Донские армянки носили маркрид коди – переводится как жемчужный пояс. Шили его чаще всего из чёрного бархата, украшая жемчугом с золотой или серебряной головкой-пряжкой в виде растительного орнамента. По краям обычно вышивали инициалы хозяйки пояса. По традиции маркрид коди мама дарила дочери на свадьбу в подарок, и так передавалось из поколения в поколение. Во многих семьях до сих пор как реликвия хранятся такие жемчужные пояса.
Никакого декольте!
– А что носили донские казачки?
– Что касается костюма донской казачки XIX – начала XX веков, то его основу составляют блуза и длинная юбка. Повседневная одежда состояла из длинной нижней рубахи с длинными рукавами и круглым слегка присборенным воротом, кофточки и юбки из ситца. Поверх рубахи надевали несколько юбок: нижнюю ситцевую, затем холщовую и одну или больше из ситца, а то и шёлка. Казачка всегда собрана, подтянута. Не допускалось оголять руки, плечи, носить одежду с вырезами. Юбку и кофту из одной ткани называли парочка.
На нарядных блузах кокетка отделывалась рюшами, тесьмой. Блузки часто имели вышивку на груди, плечах и манжетах. На летних блузках рукав был укорочен, они шились с прострочкой под грудью, были свободны в талии. Юбки имели складки либо оборку по низу. Обязательным считался платок для замужней женщины. Его носили даже дома – простой белый хлопковый. Для красоты на плечи накидывали нарядные шерстяные шали с кистями. Их носили и в холодное время года, повязывая на голову, под низ поддевали хлопковый платок. Шали были так же шёлковыми, с длинной плетёной бахромой, очень дорогими. Такой подарок дарили на свадьбу. И всю жизнь казачка бережно носила шёлковую шаль.
Головной убор многое говорил о женщине его носящей, он был «говорящей» частью национального костюма. Так, русская девица всегда носила одну косу и обязательно (в тёплое время года) открывала макушку и саму косу, а замужняя женщина должна была иметь две косы, но волосы должны быть всегда скрыты от посторонних глаз. Свадьба даже предусматривала ритуал переплётения косы: девичью косу распускали и затем переделывали под особую женскую причёску.
Цвет и орнамент костюма мог рассказать, из какой области, к примеру, приехала на ярмарку девушка. А возьмите мужские свадебные рубашки! Косоворотка откуда пошла? Там застёжка и вышивка с левой стороны, чтобы сердце оберегать. Длинные рукава все расшиты, чтобы руки защищать. А пояса? Существует даже свадебный обряд, когда невеста опоясывает своего жениха поясом. В народном костюме всё имеет смысл.
Так одна культура вливается в другую, затем берёт что-то от третьей и обогащается. В результате получается нечто оригинальное. Так что лучше и интереснее национального костюма ничего нет.
Коллекция, как диссертация
– Расскажите, пожалуйста, о своих коллекциях костюмов. Какая из них была самой первой и самой сложной?
– Свою первую коллекцию костюмов «Русь» я создала из технической марли сразу же после окончания грековского училища. Техмарля не красилась, её вымачивали, весь коллектив собирал луковую шелуху, чтобы у ткани был цвет. С этой коллекцией наш театр костюма «Этно-Арт» выступил на конкурсе модельного агентства «Имидж» из Ростова-на-Дону. Одна из сотрудниц этого агентства слёзно умоляла продать ей пальто из этой коллекции. Но если бы она только знала о том, что эта фантастическая вещь была сшита из мешковины и технической марли!
Самой сложной я считаю коллекцию славянского костюма XI–XIII веков «Гардарика». На тот момент, когда работала над этой коллекцией, то свободно могла диссертацию защитить. Потому что мне пришлось перелопатить научные труды, исследования российских академиков. У меня до сих дома стоят целые тома этой литературы. А всё потому, что очень мало информации по славянскому костюму этого периода.
На сегодняшний день у меня где-то 15 коллекций. Самая маленькая состоит из трёх нарядов «Донского армянского костюма», самая большая – из 13 костюмов «Уральского сказа». В коллекции «Триколор», посвящённой флагу РФ, девять и 11 костюмов в «Гернике» по картине Пабло Пикассо. Что касается последней – это мини-спектакль, длящийся 6,5 минуты. Чтобы создать «Гернику», мне пришлось прослушать 17 дисков немецкой метал-группы Rammstein: нужна была фонограмма для этого мини-спектакля.
А за коллекцию «Триколор» мы получили Гран-при на международном фестивале, который проводил Московский Дом национальностей. Нужно было обыграть главную идею – флаг России. В моём понимании, я это потом выразила с помощью костюмов, белый цвет на флаге – это вера, чистота, а значит это иконописный костюм. Синий – честь, стойкость, они воплощены в военном костюме. А красный – это наша гордость, самосознание, что получило отражение в красных с золотом костюмах.
Участники театра костюма «Этно-Арт» показывают мои коллекции на разных фестивалях и концертах. К моде мы не имеем никакого отношения, с помощью костюмов выражаем мысли и идеи. Дети у нас очень талантливые. Так, в прошлом году в наш театр пришла шестилетняя Лиза Макарьева, которая сегодня придумывает новые движения, используя классические элементы дефиле для демонстрации костюмов. А семилетняя Соня Ткач, несмотря на свой юный возраст, даст фору взрослым: может среди ночи проснуться и нарисовать композицию движения детей. К творческим людям идеи приходят внезапно. У меня, к примеру, целый фильм создаётся в голове, который я стараюсь реализовать на сцене. И так во всём.
Когда ты выкладываешь орнамент, то он должен петь. Одежда должна петься! Когда видишь, что всё гармонично в одежде – это же, как музыка! Я с содроганием смотрю на современную одежду в стиле унисекс – это ужас! Иногда, идя по улице, гадаю: это мальчик или девочка впереди меня?
...У Нины Моисейченко постоянно возникают новые идеи для коллекций, которые она записывает в свой «волшебный блокнотик». Их лет на 30, как говорит художник по костюмам, хватит! Вот и сейчас уже есть замысел сделать новую коллекцию, да только в сутках всего 24 часа.
«Покажи меня как личность». Мода на глянцевые образы девушек прошла.
Река красоты. Почему донские девушки побеждают на конкурсах моделей
Се ля ви. Как ростовчанка бросила мир высокой моды и стала психологом
Третий после режиссёра. Как за три копейки сделать сценический костюм