aif.ru counter
АиФ - Ростов 736

«Научили казаков выращивать рис». Как и чем сегодня живут донские корейцы

Как в России и на Дону появились корейцы, чему научили местных жителей, как поменялся их менталитет и какие национальные традиции они бережно хранят - в материале «АиФ-Ростов».

Потомки первых корё-сарам обучаются в Корейском культурном центре Ростова-на-Дону.
Потомки первых корё-сарам обучаются в Корейском культурном центре Ростова-на-Дону. © / Корейский культурный центр Ростова-на-Дону

Массовая эмиграция, сталинские депортации, тяжёлый труд на новой земле - корейцам Дона выпала непростая судьба. Однако народ смог не только выжить, но и преуспеть на новом месте.

Об истории, современных проблемах и менталитете донских корейцев «АиФ-Ростов» рассказал президент общественной организации «Объ­единение корейцев в Ростовской области» Александр Ким.

Досье

Александр Ким. Родился в 1945 г. в Ташкенте.

В 1971-м окончил Ташкентский политехнический университет.

Директор крестьянско-фермерского хозяйства ООО «Хясам» с 1992 г.

Женат, трое дочерей, шестеро внуков.

Война показала всё

Туяна Урбагаева, «АиФ-Ростов»: Александр Викторович, как получилось, что донские корейцы оказались так далеко от своей исторической родины?

Александр Ким: Это история началась более 150 лет назад в середине XIX века, когда крестьяне начали бежать из Кореи в Приморье в поисках лучшей доли, подгоняемые страшным голодом, непосильными налогами, стихийными бедствиями.

Среди эмигрантов, кстати, был и мой дедушка, которого на русский манер стали звать Василием. Его сын и мой отец Виктор Васильевич Ким родился в 1905 году уже в России. Чуть позже, в 1910-1945 годах прошла вторая волна эмиграции - в период японской оккупации и репрессий в Корее. Среди попросивших российское подданство были в том числе политические беженцы.

На то время большинство корейцев жили на Дальнем Востоке, а затем наступил переломный момент. Советские власти решили депортировать всех корейцев с Дальнего Востока в Среднюю Азию. Массовый переезд начался осенью 1937 года и закончился зимой, в самое холодное время в Узбекистане. Корейцам предоставляли для жизни и возделывания земель не лучшие участки: камышовые заросли, болота.

Александр Ким: в 1950-е годы мои родители приехали на Дону, чтобы учить местных жителей искусству выращивать рис.
Александр Ким: в 1950-е годы мои родители приехали на Дон, чтобы учить местных жителей искусству выращивать рис. Фото: Корейский культурный центр Ростова-на-Дону

Я до сих пор с грустью представляю, как в январе-феврале мои родители копали погреба в мёрзлой почве, строили с детьми на руках шалаши, чтобы хоть как-то укрыться от холода и ветров. Было очень трудно, но выселенные с Дальнего Востока корейцы сумели прижиться на новом месте, создали колхозы. Потом без техники и инструментов начали возделывать участки. Через несколько лет они добились успеха. Слава о корейских колхозах прокатилась по всему Советскому Союзу.

В годы Великой Отечественной войны мой народ отчаянно трудился, проливая пот и стирая руки в кровь, чтобы собрать как можно больший урожай и отправить его на фронт. Корейцы сражались плечом к плечу с солдатами многонациональной страны.

Любопытно, что это была самая образованная часть народа. Депортированным переселенцам не разрешали идти в армию, зато молодёжь могла поступить в институт, и студенты вузов уже становились добровольцами.

Известны случаи, когда некоторые корейцы меняли свою фамилию, чтобы бороться с фашистами. Многие прошли путь от Москвы до Берлина.

Справка
Корё-сарам – самоназвание этнических корейцев на постсоветском пространстве. «Корё» относится к названию Корейского государства с 918 по 1392 года н. э., «сарам» означает «человек», «народ».

Война расставила всё по местам. С 1948 года представителей нашего народа начали награждать орденами и медалями. Всего за четыре года с 1948-го по 1952-й высшего звания Героя Социалистического Труда были удостоены 112 корейцев.

В 1950-х годах мы уже жили в собственных домах, были построены детские сады, школы, а после смерти Сталина нас официально признали гражданами СССР и дали все права, в том числе право на передвижение. Наши земляки разъехались по всей стране. (Именно таких называют корё-сарам – прим.ред).

Грех необразованности

- Почему выбрали для жизни донскую землю?

- В 1950-е годы на Дону в Весёловском, Багаевском районах начали выращивать рис, а мы в этом деле мастера на все руки. Поэтому приехали сюда, чтобы учить местных жителей этому искусству. В то время началась эпоха процветания ростовского рисосеяния. На слуху были имена Героев Социалистического Труда - Хван Чан Ира и Сергея Тена, рисоводов Цой Сунн Хи, Ли Сен Чун, Цой Ха Ку, Ем Чан Дюне и др.

Первые переселенцы были рисоводами, а наши дети после окончания вузов теперь работают в разных областях: в образовании, науке, культуре, медицине, армии, спорте, правоохранительных органах и т.д. И многие являются гордостью донской земли. Сейчас в Ростовской области насчитывается около 12 тысяч корейцев.

- Вы не только тру­долюбивы, но и очень любите учиться. По данным статистики именно среди дон­ских корейцев наиболее высок процент людей с высшим образованием. Действительно ли необразованность для вас считается грехом?

- Корейцы испокон веков тянутся к знаниям. Родители могут собрать последние деньги, чтобы отправить своего ребёнка учиться. Мы считаем, что именно с образования начинается путь к успеху. Даже в те трудные времена, о которых мы вспоминали, не было таких, кто не продолжил бы образование после окончания школы.

В своё время, когда я сам получал образование в профучилище, то днём работал, а вечером учился. В Корее считается нормой, когда человек работает 15 часов, а я вспоминаю, что в молодости, в итоге трудился 17 часов, вставал в 6 утра и в 23.00 ложился спать. Вообще за свою жизнь я получил несколько профессий: токаря, шахтёра, строителя, фермера. Трудился в промышленности, в сельском хозяйстве.

Угроза исчезнуть

- А сейчас вас можно поздравить с новой должностью - президента общественной организации «Объединение корейцев Ростовской области» (ОКРО). Какова цель работы организации?

- Общественная организация в Ростове-на-Дону родилась в 1991 году для того, чтобы сохранить наши традиции, культуру, возродить язык, укрепить межнациональные отношения. Я жил в Родионово-Несветайском районе, где находились всего 10-15 корейских семей. Сначала мы скептически относились к идее такой организации, считая, что надо жить одной семьёй с другими национальностями, а создание диаспоры только разъединит народы, но со временем поменяли своё мнение.

 

Мы поняли, что если не будем сохранять свои традиции, то наш народ исчезнет. В многонациональном обществе у нас изменился менталитет, и постепенно наша диаспора утратила родной язык. Сейчас на корейском говорят лишь те, кому за 60 лет, и те, кто начал изучать корей­ский язык, как иностранный. Остальные, включая меня, владеют лишь наборами фраз. А ведь язык - это душа нации, менталитет, мировоззрение. Поэтому у нас стоит цель восполнить этот пробел.

К счастью, нам повезло с тем, что хотя бы в силу прагматичных причин корейский язык стало необходимо изучать. Возродился интерес к нему. Мы сейчас очень плотно сотрудничаем с Южной Кореей. А какое может быть общение без знания языка? Поэтому у нас организованы школы корейского языка, курсы.

К примеру, в корейском культурном центре, работающим под эгидой Страны утренней свежести, обучаются 900 учеников. Нашим языком интересуются дети других национальностей. Из общего числа учеников они составляют 75%.

Им нравится корейский, они видят перспективы его изучения. Ведь после того, как Запад наложил санкции, наша Россия повернула экономику на Восток, и потому знания корейского, японского, китайского языков востребованы.

Деньги или книги?

- Александр Викторович, язык почти утрачен, а как насчёт традиций и ментальности?

- За более 150 лет проживания корейцев на российской земле мы, конечно, впитали основные черты русского менталитета. И сейчас у нас с российским народом общего больше, чем отличий. Мы спокойно относимся к межнациональным бракам. У нас много смешанных семей, вот у меня появился новоиспечённый родственник - таджик.

Однако кое-что из корейского ещё осталось, и мы это тщательно храним. К примеру, обязательно отмечаем возраст детей Асянди (первый год жизни ребёнка) - этот обычай передавался из поколения в поколение. В старину младенческая смертность в Корее была высокой, и преодоление символического рубежа давало надежду на долгую жизнь. Поэтому Асянди отмечается с размахом.

Кстати, в этот день на стол ставят разные предметы, и считается, что если малыш первым возьмёт ручку - значит, будет умным, писателем, если книгу - учёным, деньги - богатым, рис - его дом будет полным достатка. У нас сохранилась традиционная кухня, но, конечно, она претерпела некоторые изменения.

 - А что за «Дом Кореи» построят в Ростове?

- Когда я избирался президентом ОКРО, в моей программе было обозначено несколько социально значимых проектов. Среди них - самый главный - это строительство многофункционального центра «Дом Кореи» в Ростове-на-Дону. В нём будут обучаться не только корейскому языку, но и современным принципам ведения бизнеса с восточной философией. На верхних этажах будет размещено представительство Генерального консульства Кореи.

Ещё одно актуальное направление - медицина, в Корее очень хорошо развита диагностическая служба. Мы бы хотели лучшие практики внедрить и здесь. Думаю, если будем трудиться, как наши предки, то добьёмся своей цели.



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Тест: Что вы знаете об истории Ростова-на-Дону?
  2. Что известно о самой красивой девушке Ростова-на-Дону?
  3. Кто может получить бесплатный билет на матч «Ростов» – «Ахмат»?
  4. Почему король Малайзии развёлся с донской моделью?
  5. Почему мостовой переход в Волгодонске будет дороже Ворошиловского моста?
Самое интересное в регионах
Роскачество
Вы страдаете от аллергии на растения?