Примерное время чтения: 6 минут
478

«Думать о пассажирах». Как распутать узлы транспортной системы Ростова

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 27. "АиФ на Дону" 03/07/2019

Состоявшаяся в прошлом году в Ростове транспортная революция не решила всех многолетних проблем сферы. Пассажиры по-прежнему недовольны, и это вполне понятно.

По сообщению департамента транспорта, с начала года в городе было зафиксировано 11929 нарушений (примерно по 2 тысячи нарушений в месяц!). Что не так с нынешней тран­спортной системой, чем скоростной трамвай лучше метро и почему считать рентабельность по билетам неверно, «АиФ-Ростов» узнавали у экономиста-урбаниста и директора АНО УР «Фабрика города» Михаила Векленко.

Оттолкнулись от дна?

Михаил Кругликов, «АиФ-Ростов»: - Михаил, какие основные проблемы можно выделить в транспорте Ростова?

Михаил Векленко: - Транспортная система сейчас настолько примитивна, что и опереться не на что. Менять надо и способ оплаты, и маршрутную сеть, и подвижной состав.

- А транспортная революция как-то изменила ситуацию?

- Ситуация была настолько плохой, что любые действия шли на улучшение. Сейчас тоже далеко не идеально, но лучше, чем раньше. В Ростове сегодня транспорт движется по существующим магистральным улицам, часто игнорируются соединения между районами. Маршруты ориентированы не на удобство пассажиров, а на зарабатывание денег. К примеру, люди вынуждены пересаживаться на Центральном рынке, вместо того, чтобы ехать с Западного на Северный через Центральный рынок. 

Досье
Михаил Векленко. Родился в 1985 г. в Ростове. В 2007 году окончил ДГТУ по специальности международные экономические отношения. Автор проекта велосипедизации Ростова-на-Дону IBIKERND; концепции агломерации Большой Ростов, сети скверов «Острова будущего»; документального кинопроекта «Код города».

- Но даже сейчас перевозчики жалуются на нерентабельность работы.

- Неверно говорить о прибыльности транспорта с точки зрения билетов. Нужно, чтобы пассажир мог пересаживаться, покупая разовые поездки, либо проезд за час, день, месяц, а сейчас даже местным жителям приходится в каждом автобусе платить заново. Рядом с хорошей транспортной системой растёт стоимость недвижимости, повышаются трудовые ресурсы - люди будут ехать быстрее и смогут больше спать или гулять. Важно и расписание. Экономика города от этого только выиграет: в условный магазин придёт больше покупателей, если на дорогу уйдёт 10 минут, а не час. В результате и число пользователей транспорта вырастет. 

- То есть, удобство для пассажиров - главный критерий?

- Да. Чем больше людей получит комфорт, тем больше экономический эффект. Многие мои знакомые, хотя и не планировали, пересели на машины, потому что когда ты попадаешь в часовую пробку, то лучше этот час провести в комфорте личного автомобиля, чем в забитом автобусе. Но то, что обратно в общественный транспорт никто не вернётся, иллюзия. При грамотно налаженной и комфортной транспортной системе люди начинают ею пользоваться. И в её основе должен быть скоростной трамвай.

Трамвай лучше метро

- Чем плохи привычные ростовчанам автобусы?

 - Городу-миллионнику нужна приоритетная единая система скоростного транспорта, автобус ею может быть только при полном обособлении автобусных полос от всего остального транспорта, что технически малореально. Он конкурент автомобильному движению, а трамвай «покушается» только на перекрёстки и приоритетное движение. Кроме того, трамвай хоть и требует больших начальных вложений, но значительно дешевле в эксплуатации.

В рельсовом транспорте меньше вибрации, но больше возможности для автоматизации, к примеру, светофоров. Такой транспорт необходим, чтобы Ростов стал процветающим и развивающимся, а в него стремились приехать люди.

- Сейчас много говорится о строительстве метро. Оно Ростову не подходит?

- В нынешней экономиче­ской ситуации его строительство маловероятно, хотя технически и возможно. Власти говорят о цифре около 75 млрд рублей, при этом федеральное финансирование подземок сейчас отсутствует. Конечно, можно выделять в год по миллиарду из бюджетов города и региона, но пострадают образование, здравоохранение и другие сферы. И строить придётся не менее полувека, поскольку сумма будет расти. Кроме того, во время стройки будут перекрыты основные транспортные узлы. Трамвай же можно строить поэтапно. Его строительству способствует как рельеф города, так и резерв в виде незаасфальтированных улиц. Кроме того, он будет использовать существующую инфраструктуру.

- А каким должен быть такой скоростной трамвай?

- Нужно два вида рельсового транспорта. Один из них - обычный трамвай, такой, как уже сейчас с совмещённым движением есть на улице Станиславского. Второй, тот самый скоростной трамвай на полностью обособленном полотне с составами длиной до 50 метров. Автомобильные потоки и такую линию надо разносить в разных уровнях. Там, где от пересечений не уйти, путём настройки светофоров трамвай должен проезжать перекрёстки без остановок.

Линии в будущее

- Куда должны пойти ветки этого магистрального транспорта?

- По нашим расчётам, для начала нужны четыре линии. Все они встраиваются в нынешнюю трамвайную сеть. Первая -  в Левенцовку от улицы Чукот­ской, две линии - из центра в северном направлении, на Орбитальную и в Суворовский. Четвёртая - в Александровку и Аксай.

- Насколько реально их построить? Хватит ли места на улицах, чтобы там появились рельсы?

- Вполне. От Левенцовки линию можно провести по обособленным путям по улице
339-й Стрелковой дивизии, а затем по улицам Чукотской и Лесопарковой выйти до существующей линии по улице Мичуринской. 

Линию в Суворовский можно построить от проспекта Будённовского по улицам Шеболдаева и Вавилова, нужно будет проложить тоннель под железной дорогой, а также эстакаду севернее площади 2-й Пятилетки.

 Линия на Северный - это продление существующей линии по переулку Крепостному до проспекта Ленина, а затем по участку восточнее проспекта Нагибина за территориями бывшего РАУ и ТРЦ «Горизонт». После этого через Измаильский переулок и улицу Евдокимова трамвай вернётся на ось проспекта Космонавтов - туда, где он был до 1999 года - и выйдет в микрорайон Темерник через улицу Орбитальную. Это станет поводом начать строительство долгожданного моста через балку, в том числе и для автомобилей. Линию можно будет соединить с предыдущей.

Направление восточной ветки зависит от будущего территории бывшего аэропорта. В случае её застройки линию от улицы Ереванской можно будет провести в Александровку, с выходом через центр Аксая до СТЦ «Мега», а в перспективе - до аэропорта «Платов».

- С учётом нового транспорта потребуется пересмотреть маршрутную сеть автобусов?

- Да, их как дублирующий транспорт нужно будет убрать, к примеру, с проспекта Будённовского, но запустить с Военведа через улицу Вавилова на Северный для пересадки на скоростной трамвай. Также они больше не потребуются на улице Красноармейской, где высвободится место для автомобилей.

- Каковы сроки реконструкций улиц под движение скоростного трамвая?

- При наличии проекта одноуровневого сообщения без тоннелей и эстакад реконструировать, например, маршрут от Левенцовки до улицы Мичурин­ской можно за три-четыре месяца.

 - Какова стоимость такого проекта?

- Точную цифру нужно считать, но можно уверенно сказать, что стоимость данных решений, кратно меньше, чем строительство метрополитена.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах