Не так давно прозвучала неожиданная новость: пациентам да и врачам могут разрешить снимать на видео любое врачебное вмешательство - операцию, взятие сложного анализа - биопсии, пункции и пр.
Законопроект, предлагающий разрешить эту практику, не так давно внесли в Госдуму. Главная его цель - сделать работу врача более наглядной, бороться таким образом с врачебными ошибками.
- Стало ли больше врачебных ошибок, доподлинно сказать вам не могу. В отношении судебных дел, связанных с претензиями к врачам, статистика тоже не ведётся. Зато, например, есть другой красноречивый показатель: с каждым годом количество обращений в Росздравнадзор, где люди жалуются на ненадлежащее оказание медицинской помощи, растёт, - посетовал «АиФ на Дону» Юрий НЕСТЕРЕНКО, преподаватель Ростовского государственного медуниверситета. Одновременно Нестеренко и юрист, работает адвокатом, причём берётся исключительно за медицинские дела.
Между тем, по словам автора законопроекта, депутата от ЛДПР Валерия Селезнёва, «по неофициальным данным, халтура и просчёты медиков убивают больше россиян, чем дорожно-транспортные происшествия».
О том, чем больна наша медицина, почему количество претензий к врачам растёт, о различных судебных разбирательствах и зашёл наш разговор с Нестеренко.
Деньги не вернут человека
- Юрий Михайлович, вот вы более чем скептически относитесь к начинанию наших законодателей. Однако резон в предложении снимать на видео работу врача есть?
- Понимаете, я не против видеозаписи работы врача с пациентом. Такая практика есть на Западе. В тех же США частично, выборочно в некоторых клиниках работу врача пишут на видео. Но сейчас речь идёт о полнейшей глупости. Мол, разрешим кому-то бегать с видеокамерой. Начнём с того, пустят ли его вообще в операционную. Во-вторых, он объективно может мешать врачу, отвлекать его, просто нервировать. Да, на Западе фиксация на видео порой ведётся, но, извините, цивилизованными методами. Например, объектив встраивается в операционную лампу. Это действительно разумно. Такая съёмка не мешает врачу, это во-первых. Во-вторых, всё, что необходимо, фиксируется. Ведь если родственник пациента будет бегать с камерой по операционной, это ещё не залог того, что у него будут доказательства ошибки врача (если тот, не дай Бог, ошибётся). На плёнке должны быть не склонённые фигуры и какие-то телодвижения, а показ малейших манипуляций в ране. Снять это человеку бытовой камерой не всегда удаётся, а то и невозможно!
Наконец, есть такой нюанс: не каждая видеозапись может быть доказательством в суде. Чтоб её таковой сочли, надо соблюсти при съёмке все требования Гражданско-процессуального кодекса.
К слову, ровно год назад этот же депутат от ЛДПР выходил с другим законопроектом. Предлагал тоже для уменьшения числа врачебных ошибок оснастить все медучреждения системами видеонаблюдения.
- Это уже звучит достаточно здраво.
- Конечно. Однако давайте смотреть правде в глаза. Откуда у нашего бедного здравоохранения деньги на такие затеи? Потому проект положили в стол.
Но, откровенно говоря, одна только видеофиксация не решит проблему врачебных ошибок, недовольства людей той медпомощью, которую им оказывают. На Западе уже несколько десятков лет действует страхование врачебной ответственности. Каждый врач отчисляет от своего годового дохода от 3% до 11% в медассоциацию. В итоге в 80% случаев, если человеку нанесён ущерб по вине медика, пострадавшему ассоциация выплачивает компенсацию в досудебном порядке. У нас долгие - по нескольку лет суды по медделам - обычное явление. Иной раз, пока человек добьётся правды, он окончательно теряет здоровье. Скажем, три долгих года длился суд, где я защищал пациентку, которой при удалении кисты случайно перевязали мочеточник. В итоге женщине после этой довольно простой операции (по удалению кисты) потребовалось куда более длительное оперативное вмешательство.
На Западе такие затяжные разбирательства из-за претензий к врачам - редкость.
Конечно, несопоставимы и размеры компенсаций. Скажем, в Канаде самая минимальная компенсация из-за ошибки врача 10 тысяч долл. В России же только в последние годы сколько-то значимыми стали выплаты, и то в том случае, если по вине врачей произошли тяжёлые неблагоприятные последствия. Достаточно большую сумму получили вдова и двое маленьких детей волгодончанина, который попал в больницу с аппендицитом, но в итоге умер. Там на ошибки наложилась и просто халатность медперсонала. Человека «прозевали». На вторые сутки после операции дежурный врач прооперированного больного ни разу не осмотрел! Дело это давнее, однако запало мне в душу. Но если халатность, равнодушие или ошибка закончились нефатально, то компенсация будет просто мизерной.
А два года назад из-за ошибки врачей операция по шунтированию сосуда на ноге привела к тому, что человеку ногу пришлось ампутировать. Ему до суда больница выплатила 50 тыс. руб. на протез и столько же - за моральный вред.
А неучёных тьма...
- У нас тоже предпринимали попытку ввести страхование врачебной ответственности. Дело закончилось ничем?
- Проект такого закона федеральное Минздравсоцразвития разработало года два назад. Однако проект, говоря простым языком, эксперты зарубили. Конечно, есть и объективная проблема: зарплаты у врачей и так невелики, а потому и отчислять из них большие суммы не получится. Однако была и просто непродуманность в законопроекте. Он предусматривал разрастание чиновничьего аппарата - создание структуры, которая бы и занималась страхованием врачей. Этот аспект тоже подвергли критике. В итоге проект вернули на доработку.
- В России, к сожалению, статистики того, сколько пациентов страдают из-за низкой квалификации врачей, а то и халатности, нет. Существуют лишь приблизительные экспертные оценки, обнародованные федеральным Минздравом. Согласно им, количество пострадавших по вине медиков может достигать 50 тысяч человек в год. Это же огромная цифра.
- Думаю, что и она занижена. Знаете, для меня тревожнее даже другие данные. Согласно авторитетному в мире агентству «Блумберг», по состоянию здоровья россияне (среди жителей 145 стран) аж на 97-м месте. Здоровее нас не только европейцы, но даже и жители некоторых стран бывшего СССР. Это ведь тоже показатель качества врачебной помощи. На это «качество» жалуются в Росздравнадзор всё больше россиян. Почему так? Причин много. Это и недофинансирование нашей медицины. Это нередко и низкий профессиональный уровень врачей. Порой оставляет желать лучшего преподавание. Есть и проблема, связанная с тем, что выпускники идут работать в фармацевтические фирмы, а не в больницы или поликлиники, а то и вообще уходят из профессии.
В придачу появилась проблема поборов, неформальных платежей, что тоже деформировало личность врача. Стали всё чаще появляться новости о том, что в таком-то медцентре лечили отсутствовавшие у человека болезни.
И пока эти проблемы не будут решены, надеяться, что ситуация улучшится, не стоит. Но при этом, разумеется, я ни в коем случае не собираюсь мазать чёрной краской всех врачей: понятно, что достойных докторов у нас много. К слову, в моей практике было немало дел, когда врачей обвиняли ложно - порой по ошибке, а порой и заведомо рассчитывая нажиться. Так что в каждом случае надо разбираться.