Примерное время чтения: 10 минут
1757

Успехи «хоумскулеров». Почему родители переводят детей на домашнее обучение

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 47. "АиФ на Дону" 22/11/2017
В Ростовской области всё больше случаев, когда роль школы берет на себя семья.
В Ростовской области всё больше случаев, когда роль школы берет на себя семья. / Реваз Качарава / Из личного архива

В Ростове впервые прошёл форум родителей, которые перевели своих детей на семейное образование. В публичной библиотеке собрались более 500 человек, решивших учить сыновей и дочек дома. Почему они отважились на этот шаг?

Ростовская область входит в пятёрку регионов, где перевод школьников с традиционного на семейное обучение растёт в геометрической прогрессии. Есть даже специальный термин - «хоумскулинг», учёба дома. Сейчас около трёх тысяч человек получают образование дома, в то время как всего три года назад их число едва превышало пару сотен.

Произошло это, в том числе, благодаря руководителю центра поддержки семейного обучения «Свирель» и маме двоих хоумскулеров (детей на семейном образовании) Ирине Козинченко.

Несколько лет назад она с единомышленниками решила создать группу в соцсети, чтобы рассказывать обо всех трудностях, с которыми пришлось столкнуться, и делиться полезной информацией. Сегодня в этой группе более 1300 человек. И хороших новостей в последнее время появляется гораздо больше.

Например, одним из последних достижений стало то, что двое ребят-«семейников» единственные со всей области победили во всероссийском конкурсе научно-технического творчества «Кванториум» и выиграли поездку в знаменитый детский лагерь «Орлёнок» на образовательную смену «Исследователи и изобретатели».

«АиФ на Дону расспросили Ирину Козинченко, как меняется жизнь детей и родителей после перехода на семейное образование и что по этому поводу думают окружающие.

В школе не до смеха

Юлия Панфиловская, «АиФ на Дону»: Ирина, у вас самой два высших образования - юридическое и экономическое. И при этом вы вдруг решили пойти против системы и забрали детей из школы. Почему?

Ирина Козинченко.
Ирина Козинченко. Фото: Из личного архива/ Ирина Козинченко

Ирина Козинченко: Я не борюсь с системой. И сын, и дочь пошли в первый класс нашей районной школы. Более того, они отучились в ней несколько лет. И все три года, которые Глеб сидел за партой, мы пытались «приучить» его к жизни в школьных стенах. Учительница очень старалась ему помочь, но он так и не смог привыкнуть. Сын - чувствительный ребёнок и явно не был готов психологически.

Последней каплей стал такой эпизод, когда во время разговора педагог вдруг спросила у меня: «А что, разве Глеб умеет смеяться?». Признаюсь, я оторопела. Ведь у нас очень живой, открытый мальчик, который не стеснялся проявлять эмоции. И вдруг выясняется, что он никогда не смеётся в школе. При этом у него не было конфликтов, но он постоянно чувствовал себя не в своей тарелке. Когда учительница делала замечание какому-нибудь безобразнику за соседней партой, он весь сжимался.

После первого класса у него полностью пропала мотивация к учёбе, первое сентября он ждал с содроганием. И, как выяснилось потом, таких детей довольно много.

Урок на коленке

- Но вы забрали и дочку?

- С дочкой было всё с точностью до наоборот. Она очень общительная, такая душа компании, на занятия ходила с удовольствием. И именно благодаря этому получала хорошие оценки, но стоило садиться с ней за домашнюю работу, выяснялось, что материала она не знает, многие задания выполняет не осмысленно, наугад и считает, что это подходящий метод. В конце второго класса, я ей предложила заниматься дома. Она согласилась и ни разу не пожалела. При этом, повторюсь, я не противница обычной школы. Если дети начнут проситься обратно, вернём их сразу же.

Форум родителей, которые перевели своих детей на семейное образование.
Форум родителей, которые перевели своих детей на семейное образование. Фото: Из личного архива/ Реваз Качарава

- А как к этому отнеслись муж, другие родственники?

- Муж был за и это очень важно, потому что он тоже много помогает детям с учёбой. Бабушки и дедушки отнеслись немного настороженно, но в целом спокойно. А когда стали слышать увлечённые рассказы внуков о том, что они прочитали или изучили, о том, какие опыты они ставили, ну и конечно узнали результаты первых аттестаций, им стало гораздо спокойнее.

Что греха таить, я сама привыкала к этой мысли довольно долго. Очень сложно было решиться. Помню, когда забирала документы сына из школы, было чувство, будто прыгаю в воду с огромной высоты. Думающий человек всегда сомневается, тем более в вопросах, которые имеют далеко идущие последствия.

Но сейчас я жалею, что так долго тянула. Если ребёнку успели отбить охоту учиться, то мотивацию сложно восстанавливать. А бабушки, в основном, против именно потому, что очень любят своих внуков и беспокоятся за них. Если объяснить, что это законная форма образования, что ребёнок получит такой же аттестат, как и все остальные, что если будет не получаться или изменятся обстоятельства, всегда можно вернуться в школу, то смягчаются даже самые суровые защитники стандартной формы.

