В Ростове впервые прошёл форум родителей, которые перевели своих детей на семейное образование. В публичной библиотеке собрались более 500 человек, решивших учить сыновей и дочек дома. Почему они отважились на этот шаг?
Ростовская область входит в пятёрку регионов, где перевод школьников с традиционного на семейное обучение растёт в геометрической прогрессии. Есть даже специальный термин - «хоумскулинг», учёба дома. Сейчас около трёх тысяч человек получают образование дома, в то время как всего три года назад их число едва превышало пару сотен.
Произошло это, в том числе, благодаря руководителю центра поддержки семейного обучения «Свирель» и маме двоих хоумскулеров (детей на семейном образовании) Ирине Козинченко.
Несколько лет назад она с единомышленниками решила создать группу в соцсети, чтобы рассказывать обо всех трудностях, с которыми пришлось столкнуться, и делиться полезной информацией. Сегодня в этой группе более 1300 человек. И хороших новостей в последнее время появляется гораздо больше.
Например, одним из последних достижений стало то, что двое ребят-«семейников» единственные со всей области победили во всероссийском конкурсе научно-технического творчества «Кванториум» и выиграли поездку в знаменитый детский лагерь «Орлёнок» на образовательную смену «Исследователи и изобретатели».
«АиФ на Дону расспросили Ирину Козинченко, как меняется жизнь детей и родителей после перехода на семейное образование и что по этому поводу думают окружающие.
В школе не до смеха
Юлия Панфиловская, «АиФ на Дону»: Ирина, у вас самой два высших образования - юридическое и экономическое. И при этом вы вдруг решили пойти против системы и забрали детей из школы. Почему?
Ирина Козинченко: Я не борюсь с системой. И сын, и дочь пошли в первый класс нашей районной школы. Более того, они отучились в ней несколько лет. И все три года, которые Глеб сидел за партой, мы пытались «приучить» его к жизни в школьных стенах. Учительница очень старалась ему помочь, но он так и не смог привыкнуть. Сын - чувствительный ребёнок и явно не был готов психологически.
Последней каплей стал такой эпизод, когда во время разговора педагог вдруг спросила у меня: «А что, разве Глеб умеет смеяться?». Признаюсь, я оторопела. Ведь у нас очень живой, открытый мальчик, который не стеснялся проявлять эмоции. И вдруг выясняется, что он никогда не смеётся в школе. При этом у него не было конфликтов, но он постоянно чувствовал себя не в своей тарелке. Когда учительница делала замечание какому-нибудь безобразнику за соседней партой, он весь сжимался.
После первого класса у него полностью пропала мотивация к учёбе, первое сентября он ждал с содроганием. И, как выяснилось потом, таких детей довольно много.
Урок на коленке
- Но вы забрали и дочку?
- С дочкой было всё с точностью до наоборот. Она очень общительная, такая душа компании, на занятия ходила с удовольствием. И именно благодаря этому получала хорошие оценки, но стоило садиться с ней за домашнюю работу, выяснялось, что материала она не знает, многие задания выполняет не осмысленно, наугад и считает, что это подходящий метод. В конце второго класса, я ей предложила заниматься дома. Она согласилась и ни разу не пожалела. При этом, повторюсь, я не противница обычной школы. Если дети начнут проситься обратно, вернём их сразу же.
- А как к этому отнеслись муж, другие родственники?
- Муж был за и это очень важно, потому что он тоже много помогает детям с учёбой. Бабушки и дедушки отнеслись немного настороженно, но в целом спокойно. А когда стали слышать увлечённые рассказы внуков о том, что они прочитали или изучили, о том, какие опыты они ставили, ну и конечно узнали результаты первых аттестаций, им стало гораздо спокойнее.
Что греха таить, я сама привыкала к этой мысли довольно долго. Очень сложно было решиться. Помню, когда забирала документы сына из школы, было чувство, будто прыгаю в воду с огромной высоты. Думающий человек всегда сомневается, тем более в вопросах, которые имеют далеко идущие последствия.
Но сейчас я жалею, что так долго тянула. Если ребёнку успели отбить охоту учиться, то мотивацию сложно восстанавливать. А бабушки, в основном, против именно потому, что очень любят своих внуков и беспокоятся за них. Если объяснить, что это законная форма образования, что ребёнок получит такой же аттестат, как и все остальные, что если будет не получаться или изменятся обстоятельства, всегда можно вернуться в школу, то смягчаются даже самые суровые защитники стандартной формы.
- Звучит, конечно, заманчиво. Но всё же единицы решаются на такой шаг.
