Примерное время чтения: 5 минут
59

Чем больна медицина

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 51 22/12/2010

Цена врачебной ошибки

В этом году на Дону поставлен грустный рекорд: одна, а вскоре и вторая жительницы области из-за "ненадлежащего оказания медпомощи" ВПЕРВЫЕ высудили у лечебных учреждений настолько крупную компенсацию морального вреда - по 500 тыс. рублей.

Правда, обе пережили трагедию. Таганроженке Антонине Тереховой в таганрогской поликлинике N 1 на протяжении года так и не сделали многих требующихся обследований, хотя аппаратура для их проведения в городе была. Спасло её то, что муж "выбил" направление в Ростовскую областную больницу.

Где брать деньги?

Там констатировали запущенную стадию доброкачественной опухоли головного мозга. Женщину экстренно прооперировали. Но так как диагноз был поставлен слишком поздно, женщина осталась инвалидом I группы, значительно упали зрение, слух.

Во втором случае у 32-летней Елены Банниковой врачи проглядели воспаление лёгких, долго лечили... от бронхита, ОРВИ и т.д. Женщина умерла... В суд подала её мать. На 500 тыс., что должна выплатить Зимовниковская больница, пожилая женщина будет растить двух осиротевших внучек.

Между тем несколько месяцев назад прозвучало: панацеей при рассмотрении претензий к медикам может стать готовящийся принципиально новый федеральный закон ("Об обязательном страховании гражданской ответственности медицинских организаций перед пациентами"). Вкратце суть такова: медики будут страховать свой труд. Если есть претензия, можно будет не годами обивать пороги судов, а обратиться в специальную комиссию. Та оперативно - за полтора месяца обязана будет разобраться в случившемся. Если выяснится, что медпомощь оказали некачественно, врачи допустили халатность и т.д., медучреждению придётся раскошелиться и выплатить пациенту компенсацию.

Правда, в адрес законопроекта уже раздаётся критика.

О нём и о сути тяжб между пациентами и врачами "АиФ на Дону" побеседовали с ростовчанином Юрием НЕСТЕРЕНКО. Десять лет назад он, врач, получил ещё и высшее юридическое образование. И стал одним из первых донских адвокатов, который берётся за медицинские судебные иски.

- Юрий Михайлович, вы не скрываете скепсиса. Мол, в том виде, в каком этот законопроект сейчас, он положения дел особенно не изменит.

- Знаете, механизмы прописаны там настолько общо, что комментировать что-то сложно... Во многих медицинских и юридических кругах его справедливо ругают. Хотя подчеркну: это пока только проект. Главных же слабых мест два. Во-первых, неясно: откуда лечебные учреждения должны будут брать деньги для компенсаций пациентам? Ведь они могут стать неединичными. А суммы внушительны! Вот послушайте (берёт законопроект): если человек по вине медучреждения из-за ненадлежащего оказания медпомощи стал инвалидом III группы, оно должно будет выплатить ему полмиллиона рублей. Если II группы - миллион, если I группы - полтора миллиона. Если человек из-за недобросовестного лечения умер, родным выплатят 2 миллиона. Предполагается, что государственным больницам и поликлиникам деньги на эти цели будет выделять государство. Но, опять же, из каких источников?!

Второй странный момент. Прописано, что члены комиссий, которые и должны рассматривать жалобы, будут это делать на общественных началах. То есть бесплатно в свободное от работы время. Но компетентные люди вряд ли бесплатно пойдут работать...

"Люди судятся неохотно"

- Ваша адвокатская деятельность связана с медициной уже 10 лет. Статистики того, как изменилось за это десятилетие число обращений пациентов в донские суды, нет...

- Я не скажу, что и сегодня пациенты уже очень охотно идут в суды. Во-первых, больше претензий разрешается в досудебном порядке. Вторая причина: у многих людей ведь не так много денег, чтобы тратиться ещё и на адвоката. В-третьих, люди видят бесперспективность тяжбы с медучреждением, что порой справедливо. Почему? Решение по врачебным делам выносят, во многом отталкиваясь от того, что написано в истории болезни. Пусть даже там написана ложь! Фальсификация карты больного после того, как медицинское учреждение получает судебный иск (и понимает, что нужно подкорректировать), - увы, тоже реалия нашей жизни. Разумеется, грешат этим не все медучреждения.

- В нашей почте жалобы не только на ошибки врачей, но и на толчею в поликлиниках, на взяточничество, на откровенные поборы в больницах. Есть ли спасение от всего этого?

- Обо всех проблемах нашей медицины, которые надо решать, говорить можно долго. Конечно, она хронически недофинансируется. В США траты на здравоохранение - 15% от ВВП, в Германии - 10%, у нас - 3%. Но проблема, безусловно, глубже. Далеко не все врачи "обременены" знаниями... Необходимость повышать квалификацию нередко упирается в то, что, скажем, этого доктора в районной больнице на время отсутствия некем заменить. Причин много. Это и чёрствость, грубость, хамство в отношениях, разъедающие российское общество. А врачи - его продукт.

Наконец, в советское время ценились врачи, поработавшие до вуза медсёстрами, фельдшерами. Это и обогащало опытом, знаниями, и учило милосердию, общению с людьми. Не исключено, что пропаганда именно такого медобразования сейчас была бы кстати.

Виктория ГОЛОВКО

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно