Его называют одним из самых неполиткорректных российских режиссёров. В его лентах герои такие, какие они в реальности – периодически выпивают, с матом выясняют отношения, слушают низкопробную музыку, дерутся, фальшиво поют под караоке. Но немало критиков называют эти фильмы «очень горьким кино, поднимающим серьёзные вопросы – что такое любовь, российский национальный характер».
Одна из последних лент Расторгуева «Дикий, дикий пляж» собрала немало отечественных кинематографических премий – «Белый слон», «Триумф», «Лавровая ветвь». Её показали на фестивалях по всей Европе, дали спецприз международного фестиваля документального кино в Амстердаме. Недавний фильм «Я тебя люблю» (его ростовчанин снял вместе с московским документалистом Павлом Костомаровым) номинирован на премию «Ника». Этот фильм любопытен уже тем, что это эксперимент. Половина видеоматериала снята… не съёмочной группой, а жителями Ростова.
- В школах, в институтах, по радио мы позвали всех желающих. Пришли полторы тысячи человек, - вспоминает Расторгуев.
Из них было отобрано 50. Авторы купили самые простенькие видеокамеры, раздали их людям. И они фиксировали на видео свою жизнь.
- Единственное, о чём мы попросили, - снимать не всё подряд, но чтобы камертоном было что-то, что можно описать фразой «я тебя люблю». Причём поначалу не подразумевалось, что это будет кино о любви между пацанами и девчонками. Если б человек снял откровенную историю о том, как он любит деньги, мы бы её взяли. Но самыми интересными оказались съёмки, связанные с отношениями между мужчиной и женщиной.
В конце концов в фильм попали видеоматериалы семи ростовчан, три парня стали главными героями. Ещё часть материала снимали уже сами авторы, они же добавили и некоторые игровые эпизоды – просили людей сыграть, скажем, ссору.
- Но это было нужно просто для того, чтобы сделать повествование последовательным и понятным для зрителей.
«Для любви порой достаточно малого»
- Вот вы утверждаете, что в своих фильмах, в том же «Я тебя люблю», ставите женщину на пьедестал, показываете, что она смысл жизни мужчины. Но одновременно обвиняете женщин в том, что порой они «ломают» мужчин, «складывают мужчин, как носовые платки, себе в карман»…
- Знаете, работая над «Я тебя люблю», мы увидели: даже у таких дерзких, брутальных, каких-то рэперообразных парней, как наши герои, зависимость от юбки – от женщины, её любви, огромна.
Но, да, российские женщины внутренне сильнее мужчин, они более волевые, осмысленные. Это обусловлено исторически. В Великую Отечественную войну страна потеряла миллионы своих мужиков. Ещё были репрессии, было и есть мужское пьянство. И единственным стержнем, выдержавшим всё это, были русские бабы. Сила заложена и в современных женщинах. И я против лишь одного: когда женщина злоупотребляет этой силой, становится властной, нетерпимой. Ведь часто бывает как? Женщина подавляет мужика, а потом полжизни живёт в недовольстве тем, что он тряпка. Потом он умирает уже физически, и бабушки доживают в одиночестве, нередко продолжая поминать недобрым словом своих благоверных. Всё сказанное, разумеется, никак не извиняет инфантильность многих российских мужчин, перекладывающих тяготы на плечи женщин.
- Правда ли, что вы решили сделать продолжение «Я тебя люблю»?
- Мы уже его делаем, это будет фильм «Я тебя НЕ люблю». Он станет женским ответом на первый - мужской фильм.
- Может, вопрос нескромный, но вы сами нашли свою любовь?
- Я женат давно и много раз (смеётся). А если серьезно, я действительно был женат не однажды - не скажу, сколько раз. Но мой нынешний брак длится уже достаточно давно. Знаете, в молодости, когда я учился на филфаке Ростовского университета, у нас были ночные квартирные посиделки, поездки в Танаис… Мы занимались «расширением пространства при поиске своих людей» – таких, которые думают, как и ты, смотрят те же фильмы… А с годами тусовки стали всё малочисленнее. Я понял: твоих людей в мире всегда мало. Это мои друзья, моя жена и те, кому раз в год пишешь эсэмэску, но кто тоже твой друг. Достаточно ли одной эсэмэски в год для поддержания дружбы? Порой этого достаточно даже для большой любви. Для любви иногда хватает даже меньшего: просто знать, что этот человек есть в этом мире.
Формула счастья
- Фильм «Дикий, дикий пляж» вам заказал телеканал ТНТ просто как фильм о своеобразном русском отдыхе – люди приезжают дикарями на Чёрное море, живут в палатках. Но критики заявили, что это фильм про наш национальный характер…
- Отчасти «Пляж» - о нашей задавленности властью и одновременно её обожествлении нами же. И речь не только о госвласти, но и обо всех проявлениях давления - жена давит на мужа, родители – на детей, хозяин пляжа - на всех отдыхающих.
Впрочем, моей задачей не было осуждать. Документальное кино вообще занимается только одним – оно оправдывает людей. Потому что оно позволяет разглядеть человека и понять мотивы его поведения. Например, в «Пляже» есть такой эпизод. Мы снимали фильм в год трагедии в Беслане. Хорошо помню: 5 сентября был объявлен траур. И ровно в 12 часов ночи, когда закончился траур, во всех кафе на этом пляже зажёгся свет. Люди начали отчаянно отдыхать, плясать, радоваться жизни. С одной стороны, это безнравственно. С другой, вот представьте: люди вырвались на море на неделю, и у них впереди год трудной жизни…
- Удалось ли вам разбогатеть на ваших фильмах?
- Пока не разбогател, но рассчитываю, жизнь-то длинная (улыбается). А если серьёзно, я назанимал для производства фильма денег столько, что мне эти долги не один год раздавать. Да и раздать смогу, только если удачно сложится судьба фильмов. На полноценное жильё пока не заработал. Живу с родителями – у них частный дом, рядом небольшой участок земли. Мы с женой пытаемся строить там свой дом. Вы не услышите от меня пафоса осуждения стяжательства. Как сказал кто-то из великих, деньги – это одна из форм энергии, поэтому люди будут тянуться к ним. Но моя формула счастья совсем иная. Я считаю, счастье – это когда ты живёшь в ладу с самим собой и не делаешь несчастными других людей.
Досье.
Александр Расторгуев родился в 1971 году. Окончил филфак Ростовского госуниверситета и Санкт-Петербургскую академию театрального искусства. Работал в редакции молодёжных программ телеканала Дон-ТР и в петербургской редакции телеканала «НТВ». В 2001 году основал в Ростове студию «Кино». Автор документальных фильмов «Твой род», «Мамочки», «Чистый четверг», «Дикий, дикий пляж. Жар нежных», «Я тебя люблю» и др. Женат. Имеет сына.