- Безусловно, потому что надо взвешивать свои возможности. В начальной школе нужно обязательно уделять 3-4 часа занятиям каждый день. Постарше - зависит уже от того, насколько у ребёнка развита самостоятельность. Но при грамотно организованной работе дома родитель постепенно перекладывает ответственность за учёбу на сына или дочь. Самый долгий процесс - это формирование этого навыка, потом взрослый нужен только на случай затруднений.
«Всё время учимся»
- Плюс вам удалось организовать дружеские встречи, на которых дети дополнительно разбираются в школьных предметах.
- Да, например, мой муж - геолог, старший научный сотрудник одного из ростовских институтов. Он ведёт консультации по географии. Другой родитель - по биологии, третий - по русскому языку. И так далее. Такие образовательные услуги взаимозачётом. Причём, всё это в игровой, увлекательной форме. Ребята встречаются в ботаническом саду, библиотеке или музее.
У хорошего домашнего обучения ровно такие же плюсы, как у хорошего школьного, среди которых - самоуважение, умение и желание учиться, ответственность, инициатива, умение преодолевать трудности, хорошая компания. У плохого домашнего обучения те же недостатки, что и у плохого школьного. Просто тут уже не переложишь ответственность на государство или учителя. Не каждый родитель всё это потянет. Да и не каждому ребёнку это нужно.
- Получается, и родителям приходится всё время чему-то учиться?
- Постоянно! Образование сейчас переживает очень интересное время, появляется столько новых методик, бум дистанционного образования. Я, например, пока езжу в маршрутках, слушаю курс по педагогике, который читается в МГУ.
Наша жизнь теперь крутится вокруг дома и учёбы. Но мне нравится проводить время с моими детьми, нравится находить для них что-то интересное, почему я должна быть где-то в стороне от них?
Мнения экспертов
Завуч ростовской школы N 43 Ирина Прокш: «В нашей школе есть несколько ребят, которые занимаются образованием полностью самостоятельно, с мамой, и приходят только на тестирование. Согласно законодательству, они имеют право на одну консультацию с педагогами в год, перед сдачей аттестации. Мы относимся к такой форме обучения нормально. Почему бы и нет? Все зависит от самого ребёнка, от его способностей, дисциплинированности, от той семьи, в которой он воспитывается, от того, какие цели преследуют родители.
Более того, практика показала, что хоумскулеры показывают стабильные результаты: девятиклассник сдал ГИА по русскому языку, математике, химии и информатике на «отлично», выпускник 11-го класса набрал 89 баллов на ЕГЭ по русскому.
Сейчас мир меняется, появляются новые альтернативные методики. Какие-то из них могут стать привычными и нормальными. Поэтому должны быть площадки для их тестирования. На мой взгляд, именно родительские коллективы, где взрослые заинтересованы в результате, могут стать такими площадками».
А вот что думает детский психолог Валентина Юрченко: «Сегодня хоумскулинг стал таким же модным явлением, как вегетарианство или фриланс. И некоторые родители не задумываются, что школа - это обязательный и неотъемлемый этап взросления и социализации. Им проще найти проблему во внешних факторах: плохой учитель, ужасная система образования, ребёнок с тонкой душевной организацией.
Но все эти вопросы можно решить без кардинальных изменений. К тому же дети ходят в школу не только за знаниями, но и за общением в коллективе, причём именно рабочем, где зарождаются лидерство, конкуренция, дружба, ответственность, дисциплина - всё это родители не смогут дать при самом внимательном подходе».
Главный специалист отдела образования Ворошиловского района Ростова Любовь Чернечикова:
«Российское законодательство позволяет родителям выбирать между школой и семейным обучением. Согласно федеральному закону, это такая же полноценная форма обучения детей, как ежедневные уроки в школе. Его часто путают с домашним обучением (когда дети не могут посещать школу по состоянию здоровья) и считают чем-то незаурядным, но если мамы и папы действуют в рамках правового поля, то со стороны системы управления образования они вряд ли столкнутся с какими-нибудь препонами, даже напротив.
Мы несём ответственность за качество образования детей, поэтому если специалист видит, что хоумскулер осваивает стандартную программу, хорошо сдаёт аттестацию, то он только поддержит родителей.
В нашем районе, как и везде, число «семейников» с каждым годом понемногу растёт. В этом году в районе более 30 ребят занимаются дома. Причём несколько из них - выпускники. На мой взгляд, это хорошая тенденция. Ведь главное в нашем деле - результат. Мы идём разными дорожками к одной цели - формированию личности. И если для этого нужна альтернатива, то у нынешних родителей она есть».