Примерное время чтения: 11 минут
2237

Музыка их связала. Чемпион мира по аккордеону родом из Ростова-на-Дону

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 44. "АиФ на Дону" 27/10/2020

«За каждым успешным мужчиной всегда стоит любовь женщины», – вторит народной мудрости Виктор Пелевин. Разговаривая с нашими гостями, думаешь именно об этом: о любви прекрасной женщины, о музыке и том, что никогда не измеряется деньгами, но всегда приносит успех. Гости «АиФ на Дону» – двукратный чемпион мира по аккордеону и композитор Александр Поелуев и его продюсер, соавтор и жена Елизавета Поелуева.

Концерт под окнами роддома

Светлана Ломакина, «АиФ-Ростов»: Александр, Лиза, мы с вами познакомились шесть лет назад. Тогда у вас не было детей. Теперь есть четырёхлетний Владимир Александрович. Что изменилось в жизни с его появлением?

Александр: – Он пришёл к нам так естественно, как будто и должен был с нами быть. Вова родился 31 мая 2016 года, а 1 июня, в День защиты детей, уже был на моём концерте: поскольку жена рожала в перинатальном центре, меня попросили сыграть на детской площадке под окнами роддома. Через неделю Лиза уже работала на Кубке мира по аккордеону, который мы с международным музыкальным центром «Гармония» организовали в Ростове, и Вова везде был с нами.

Лиза: – Вова родился спокойным, и благодаря этому нам удавалось работать. Но даже если бы он был беспокойным, выбора особенно у нас не было: Кубок мира – наш проект, к которому мы шли 10 лет, поэтому приходилось выкладываться полностью. Когда закрывались офисы, люди шли к нам домой: Саша учил произведения к выступлению, а я занималась административными делами, вокруг было постоянное движение.

Досье
Александр Поелуев родился 12 января 1981 года в Ростове-на-Дону. Лауреат всероссийских и международных конкурсов в США, Китае. 2002 г. – впервые в истории Кубка мира среди аккордеонистов (Coupe Mondiale) стал обладателем двух первых премий в один год. 2010–2018 гг. – арт-директор Международного фестиваля «Аккордеон плюс». Посетил с гастролями более 30 стран, включая США, Китай, Австралию, Новую Зеландию, Францию, Германию и др. 2016 г. – награждён знаком отличия «За заслуги перед городом Ростовом-на-Дону». Член жюри самых престижных международных конкурсов аккордеонистов и баянистов. Композитор.

– Я помню, что международный фестиваль и конкурс «Аккордеон плюс», который вы придумали, был очень крутым. В Ростов ехали виртуозы со всего мира, залы на концертах были полные. Почему всё иссякло?

Александр: – Мы не знаем. Действительно аналогов «Аккордеону плюс» не было. Мы проводили его ежегодно с 2010 года, в марте 2016-го – «Аккордеон плюс», в сентябре – Кубок мира, тогда город ещё поддерживал такие проекты, и всё было сделано на высоком уровне. Но с 2017 года нас перестали поддерживать. А потом и в колледже искусств, на базе которого проходил фестиваль, сказали, что он мешает, нарушается учебный план. Я в то время немного преподавал в колледже, поэтому решил: раз фестиваль наш не нужен, то не буду тратить здесь своё время. И из колледжа тоже уволился.

Лиза: – Я думаю, просто подошёл к концу этот этап жизни. Мы решили сконцентрироваться на исполнительстве, творческих проектах и ушли в интернет, стали снимать видеоклипы. Потом пандемия – мы начали проводить конференции, курсы повышения квалификации для педагогов из разных стран. В это время нас поддерживали поклонники – и добрыми словами, и финансово.

Александр: – Да, из-за пандемии весь апрель мы прожили на даче, но это было прекрасное время. Мы работали, выпускали ноты, сочиняли музыку и даже клип выпустили к 9 Мая. Сейчас, когда я куда-то уезжаю, сын тоже одевается: сапоги на босые ноги, куртку на майку, свой аккордеон за плечо и – «Папа, я с тобой!». Трудно расставаться.

Лиза: – Он очень любит папу и музыку. В детстве, чтобы Вова уснул, надо было ему включить что-то мелодичное из Сашиного репертуара. Сейчас хочет играть вместе с ним.

– Видела ваш клип, кавер на песню UNO – Little Big. Вова там играет на аккордеоне?

Александр: – «Кузнечика» играет, он учится в музыкальной школе по специальности «фортепиано», а дома – аккордеон. Ему нравится сцена. Он готов даже не играть, главное выйти и поклониться.

– Вы строгие родители?

Лиза: – Мы стараемся быть последовательными. И терпеливыми.

Александр: – Вот сейчас в соседней комнате идут сборы. Вова собрал по всей квартире вещи: загружает машину и собирается переезжать в Простоквашино. Как договорим с вами, пойдём посмотрим, что там от комнаты осталось... (Поелуевы смеются.) 

Фото: Из личного архива

Аккордеон ценой в квартиру

– В моём детстве аккордеон был модным инструментом. А как сейчас?

