Когда на выставке «Арт-Ростов» я впервые увидела эти работы, могла сказать только: «Ох, ничего себе!» Известный всем портрет Александра Пушкина работы Ореста Кипренского однозначно был географической картой с расшифровкой символов и обозначений в левом углу полотна. Портрет президента России Владимира Путина и вовсе оказался мозаикой из замысловатых, даже загадочных, пазлов – картина из картинок, да и только! Мелькнула мысль, что без компьютерной графики тут не обошлось: не покидало ощущение 3D-эффекта, как в стереокино. А когда узнала, что всё нарисовано фломастерами и маркерами, ещё больше удивилась.
Марк Кучеров, 23 года, инженер.
Рисует с детства. Окончил художественную школу в Новочеркасске.
Графику из «лоскутков», «пазлов» и «треугольников» начал создавать в 2013 году, сделал уже около 50 работ разных размеров.
Пользуется карандашами, ручками, маркерами и фломастерами.
Главной своей работой на сегодняшний момент считает портрет президента России Владимира Путина.
Автором этих необычных работ оказался молодой художник из Новочеркасска Марк Кучеров. Вот что он рассказал о своем творчестве в интервью редактору «АиФ-Ростов» Валентине Варцаба.
Первые штрихи
Валентина Варцаба, «АиФ-Ростов»: Марк, скажите, пожалуйста, как называется художественный стиль, в котором вы работаете? Это ваше ноу-хау?
Марк Кучеров: Названия стиля не знаю, не думаю, что есть какое-то специальное название. Похожих рисунков много: ВКонтакте, в тематических группах или на behance.net, все это называется графика.
- С чего всё началось? Как вы стали создавать рисунки из «кусочков»?
- В феврале 2013 года на выставке «Арт-Ростов» я увидел работы, сделанные из журнальных вырезок. Натюрморты, яблоки, посуда. Мне это понравилось, решил попробовать нарисовать лицо в таком стиле, имитируя журнальные обрезки. Это был портрет Кейт Мосс – простой набросок, который я потом нарисовал на отдельном листе и раскрасил уже фломастерами. Во многих рисунках я пробовал делать что-то подобное, рисовать кусочки, ну и, в конце концов, нарисовал портрет Джареда Лето в мае 2014 года. Там эти кусочки впервые были максимально чётко нарисованы. До сих пор так и рисую.
- Так можно только фломастерами рисовать? Какие нужны фломастеры, тушь? Какие ещё материалы подходят?
- Рисую карандашами, фломастерами, ручками, маркерами. Это материалы самые удобные и легко доступные, подходят для самой детальной прорисовки. Особых требований к ним нет.
- Какие размеры у ваших работ? Вы пишите только на бумаге? Понятно, что можно потом их на футболках или кроссовках напечатать, но вы лично пробовали рисовать на другой основе? Там получится сделать такое чудо? И сколько у вас работ?
- Рисую на бумаге, на любом формате. Ни на чем другом не пробовал, да и смысла нет – на бумаге проще и красивее всего. Сейчас у меня около 50 работ разного размера.
- Вы портретист? Или в такой манере можно что угодно изобразить – натюрморт, например. Пробовали?
- Назвать себя портретистом не могу, потому что не учился рисовать лица. Я рисую картинку, плоское изображение (хотя зрителю оно не кажется плоским - прим. ред.), нарисовать так можно и натюрморт, и пейзаж, но без лица это будет выглядеть скучно.
- У вас есть работы, выполненные и в другой марене. Например, у парня пол-лица - стилизованная хоккейная маска, а образ девушки в индийских мотивах выписан. Это ваше видение этих людей или их пожелание?
- Да, развиваю пожелание тех людей, которых рисую, для этого нужна определённая информация о человеке. Это влияет на выбор цвета, характер линий, плавность или жёсткость…
Пушкин – наше всё!
- А почему у вас Александр Пушкин такой? Как пришла идея так «одеть» известный портрет русского писателя кисти Ореста Кипренского? Откуда приходит это ощущение и уверенность, что именно тут нужно железную дорогу нарисовать, тут – розу, а там – сову или символ химического элемента? Получается картина, состоящая из сотен картинок, похожих на ребусы.
- Конкретно идея для Пушкина появилась, когда в очередной раз смотрел карты городов. Мне нравятся карты, в детстве часто рисовал их. А теперь лица рисую – так почему бы не совместить?
- Почему вы выбрали именно этих знаменитостей?
- Рисую известных людей, популярных и уважаемых многими и мной в частности. Конкретно Пушкина сделал специально к выставке в Пушкинской библиотеке в Новочеркасске. Была идея нарисовать лицо в виде города и был план нарисовать Пушкина – просто соединил одно и другое.
Warum?
- Теперь о Путине. Несколько раз мне предлагали нарисовать Владимира Путина, но я чувствовал, что ответственность большая и ждал, пока появится подходящая идея для рисунка. И вот появились квадратики. Стиль это сложный и трудоёмкий, требует большого формата и много времени – в общем, идеально подходит для портрета президента, который должен был стать моей самой главной работой. Надо сказать, что он ей стал, хотя в ней огромное число минусов и ошибок, но говорить о них не буду.
- И сколько же в портрете президента квадратиков?
- Почти 700, и в них нет никаких ребусов и тайных смыслов. Самым большим ребусом оказались слова, написанные наверху. Как известно, слово «warum» означает «почему», а словом «Untergang» в философии Хайдеггера описывается закат западной цивилизации. Услышал я это в лекциях Александра Дугина. Читать Хайдеггера я бы не смог – мозгом не вышел (улыбается). Можно перевести как «падение», «нисхождение», это разрушение всех парадигмальных оснований. Сейчас мы видим это падение в постепеннно наступающем постмодерне. Большинством людей падение не осознаётся, и постмодерн неотвратимо затягивает в себя весь мир. Но есть те, кто осознаёт это падение, осознает масштаб, и они спрашивают: «А почему, собственно, падение?» и в попытках найти ответ могут вскрыть сущность мироздания. Такой человек называется «сверхчеловек»…
- Задает ли Путин такой вопрос? Я не знаю. Он не философ, и его дело – политика – сугубо практическое. Я не хотел бы оценивать президента, считаю, только история может оценить правителя, но уж никак не люди, которые жили одновременно с ним. Но, думаю, что поместить в один контекст лицо Путина и фразу «warum Untergang?» можно и нужно.
- Сколько времени уходит на создание одного портрета из квадратиков?
- От нескольких часов до месяца. Месяц я рисовал Владимира Путина, по нескольку часов в день.
- Хотели ли бы подарить Путину его портрет в своём исполнении? А Пушкину? С какими словами?
- Вряд ли. Зачем им портрет? Портреты известных людей должны стоять на выставках и привлекать внимание, а не лежать у них где-то в кладовке в стопке таких же подаренных портретов.
Расстановка кусочков
- Какой смысл вы вкладываете в свои рисунки из рисунков? Говорят, Марк Шагал своими юношами и девушками, которые летают во время прогулки по мещанским улицам, хотел сказать, что молодые люди влюблены…
- Марк Шагал и другие авангардисты, а вместе с ними и все модернисты вообще, ставили перед собой цель разрушить все прежние формы искусства, радикально порвать с предшествующей парадигмой. То, что мы имеем сейчас – результат этой борьбы, просто множество осколков, которые можно во что-то собрать, рекомбинировать, рассмотреть, так или иначе. Современный мир – это набор элементов, большого числа разных кусочков, и искусство, на мой взгляд, такое же, дискретное, раздробленное. Все, что сейчас делается – это расстановка готовых кусочков в определённом порядке. Этим же я и занимаюсь.
- Кто из художников, какие картины вам нравится особенно? За что?
- Я не очень интересуюсь художниками. Это другой жанр – живопись, которая меня мало вдохновляет. Интересна современная графика, и она представлена большим количеством рисунков, набросков, иллюстраций в интернете, в том числе – компьютерными. Среди всего этого разнообразия сложно выделить какие-то имена.
- Вы приукрашаете образы своих героев? Вы их идеализируете, мифологизируете или ещё чёрт знает, что такое с ними делаете, но они сами не свои, необычные… Вы показываете их душу, так как вы это видите или вы так изображаете музыку, которую слушаете, когда рисуете?
- Просто стараюсь, чтобы все было красиво. В этом смысле – безусловно, идеализирую, пытаюсь довести до сиюминутного, локального совершенства. Но душу не показываю. Не знаю точно, есть она или нет. Музыку не рисую. Я синестетик, поэтому звуки вижу и понимаю, что рисовать там нечего. Но в музыке есть своя структура, правила, законы, которые можно перенести на рисунок и применить к изображаемому лицу.
- Какие ваши любимые цвета? С чем они ассоциируются?
- Красный. Потом – оранжевый, тёмно-зеленый, фиолетовый. Мне нравятся грязные цвета, смешанные с серым, приглушённые. Ещё – светлые, бледные цвета. Но в отдельных цветах смысла нет, имеют значения именно сочетания двух-трёх. Например, оранжевый-зелёный-чёрный. Ассоциации к ним не пытался придумывать.
- У вас есть автопортрет? Если ли портреты родителей в таком стиле, других близких людей?
- Автопортрета нет. Есть портреты друзей, которые рисовал им в подарок.
- Вы фотограф? Вы занимались фотографией, экспериментировали, были, в том числе и эксперименты на компьютере?
- Не фотографирую. И на компьютере не рисую. То, что я рисую, на компьютере рисовать проще, настолько проще, что мне кажется это каким-то жульничеством. В компьютерной графике своя специфика, рисунки там гораздо сложнее, но вместе с тем, они мне не кажутся интересными.
- В каких выставках вы участвовали? Есть ли награды? Что говорят вам посетители, другие художники? Признание важно для вас?
- У меня была выставка в свободном пространстве «Циферблат» в Ростове, дважды выставлялся на Фестивале Искусства и Спорта в Новочеркасске, ещё – в Пушкинской библиотеке, в Ростовской «Публичке» и на «Арт-Ростове». Наград нет. Людям нравится, хвалят меня… Слишком. (Улыбается). Признание, наверно, важно, но не как художника. Я не претендую на это звание. Важнее, чтобы меня признавали как личность, видели мою целостность. Ну и главное, чтобы эта личность во мне была.