Точка отсчёта
На улице был морозный декабрьский вечер. Она смотрела на летящие с неба ажурные снежинки и вспоминала, как ещё девочкой придумывала и вывязывала крючком необычные узоры; как в четырнадцать лет её пригласила в подмастерья одна ростовская вязальщица; как, закончив школу, девушка долго пыталась найти себя, но нигде так и не прижилась; как выставила свою первую мини-коллекцию на конкурс и неожиданно победила... Потом были ещё один Гран-при и ещё одна покорённая вершина, затем Москва, Сочи, Рига...
А потом вдруг наступила долгая тишина. Вслед за ней пришли безденежье и единственная навязчивая мысль: «То, что я делаю, никому не нужно...»
- Мам, тебе звонят из Москвы, - неожиданно оборвала тугую цепочку тяжёлых мыслей дочка.
На другом конце провода чужой голос деловито сообщил, что ростовчанку Аксинию Гладкову приглашают на крупный международный форум моделей, талантов и дизайнеров «FASHION HOUS INTERNATIONAL»
- Спасибо, я больше не работаю, - произнесла Аксиния и положила трубку.
Но телефон зазвонил снова.
- Вы не поняли! - тот же голос зазвучал уже настойчиво. - Мы вас приглашаем не только как модельера, но и как члена жюри конкурса моделей. Всё будет на очень высоком уровне. Вы не пожалеете...
Аксиния подумала, что участие в этом форуме может стать красивой точкой в её дизайнерской карьере, и согласилась.
Увидеть Париж...
Организаторы не обманули - форум и верно был на высоком уровне: в финале Аксинии предложили показать гостям свою коллекцию.
- Я по старой привычке взяла свои работы с собой, - вспоминает дизайнер. - Показ прошёл на ура, и организаторы попросили устроить ещё одно дефиле на гала-концерте, который должен был состояться на следующий день. А у меня, как назло, на руках обратный билет в Ростов. И по времени получалось, что, если всё закончится вовремя, у меня в запасе только два часа. Я рискнула...
Но шоу затянулось. Аксиния стояла у входа на сцену и не спускала глаз со стрелок часов.
- Да бросьте вы нервничать, - вдруг услышала она приятный женский голос. - В жизни ничего не бывает просто так. И если вы куда-то не успеваете, значит, у вас есть здесь незавершённые дела, оставайтесь...
После этих слов она улыбнулась и ушла за кулису. Аксиния проводила её недоумённым взглядом и снова уставилась на часы. Но очень скоро ей пришлось вспомнить слова случайной собеседницы.
...Коллекции Аксинии Гладковой зал аплодировал стоя. А после вручения дипломов (ростовчанка получила титул «Королева трикотажа FHI-2010») на сцену вышел один из организаторов мероприятия и произнёс: «Мы приглашаем вас этой весной представить свои работы во Франции, в Театре Пьера Кардена...» Аксинии почудилось, что пол ускользает у неё из-под ног.
«Отдых» во Франции
Впервые за последние годы судьба улыбнулась дизайнеру. Но до парижского показа нужно было сделать почти невозможное - за месяц придумать и сшить новую коллекцию из пятнадцати костюмов.
Аксиния почти не спала. Коллекция появилась в срок, но тут возникла ещё одна проблема - где взять денег на проживание во Франции? Женщина отправилась к местным предпринимателям, но на все её рассказы о Париже ростовские бизнесмены только иронично улыбались.
- После этого я твёрдо решила, что, как бы ни зажимала меня жизнь, никогда больше не буду так унижаться, - вспоминает модельер. - Деньги я всё-таки нашла - заняла по чуть-чуть у всех своих друзей. Но на этом проблемы не закончились: были сложности с туроператором, потом, если помните, взорвался вулкан, и аэропорты Европы не принимали пассажиров. Я решила лететь чартерным рейсом. А потом выяснилось, что в гостинице номера не забронированы... И если бы не наша землячка, которая теперь живёт в Париже, пришлось бы мне с моими чемоданами ночевать на улице.
Но всё это показалось Аксинии мелочью после того, как на первой репетиции в Доме мод Пьера Кардена ей привели манекенщиц.
- От моделей зависит чуть ли не половина успеха показа, - рассказывает дизайнер. - И мои яркие, сочные, иногда экстравагантные наряды должны были показывать девушки активные, харизматичные, раскованные. Такие, как наши, донские, казачки. А передо мной стояли апатичные, сонные барышни, и вселить в них энергию я никак не могла... И тогда уж я решила показать характер и с большим трудом вытребовала себе динамичных моделей. Но за эту дерзость администратор отказала нам в сцене для репетиций. Поэтому репетировали дефиле мы в фойе. Вместо музыки - прихлопы и притопы, с моделями я объяснялась на языке мимики и жестов...
Впрочем, экстремальная репетиция повлекла за собой вполне успешное выступление, в конце которого Пьер выразил ростовчанке восхищение и пригласил её на следующий день в свой офис для более обстоятельной беседы...
В гостях у маэстро моды
- Первое, что поразило меня в маэстро, это простота. Он, гений моды, звезда мировой величины, вёл себя так, будто был моим давним хорошим знакомым. Никакого снобизма и высокомерия! - вспоминает Аксиния. - Второе, что удивило: мы привыкли видеть в коллекциях Кардена строгие, стильные вещи, но сам он предпочитает довольно смелую одежду. К примеру, может надеть синие брюки и зелёный, кричащий, пиджак. Да и само убранство театра Пьера Кардена исключительно авангардное: картины, необычные скульптуры и композиции. Ну и третье - это любовь маэстро к России. Он обожает русскую культуру. Но не меньше его восхищает сила русского духа, ведь никто, как русские, не может создать из ничего нечто… Собственно, с этого и начался наш разговор.
Помощница маэстро принесла кофе, а Аксиния и Пьер продолжили неспешный разговор. Мэтр спрашивал о том, как Аксиния создаёт свои коллекции, и, узнав, что все платья ростовчанки сделаны вручную, был очень удивлён.
- У нас давно всё делают машины, - признался он. - Художник закладывает в программу свой рисунок и - адью - получает готовый фрагмент. Если бы они делали это руками, то это было бы очень дорого!
- А у нас очень дорогую, но небрендовую одежду не купят. Да к тому же, мне кажется, если я буду вязать на машине, то потеряю что-то важное. Душу вещи, её настроение. Понимаете? - Аксиния не чувствовала ни капли стеснения.
Пьер настолько располагал к себе, что, казалось, она могла доверить ему свои самые сокровенные тайны. Он спрашивал о семье, о детях, просил описать комнату, в которой она работает. А узнав, что никаких модных приспособлений для работы у ростовчанки нет, удивлённо улыбался...
В конце беседы Карден позвал Аксинию Гладкову на годовую стажировку во Францию.
Дизайнер обещала подумать и... отказалась.
- Я же не только модельер, но ещё и мама, - объясняет мне она. - Дочке тогда было двенадцать лет, сыну девять. И я не могла их оставить... Кстати, в этом году меня пригласили на девяностолетний юбилей Пьера Кардена. И я сейчас активно работаю над новой коллекцией, - улыбается Аксиния...
Люди клюют на бренд
После поездки в Париж она стала частой гостьей и участницей самых крупных фэшен-показов. В её вещах ходят как знаменитости, так и обычные люди, которые ценят индивидуальность.
В конце июля 2010 года в Испании проходил Международный фестиваль «Майорка - остров талантов 2010», где Аксиния Гладкова была удостоена Гран-при в номинации «Лучшая авторская коллекция».
Вот только у нас она до сих пор не чувствует себя востребованной. В прошлом году открыла свой бутик, но тот просуществовал всего несколько месяцев...
- В Ростове развиваться нереально, - считает модельер. - Проблема не только в отсутствии выбора. Есть ещё и наша ментальность - ростовчане воспринимают вещи только известных брендов. А если на прилавке появится отличный эксклюзив, но без известной бирки, то продать его уже сложнее.
О своих планах дизайнер рассказывать пока не решается. Но уверена, что с карьерой модельера больше прощаться не будет. А как всё сложится, покажет время.
- Се ля ви, - пожимает плечами Аксиния и повторяет по-русски: - Такова жизнь.