Работать в престижной компании на высокооплачиваемой позиции сегодня мечтают многие. Но большинство считают, что устроиться в серьезную компанию без связей невозможно. А таких связей у обычного ростовчанина нет…
Так ли уж всё безнадёжно? Ведь такие компании тоже часто ищут сотрудников. Какими качествами нужно обладать соискателю, чтобы его приняли на престижную работу? Об этом мы поговорили с директором департамента «Газопереработка и нефтехимические производства» НПГ ЭнергоСила Игорем Чиновым.
«Всё и сразу» не бывает
- Игорь Александрович, по нашим сведениям, ваша компания - один из высокооплачиваемых работодателей в ЮФО. Если не секрет, поделитесь с нами, сколько у вас зарабатывают сотрудники?
- Средние оклады в компании оставляют 60 -70 тыс. рублей. Но у нас, как говорят сами сотрудники, работают не за оклад. Так как зарплата зависит от разных показателей, то цифры получаются у всех разные. Если отвечать нестандартно на ваш вопрос, могу сравнить средние показатели совокупного заработка с заработком сотрудников, работающих в таких компаниях как Газпром или Лукойл в Москве и Санкт-Петербурге. Так вот, по совокупному доходу наши сотрудники находятся приблизительно на одном уровне.
- А вы считаете, что Газпром и Лукойл можно считать показательными по уровню заработной оплаты труда?
- Я их привел в пример потому, что эти компании у всех на слуху и про зарплаты сотрудников ходит много разных шуток. Хорошо, давайте не Газпром. Возьмём вообще другую страну. Например, находясь в США, я общался с нашими соотечественниками, работающими в таких компаниях как Apple, Google, Facebooк и др. Эти компании, уж точно, считаются общепризнанными лидерами и маяком для остального мира. Совокупный доход таких сотрудников 150 -200 тыс. долларов в год. Половина от этой суммы составляют налоги. Если на наши деньги — это около 7 млн рублей в год.
Но зарабатывая достаточно неплохие деньги по российским меркам, многие всё равно не могут себе позволить купить собственное жильё и собственный автомобиль. Предпочитают снимать квартиры и на работу добираться на такси. Я привел этот пример потому, что возможность купить свое жильё – это признак достатка человека. Причем, во всем мире.
Сотрудники, работающие в нашей компании на схожих должностях, зарабатывают плюс минус те же деньги, имея все атрибуты успешной жизни: гаджеты, квартиры, машины, позволяя себе отдых за границей и т.д.
Невероятно, но несмотря на предоставление лучших условий для сотрудников мы все равно испытываем кадровый голод.
- Наверное, всё дело в высоких требованиях к сотрудникам? Престижное высшее образование, диплом МBA?..
- Вы знаете, ничего подобного. Мы требуем только то, что, по моему убеждению, необходимо любому молодому человеку. В первую очередь должно быть желание чего-то добиться большего в жизни. А для этого нужны такие качества как ответственность, упорство, гибкость и любознательность. Фокусирование на цели и выборе средств и путях ее достижения. Поиск возможностей, а не причин. И тут два варианта: либо их получить в детстве с воспитанием от родителей, либо их нужно развивать самостоятельно. Это базовые качества, на которые, как на фундамент, можно далее устанавливать всё остальное.
Вообще, проблема современного общества в том, что западная модель системы ценностей готовит на рынок молодых людей так называемого поколения next. Их девиз «Бери от жизни всё сейчас и сразу». Мало ребят, которые способны осмысленно сделать выбор профессии или работодателя, а затем последовательно и, что очень важно, продолжительное время двигаться к поставленной цели. А в этом и заключается ключ к любому успеху. Ведь только то, что ты сам выбрал, можно сделать наилучшим образом. Это касается не только будущей работы, а вообще всего в жизни.
В нашей компании все процессы настроены таким образом, чтобы можно было в максимально сжатый срок получить результат и стать экспертом в своей области, в то время, когда у некоторых людей на это не хватает и целой жизни. Но вопрос в том, готов ли человек сделать эту цель приоритетом и бросить все свои ресурсы на её достижение? Если готов, то этот блеск в глазах мы непременно заметим, и такой сотрудник обязательно пополнит ряды нашей компании.
На самом деле формула успеха очень проста - делай то, что делают успешные люди, наилучшим образом и достаточно продолжительное время. Вот и всё.
У нас новички начинают свой путь в компании с простейших задач, но, к сожалению, даже с ними не все могут справиться. Ведь трудно с чем-то справиться, если человек не определился по жизни.
- А что нужно делать, чтобы не нарваться на мошенников? Такие работодатели ведь тоже бывают.
- Иметь голову на плечах. Другого рецепта у меня нет. Если убрать в сторону мошенников, то торгово-производственные компании я грубо делю на три типа. Первый — это компании, сотрудники которых работают по простому алгоритму. Им платят среднерыночный оклад с низким потолком для совокупного заработка. Вторые компании вообще не имеют никакого алгоритма – у них есть только какой-то продукт. В таких платят низкий оклад, но ставят высокий процент от выработки или продаж. И третий вид компаний, их, кстати, всего 2-3% на рынке, которые создают свой, уникальный, не похожий ни на кого подход к построению бизнеса и мотивации сотрудников.
Объединить таланты
- А что такого уникального можно сегодня придумать? Все подходы на рынке давно известны, чем тут можно выделиться?
- Инновации — это очень большая тема. Что касается продаж, то это у нас начинается с командного подхода к ведению проектов. Вы знаете, что такой подход с 2019 года активно применяет правительство? Где к работе над проектами подключаются не только эксперты по теме, но и все профильные министерства и ведомства. Это создает невероятную синергию и разгоняет все процессы от контроля результата по задачам до принятия самых сложных решений. И при этом достигается полная прозрачность в работе.
- Чем отличается мотивация в вашей компании?
- Она другая, от слова «совсем». Например, в нашей компании должность инженер по продажам означает нечто большее чем просто менеджер.
- А что именно?
- Мы с партнёрами всегда старались создать площадку для предпринимателей, на которой желающие могли бы объединять свои таланты с имеющимися в компании ресурсами. И в итоге добиваться больших результатов. К этой цели мы постоянно стремимся. Нам не нужны работники в том смысле, как это обычно понимают, которые приходят в восемь утра, а уходят в пять вечера. Нужны единомышленники, коллеги, партнёры, которые будут к работе и продуктам компании относиться как к своим. Которые своё будущее будут ассоциировать с будущим компании. Это должны быть сотрудники, ставящие перед собой самые амбициозные цели, которым любой потолок всегда будет низким. И девиз здесь уже совсем другой - «Компания – это я!».
- Имеет ли значение наличие высшего образование?
- Я думаю, что получение любых знаний имеет значение. Но диплом не играет решающего значения. «Есть время сеять, есть время собирать урожай». Если говорить про наш отдел кадров, то мы смотрим в первую очередь на человека, на его личные качества, на его трудовой опыт и на наработанные компетенции, если таковые есть. А высшее образование — это хорошее дополнение, а не основной критерий.
- По вашим наблюдениям, в каких сферах сегодня наибольший кадровый голод?
- Мы внимательно отслеживаем эту тему. И проблему с кадрами испытывают практически все компании. Особенно не хватает качественных управленцев. Здесь тоже, по моему мнению, виной западная модель подготовки узкоспециализированных специалистов для конкретных отраслей. Деление на узких специалистов привело к тому, что работник замыкается в своей области и останавливается в развитии. А чтобы расти дальше, необходимо погружаться в специфику смежных специальностей. Тогда квалификация и результативность такого работника будут намного выше. Высшая точка экспертности, как мне видится, заключается в том, чтобы, достигнув через практику глубины специфики, начать развиваться горизонтально, захватывая граничащие области. К примеру, специалист по продажам может начать знакомство с производственной деятельностью или снабженческой, так как эти профессии зачастую между собой взаимосвязаны.
- Скажите, какие зарплаты предлагают работодатели в Ростове-на-Дону? Сколько можно заработать в вашей компании, вы так и не ответили на вопрос?
- Средняя заработная плата по Ростовской области, по официальной статистике, например специалиста отдела продаж – 30-40 тыс. рублей, работников научной сферы – 40-50 тыс. рублей.
Это 600-800 тысяч рублей в год. В нашей компании можно заработать 7-8 млн рублей. Но придется проявить лучшие свои качества, приложив максимум усилий.
- Какой главный совет вы бы дали человеку, который ищет работу своей мечты?
- Верить в себя и не бояться стучаться, казалось бы, в самые закрытые двери. У того, кто действует, всё получится!