- Звучит, конечно, заманчиво. Но всё же единицы решаются на такой шаг.

- Безусловно, потому что надо взвешивать свои возможности. В начальной школе нужно обязательно уделять 3-4 часа занятиям каждый день. Постарше - зависит уже от того, насколько у ребёнка развита самостоятельность. Но при грамотно организованной работе дома родитель постепенно перекладывает ответственность за учёбу на сына или дочь. Самый долгий процесс - это формирование этого навыка, потом взрослый нужен только на случай затруднений.

«Всё время учимся»

- Плюс вам удалось организовать дружеские встречи, на которых дети дополнительно разбираются в школьных предметах.

- Да, например, мой муж - геолог, старший научный сотрудник одного из ростовских институтов. Он ведёт консультации по географии. Другой родитель - по биологии, третий - по русскому языку. И так далее. Такие образовательные услуги взаимозачётом. Причём, всё это в игровой, увлекательной форме. Ребята встречаются в ботаническом саду, библиотеке или музее.

У хорошего домашнего обучения ровно такие же плюсы, как у хорошего школьного, среди которых - самоуважение, умение и желание учиться, ответственность, инициатива, умение преодолевать трудности, хорошая компания. У плохого домашнего обучения те же недостатки, что и у плохого школьного. Просто тут уже не переложишь ответственность на государство или учителя. Не каждый родитель всё это потянет. Да и не каждому ребёнку это нужно.

- Получается, и родителям приходится всё время чему-то учиться?

- Постоянно! Образование сейчас переживает очень интересное время, появляется столько новых методик, бум дистанционного образования. Я, например, пока езжу в маршрутках, слушаю курс по педагогике, который читается в МГУ.

Наша жизнь теперь крутится вокруг дома и учёбы. Но мне нравится проводить время с моими детьми, нравится находить для них что-то интересное, почему я должна быть где-то в стороне от них?

Мнения экспертов

Завуч ростовской школы N 43 Ирина Прокш: «В нашей школе есть несколько ребят, которые занимаются образованием полностью самостоятельно, с мамой, и приходят только на тестирование. Согласно законодательству, они имеют право на одну консультацию с педагогами в год, перед сдачей аттестации. Мы относимся к такой форме обучения нормально. Почему бы и нет? Все зависит от самого ребёнка, от его способностей, дисциплинированности, от той семьи, в которой он воспитывается, от того, какие цели преследуют родители.

Более того, практика показала, что хоумскулеры показывают стабильные результаты: девятиклассник сдал ГИА по русскому языку, математике, химии и информатике на «отлично», выпускник 11-го класса набрал 89 баллов на ЕГЭ по русскому.

Сейчас мир меняется, появляются новые альтернативные методики. Какие-то из них могут стать привычными и нормальными. Поэтому должны быть площадки для их тестирования. На мой взгляд, именно родительские коллективы, где взрослые заинтересованы в результате, могут стать такими площадками».

А вот что думает детский психолог Валентина Юрченко: «Сегодня хоумскулинг стал таким же модным явлением, как вегетарианство или фриланс. И некоторые родители не задумываются, что школа - это обязательный и неотъемлемый этап взросления и социализации. Им проще найти проблему во внешних факторах: плохой учитель, ужасная система образования, ребёнок с тонкой душевной организацией.

Но все эти вопросы можно решить без кардинальных изменений. К тому же дети ходят в школу не только за знаниями, но и за общением в коллективе, причём именно рабочем, где зарождаются лидерство, конкуренция, дружба, ответственность, дисциплина - всё это родители не смогут дать при самом внимательном подходе».

Главный специалист отдела образования Ворошиловского района Ростова Любовь Чернечикова:

«Российское законодательство позволяет родителям выбирать между школой и семейным обучением. Согласно федеральному закону, это такая же полноценная форма обучения детей, как ежедневные уроки в школе. Его часто путают с домашним обучением (когда дети не могут посещать школу по состоянию здоровья) и считают чем-то незаурядным, но если мамы и папы действуют в рамках правового поля, то со стороны системы управления образования они вряд ли столкнутся с какими-нибудь препонами, даже напротив.

Мы несём ответственность за качество образования детей, поэтому если специалист видит, что хоумскулер осваивает стандартную программу, хорошо сдаёт аттестацию, то он только поддержит родителей.

В нашем районе, как и везде, число «семейников» с каждым годом понемногу растёт. В этом году в районе более 30 ребят занимаются дома. Причём несколько из них - выпускники. На мой взгляд, это хорошая тенденция. Ведь главное в нашем деле - результат. Мы идём разными дорожками к одной цели - формированию личности. И если для этого нужна альтернатива, то у нынешних родителей она есть».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах