Устроиться поуютнее на полке, раскрыть газету, спросить у проводника горячего чаю - и в путь...
Казалось бы, какие опасности может таить простая поездка на поезде? Но ежегодно по стране на железной дороге пропадают без вести сотни пассажиров. Вряд ли кто-то подозревает, входя в купе, что своё путешествие он может окончить безымянным пациентом в больнице или... рабом в яме.
Пункт назначения - рабство
47-летний строитель Василий Мищенко ехал по делам в Ставрополь. На станции Тихорецкая в купе к нему подсел немолодой мужчина восточной внешности. По дороге познакомились, разговорились. Мищенко поведал: с одной работы ушёл, теперь вот ищет другую, повыгоднее. Новый сосед неожиданно обрадовался: "Так ты строитель? Поехали ко мне, в Калмыкию! У меня своя строительная фирма, грамотные мастера позарез требуются!". Предложение показалось заманчивым. Оба сошли на ближайшей станции, где их уже ждала машина. После этого Мищенко больше никто не видел.
- Однажды к нам пришло письмо со странным адресом: "Транспортная милиция, Главному начальнику", - рассказывают в Северо-Кавказском управлении внутренних дел на транспорте. - В нём очень сумбурно рассказывалось: мол, ехал на поезде, похитили, увезли в рабство, пожалуйста, помогите. Чувствовалось, что человек, который это писал, находится на грани нервного срыва. Мы сразу же начали розыск. И после долгих усилий удалось установить личность того самого соседа по купе. Так и выяснилось: никакой он не хозяин фирмы, а самый настоящий рабовладелец. Как только они приехали к нему домой под Элисту, Мищенко избили и сказали, что теперь он раб. Так он и ходил за овцами, на ночь его сажали на цепь. Дважды пытался бежать - его ловили и избивали до полусмерти. Чудом ему удалось написать письмо и передать на почту. Если бы не это, даже неизвестно, что бы с ним стало.
Почти полгода пассажир скорого поезда считался пропавшим без вести. Случайное знакомство в пути едва не закончилось трагедией.
"Жертвы" купейных романов
Каждый год в России бесследно исчезают около полутысячи пассажиров поездов.
На Северо-Кавказской железной дороге с января без вести пропавшими числятся семнадцать человек. Что стало с ними, живы ли?
- Искать пропавшего пассажира - всё равно, что иголку в стоге сена, - говорит начальник Управления уголовного розыска СК УВДТ Александр Масюта. - Хорошо, если хотя бы примерно известно, на каком отрезке пути пропал человек. Недавно обратилась женщина из Шахт: её сын выехал из Владивостока, позвонил, чтоб встречали, а сам до сих пор не появился. От Владивостока до Шахт три тысячи километров, придётся теперь каждую станцию отрабатывать.
Впрочем, как отмечает сыщик, пропавший парень, скорее всего, отыщется быстро. Уже установлено, что его соседкой по купе была симпатичная девушка.
- Поспорить могу, что с ней он и ушёл, - говорит Масюта. - Сколько уже таких случаев было. Молодые - они и пропадают чаще, зато и находятся быстрее. Мы их по всей стране ищем, родственники с ума сходят, а они дорожный роман продолжают. Или с новыми друзьями неделями квасят.
Другое дело - люди в возрасте. В июле сыщики транспортной милиции нашли в белгородском приюте бабушку, которую родные безуспешно искали несколько месяцев. По ошибке сойдя на другой станции, старушка тут же стала жертвой вокзальных воров. Без документов и денег она неделю бродила по городу, пока её не подобрали и не отвезли в приют. Своего имени пережившая стресс пенсионерка уже не помнила, потому родственникам и не сообщили о её судьбе. Найдя сперва проводника вагона, потом соседей по купе исчезнувшей бабушки, оперативники наконец смогли напасть на её след.
- А сколько человек обнаруживается в больницах, - добавляет Александр Масюта. - Так что родственникам исчезнувших пассажиров надо не терять надежды: всё ещё может кончиться радостной встречей...