Примерное время чтения: 6 минут
414

Закрытый выбор. Как соблюсти интерес населения, если мэров изберут без него

Общественники намерены жестко контролировать выборы 2015 года
Общественники намерены жестко контролировать выборы 2015 года АиФ

Корреспондент «АиФ-Ростов» Виталий Колбасин следил за дискуссией за «круглым столом» в Донской государственной публичной библиотеке, где выслушал и оценил высказывания политических оппонентов, предлагающих методы контроля населения на предстоящих выборах.

Народу остаётся только наблюдать

Осенью 2015 года в Ростовской области состоятся выборы 40 глав муниципальных образований. В том числе, это коснется мэров крупных городов – Волгодонска, Каменска-Шахтинского. Выборы пройдут в соответствии с требованием нового закона, то есть не напрямую населением (голосованием бюллетеней), как многие привыкли, а по новой методике. Главу выберут из числа действующих депутатов сами депутаты, в узком кругу. Это требование принятого в прошлом году областного закона.

Главной темой встречи стал вопрос – как общественники могут наиболее эффективно отстаивать интересы населения, обеспечивать прозрачность избирательного процесса в этих, сложных условиях?

Дискуссия в ДГПБ о роли народного контроля на предстоящих выборах 2015 выявила разные подходы к проблеме. Фото пресс-служба Избирательной комиссии Ростовской области.

Представляющий «Лигу избирателей-Ростов» Дмитрий Абросимов отметил, что даже за такими, закрытыми,  выборами необходим контроль, и он должен быть еще жестче. 

Политолог из «Фонда развития Демократических институтов Ростовской области» Роман Базиков высказал  категоричные суждениях. По его словам, общественникам остаётся в данной ситуации только наблюдать за законностью выборов депутатского корпуса. Он предложил временно законодательно отменить «вообще» местное самоуправление на уровне сельских поселений.

Оппозиция не пройдет

С ним согласился Иван Орлов, правозащитник, эксперт в области избирательного права: «Рядовой гражданин, то есть тот, кто не включён в систему власти, всё больше отстраняется от процесса формирования власти. Интерес к местным выборам был и без того слишком мал, теперь тем более. Мы будем пытаться сделать систему фактического назначения более прозрачной, но насколько это возможно – станет понятно после дня голосования этого года».

Роман Базиков также высказал точку зрения, что при прежней системе выборов шансы прихода на должность главы местного самоуправления кандидата от оппозиции к действующей власти оценивались примерно как один к десяти, то есть шансы близки к нулю.

Председатель регионального отделения МОО «Общественный комитет «За честные выборы!» по Ростовской области Георгий Петров возразил, что подобная нынешней система избрания глав местного самоуправления была распространена у казаков – исконного населения Дона.

Виктор Лазуренко сравнил новый метод избрания глав администраций с системой избрания глав самоуправления казаков. Фото пресс-служба Избирательной комиссии Ростовской области. 

Он пояснил, что закон принят, и нужно работать по нему. Поэтому нет смысла говорить,  хорошо это, или плохо. «В этом законе много «дырок»,  которые не прописаны, как следует, поэтому местные «локальные корольки», попытаются сыграть на этом, - спрогнозировал Георгий Петров. 

Он также подчеркнул, что в новых условиях выборы будут более демократичными на селе, где «все знают всех», чем в городах. И призвал коллег более плотно работать над подъемом уровня общественной активности именно в городах.

По мнению Георгия Петрова, в сложившейся ситуации перспективы традиционного наблюдения весьма туманны…

Член Общественной палаты Ростовской области Виктор Лазуренко уверен, что даже в этих непростых условиях остаётся действенный инструмент – выступать с инициативой реформирования законодательства через различные институты. Этими институтами могут быть законодательные органы всех уровней, Общественная палата и иные органы, которые потенциально могут повлиять на процесс.

Ростовский общественный деятель, политолог Александр Джадов отметил, что технология наблюдения на выборах, к которой привыкли общественники, в новых условиях работать не будет. И предложил искать новые технологии общественного контроля за прозрачностью и демократичностью выборов глав местного самоуправления на Дону.

Александр Джадов считает, что нужны новые технологии общественного контроля за выборами. Фото пресс-служба Избирательной комиссии Ростовской области.

Дмитрий Абросимов подвел итоги дискуссии следующим образом: «Первое – нам нужно вносить предложения по изменению действующего законодательства. Второе – это просвещение и доведение до населения действующих механизмов формирования власти. Третье – наблюдение за самой процедурой того, как выбирают, как назначают. И все это мы должны доводить до сведения широкой общественности».

Вывод таков: для населения в привычном виде остаются только выборы депутатов в местный парламент, будь он городской или сельский. Поэтому и роль местных выборов повышается во много раз.   

Глава администрации Ростова-на-Дону Сергей Горбань (в центре) был избран осенью 2014 года на должность по новой методике, без прямого голосования, путем избрания городскими депутатами. Фото: АиФ/ Виталий Колбасин

Сколько сэкономит бюджет

В Ростовской области по новой методике в 2014 году выбрали двух глав администраций - в Азове и Ростове-на-Дону. Как отметил губернатор Ростовской области, нынешняя реформа местного самоуправления, когда главы городов назначаются, а не избираются посредством голосования, позволила бюджету региона сэкономить около 300 миллионов рублей. 

На выборах 2015 года, по прогнозам губернатора, около половины ныне действующих глав и мэров не сохранят за собой кресла.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах