Как зарождался ростовский джаз? Кто был среди его "строителей", что может ждать донской джаз в дальнейшем?
Об этом мы разговорились с "движущей силой" ростовского джаза - автором-координатором фестиваля "JAZZ по-ростовски", председателем первого в Ростове джаз-клуба, инициатором выхода в свет книги "Jazz по-ростовски. Время. Даты. Имена" Рафаилем ТУИШЕВЫМ (на фото).
Но прежде чем начался разговор, мы вместе. просмотрели альбом, посвящённый одному из первых на Дону, пусть самодеятельных, но уже по-настоящему джазовых ансамблей - "Молодость - 66".
- Рафаиль Хайруллович, джаз долго был под запретом. Но та же "Мо.лодость - 66", где вы были руководителем, открыто писала в программке, что исполняет произведения американского джазмена Дюка Эллингтона.
- Отношение и правда было запретительным. А что до программки, да, там значились "Экспромт" Эллингтона, его фокстрот "Хмурый сержант". Но часть вещей мы камуфлировали. (Хитро улыбается). Вот смотрите: написано, что мы будем играть "Вступительную в космос" Г. Подельского. Действительно, есть эстонский композитор Геннадий Подельский. Но произведения с таким названием в природе нет. Вместо него мы "контрабандой" играли известнейший экспромт американца, джазового пианиста Каунта Бейси. (Напевает). Парарааааам... пара... парарам... парарам.
- И вас не раскусили?
- А чёрт его знает, раскусили нас или нет те же комсомольские и партийные органы. Дело в том, что и люди, работавшие в этих органах, были разными. Я сам был ярым комсомольцем! Секретари Ростовского горкома комсомола Николай Барановский, Олег Маркин видели интерес молодёжи к джазовой музыке. И хотя сами они не всегда джаз понимали - может, не любили его, но им не хотелось отмахиваться от молодых. Поэтому они относились к нам лояльно. Хотя бывало и по-другому... В книге "Jazz по-ростовски" я описываю эпизод: в 1968 году намечалось провести первый большой вечер-концерт джазовой музыки. И вот за день до мероприятия я захожу в городское Управление культуры и сталкиваюсь с перепуганным инспектором по музыкальным школам и коллективам товарищем Милейков.ским, который учиняет мне полный разнос. В итоге при мне звонит в КГБ и кричит: "Товарищ Туишев внедряет чуждые влияния буржуазной культуры!" Вскоре мне объявили: концерт отменяется. Но он всё-таки прошёл! Я принялся объяснять: музыканты из других городов уже едут в Ростов - причём за свой счёт, взяв отпуска на работе. В конце концов тогдашний первый секретарь горкома комсомола Владимир Быховенко принял мою сторону, сказал, что берёт всю ответственность на себя. Концерт прошёл на ура! Хотя одновременно была сформирована комиссия, которая демонстративно в начале концерта ушла, обозвав всё какофонией.
- Вы говорите, некоторые сподвижники джаза, музыканты-ветераны незаслуженно забыты. Вот вы упомянули подпольно переводившего иностранную литературу о джазе Игоря Сигова...
- Сигов - уникум. Человек, умерший в 32 года, но при этом успевший стать первым джазовым просветителем в СССР! Он переводил с немецкого, польского, контактировал с переводчиками джазовой литературы в стране, создал "ГИД" - "Группу по исследованию джаза в СССР". Разумеется, за всё это можно было схлопотать срок. Вообще же о Сигове, увы, мало что известно, его семья, жившая на Халтуринском, уехала из Ростова. Что касается музыкантов, мало кто помнит Татьяну Тумбулову - ростовчанку и первую пианистку в СССР, игравшую джаз (да как!), прекрасного барабанщика Игоря Метёлкина...
- На фестивале блистали воспитанники ростовской джазовой школы, тем не менее покинувшие наш город. Какое будущее у ростов.ского джаза?
- На мой личный взгляд, джаз и сейчас в Ростове не особо в почёте. Центр имени Кима Назаретова располагался в кинотеатре "Россия", здание которого до 2012-го будут кардинально перестраивать. Где всё это время будет репетировать биг-бэнд, который Ким создавал, никого особо не волнует. Но надежда на лучшее есть. Есть же, например, великолепный детский оркестр - Биг-бэнд детской джазовой школы имени Кима Назаретова, с огромным успехом гастролирующий по миру!
Звёздный час Анны Маркаровой
Симфонический оркестр начинает новую жизнь
«Мы из джаза». Почему известные музыканты покидают Ростов
Ростовская пианистка стала мировой звездой
«Лишь бы озеро вашей души не мутилось!» Что Дементьев сказал ростовчанам?