Александр: – Для того, чтобы инструмент был модным, его нужно показывать по телевизору, включать на радио и так далее. Когда вы в последний раз слушали аккордеонистов или баянистов?.. Это первая причина. Вторая: сформировался стереотип, что на баянах и аккордеонах играют дедушки на завалинках. А на нём можно играть и рок, и джаз, и классику, можно устраивать полноценные музыкальные шоу. И когда люди это видят, очень удивляются. В Ростове ситуация получше, чем во многих других городах-милионниках: у нас есть много музыкальных школ, проходят концерты и фестивали...

Лиза: – Здесь исторически плодородное место, многие известные музыканты популяризировали баян и аккордеон. А после нашего фестиваля заметно вырос интерес ростовской публики к аккордеону и баяну.

Александр: – Аккордеоны сложны в производстве: практически каждая деталь – ручная работа. Например, самый дорогой – 42 тысячи евро (3 840 тысяч рублей – прим. авт.). Хороший стоит от 600–700 тысяч рублей. Гитаристы, например, в 60–70-е годы прошли большой путь – электроника, подзвучка, аккордеонисты только начинают проходить. Сегодня, чтобы перемещаться по сцене и всё звучало, нужны внутренние микрофоны и многое другое. И ещё момент, о котором не так часто говорят – классический аккордеон весит 16 кг, это нагрузка на мышцы и спину. Чтобы себе не навредить, нужно регулярно заниматься спортом. То есть, аккордеонист – это особый образ жизни.

– Есть «скрипка Страдивари». А что-то подобное в мире аккордеонов существует?

Александр: – Ну, скрипка – старинный инструмент, а первый аккордеон был запатентован в 1829 году. И это был совсем не тот аккордеон, который мы знаем. Фабричное производство этого инструмента началось около 150 назад, сейчас они постоянно модернизируются. Поэтому какой-то один назвать нельзя. Хотя итальянцы здесь занимают лидирующие позиции: фабрики Bugari, Scandalli, Pigini. А в городке Castelfidardo (Кастельфидардо) собрано более 30 фабрик.

В России фабрик меньше, но тоже есть качественные инструменты: «АККО», «Юпитер» и др. В Ростове тоже была фабрика: можно было её развивать, улучшать, но...

Бесплатные уроки и что-то ещё

Во время нашего разговора из комнаты несколько раз выходил Вова и просил, чтобы папа закончил разговаривать с компьютером, а помог ему с переездом в Простоквашино, что было логичней и важней.

– Вижу, Вова серьёзный человек, с ним не забалуешь. Отсюда вопрос: какая публика самая сложная?

Александр: – Не знаю. Наверное, та, которая не готова слушать. Но я такого даже не вспомню. А нет! Однажды на гастролях пригласили играть перед школьниками, а им это было явно не нужно. Пришлось вовлекать, разговаривать с ними, там было сложно. Но в основном, в какой бы ты стране не был, на каком бы языке не говорил, если ты играешь хорошо, то тебя будут слушать. У меня был концерт в Швеции на очень необычном фестивале: в городе Мальмё установили около ста сцен, где были представлены самые разные музыкальные направления. Зрители курсировали от сцены к сцене, слушали. И вот я выступаю, играю масштабное произведение Баха. А до этого, когда был в Дании, поскользнулся на валунах у моря и разбил руку, рана не успела затянуться, во время выступления пошла кровь. Но было такое классное настроение – звук отличный сделали, свет, что я ушёл в музыку: играю, играю, снимаю последние аккорды, открываю глаза, а площадка полная, люди сидят на брусчатке, стоят в проходах между домами. И я по­думал: как здорово, что ещё целый час концерта впереди.

– Наверное, глупо спрашивать, никогда не жалели о том, что занимаетесь музыкой, а не пошли в юристы, к примеру? Вопрос и Лизе, вы же профессионально играете на гитаре, окончили джазовую школу, консерваторию.

Александр: – Это примерно, как жить с небогатым, но любимым или с нелюбимым, но богатым. Я выбираю – с любимым. Были сложные моменты, когда 17 часов занимаешься или какие-то трудности на конкурсах. А если какой-то особенный концерт, ты находишься на пике и думаешь: это моё.

Лиза: – Я музыкой не так много занимаюсь, конечно. Но никогда не жалела о своём выборе. И поскольку вижу, как Саша любит аккордеон, поддерживаю даже в непростые моменты. Сейчас мы нашли новую нишу: записываем на русском и переводим на английский видеоуроки для аккордеонистов и баянистов. Когда я придумывала этот проект, руководствовалась тем, что людям надо показать, какие возможности есть у аккордеона и что этому реально научиться. Уроки можно смотреть на Ютьюбе абсолютно бесплатно. Хотя, если кто-то хочет нас поддержать, мы не отказываемся.

Александр: – Я был против этих уроков, думал, кому это надо? А людям надо, они смотрят, на одном уроке – 31 тысяча просмотров, комментарии, вопросы, хоть тема узкопрофессиональная. Ну, ладно, значит, снимаем дальше. Сегодня более 150 000 просмотров у этих уроков. Стараемся делать добрые дела: кто-то помогает нуждающимся, кто-то волонтёром работает, а у нас есть музыка и мы рады, когда можно ею поделиться.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах