Бывшая танцовщица живёт в глуши с полсотней кошек.
Это садоводческое товарищество называется "Надежда". Но те, у кого здесь были дачи, давно потеряли надежду, что когда-нибудь сюда проведут воду, газ или хотя бы свет. Поэтому большинство дач за.брошено, и лишь изредка приезжают пенсионеры: как-никак свои фрукты-овощи помогают выжить на мизерную пенсию.
На карте это место называется "1387-й километр". Отсюда пять километров до хутора Васильево-Петровского и три - до Еремеевки. Протрясясь на автомобиле по ухабам грунтовой дороги, а потом с трудом продравшись сквозь густые заросли бурьяна к зелёному островку дач среди выжженной солнцем степи, невольно думаешь: как можно жить в такой глуши, без всяких удобств? Чтобы выпить стакан воды, надо эту воду сперва привезти. Здесь негде даже зарядить мобильник, потому что нет тут никакой цивилизации...
"Да я на Луну готова забраться!"
- Все удивляются, что я забралась в такую глушь, - говорит владелица частного кошачьего приюта Наталья Лукьянчикова. - Да я на Луну готова забраться! Когда наш приют был в городе, сперва в Ростове, потом в Батай.ске, были проблемы с соседями. Однажды они передушили всех моих кошек. Я рыдала неделю, потом 15 лет не могла плакать. Когда человек держит много животных - это всегда осложняет отношения с окружающими: как бы сосед живность ни любил, такого количества кошек никто не потерпит. Да и сами животные мучаются в скученности, болеют, травятся испарениями, гулять хотят. Это садизм - набить их в квартиру, как сельдей в бочку. Вот я и продала свою недвижимость и купила тут несколько дач. Здесь мои кошки никому не мешают. И запаха от них нет. Соседи постоянно здесь не живут - приезжают и уезжают. Они понимают, что если бы тут никто не жил, то здесь бы всё поворовали, а так я вроде сторожа. Тут с ближайших хуторов металл собирают, урожаи, даже домики разбирают. А у меня четыре собаки охра.няют территорию. Кошек в помещениях не запираю: пусть живут как хотят. Наталья вынесла кулёк с кошачьим кормом. Едва она позвала своих питомцев, как со всей округи стали сбегаться разномастные Маркизы, Рыжики, Васьки, Мурки... Такого количества кошек вместе я в жизни не видела: и маленькие котята, и матёрые коты, и беременные кошки - все собрались у наших ног.
Как Робинзон Крузо...
- Трудно ли прокормить такую ораву? - переспрашивает Наталья. - Мне помогают люди: я фрукты на дачах собираю, а заядлая кошатница из Батайска их продаёт. Люди, что мне собак отдали, раз в неделю привозят "Кити-кэт", крупы, кости. А ещё у меня знакомая в ростовском училище работает поваром, помогает отходами. Езжу с вёдрами на электричке. Я и сама подрабатываю, раньше занималась театральным костюмом, афиши клеила в Ростове. Сейчас езжу на базар. Там мясо, рыбу выбрасывают - то, что слегка заветрилось, или то, что не продали: замораживать бесконечно ведь нельзя. Сложно, конечно. Мужа нет, мы с ним давно развелись. Он у меня танцором был. Я и сама занималась эстрадным тан.цем, работала в варьете в Сочи, Сухуми, Ростове. Но 20 лет не выработала, поэтому пенсию, положенную танцорам к 36 годам, не получила. Работала и хореографом в Ростовском пединституте, на факультете общественных профессий. А вообще-то я биолог по образованию, РГУ окончила. Уже 20 лет занимаюсь кошками. Многие меня не понимают, спрашивают, что мне это даёт. Удивляются, как можно здесь жить без удобств. Но я по характеру аскет, меня это не угнетает, наоборот: я считаю, что сила человека не в том, что он имеет, а в том, без чего он может обойтись. Аскетический образ жизни полезен для тела и души. Живу тут как Робинзон Крузо на необитаемом острове. Сейчас, летом, на костре готовлю, зимой - на печке. В холода, конечно, тяжеловато: только успевай бегать - там протопить, там протопить. В перспективе хочу ветряки поставить: тут ветер постоянно. Тогда и электричество будет. Но я не жалуюсь. Помочь надо не мне, а животным. Приюту нужны стройматериалы, хотя бы бэушные, после сноса домов, еда, вода. А вообще самая большая проблема - с лекарствами: кошки часто болеют, особенно котята. Удаётся ли мне пристраивать кошек? Нет, я и не пытаюсь: они для меня как дети. Те, что ко мне попали, у меня уже навсегда остаются.
Галина ТИМОФЕЕВА
Азовский район