Проблема нехватки общественного транспорта на улицах южной столицы до сих пор стоит остро. Но дело, как оказалось, вовсе не в том, что нет подвижного состава. Как раз с этим всё в порядке.
Проблема есть, решения нет
Почти половина современных автобусов простаивают на автобазах, потому что за руль сесть некому. Перевозчики готовы не только обучить водителей, но и дать им жильё, однако и это не привлекает новые кадры.
«Город испытывает недостаток в 40-50% водительского состава. У нас в АТП-5 недоукомплектованность водителями 45-50 %», – говорит заместитель генерального директора АО «АТП-5» Андрей Косов. При этом по оснащенности новым подвижным составом донская столица входит в тройку лидеров по стране.
Директор департамента транспорта Ростова-на-Дону Христофор Ермашов также неоднократно говорил о том, что водителей не хватает. Областные власти даже кидали клич в другие регионы, приглашая кадры. Но проблему это так и не решило. В начале 2020 года, по сведениям департамента транспорта города, на линию выходили лишь 70–75% подвижного состава, а за год количество водителей стало меньше на 6,6%.
«Обеспеченность кадрами у нас составляет 55,5% от потребности. Чтобы решить этот вопрос, при «Ростовской транспортной компании» мы открыли курсы для водителей трамваев и троллейбусов. Также мы сотрудничаем с центрами занятости», – рассказал Христофор Ермашов.
А в администрации южной столицы говорят о том, что необходимо провести полноценную транспортную реформу, на которую нужно примерно 2 миллиарда рублей в год. По словам замглавы администрации города Константина Солонского, эти средства направят на создание единого транспортного оператора, чьей задачей будет сбор денег за проезд и распределение их между автотранспортными предприятиями. То есть пассажир, заходя в автобус, платит за проезд, деньги поступают в казну города, а уже потом муниципалитет оплачивает из этой суммы каждый рейс. При этом могут быть использованы как деньги, полученные с пассажиров, так и бюджетные средства.
В департаменте транспорта считают, что такая система приведёт к тому, что водители буду работать без нарушений. Но возникает вопрос, а что делается для того, чтобы этих самых водителей привлечь?
Что выберет молодёжь?
Депутат Ростовской городской Думы, председатель профильной комиссии по транспортному обслуживанию населения Магомед Дарсигов считает, что основная проблема отсутствия водительских кадров в Ростове – увеличение среднего возраста, многие выходят на заслуженную пенсию, за рулём остаются пока ещё пенсионеры. При этом молодёжь занять освободившиеся вакансии не стремится. Слишком затратно и сложно овладеть этой профессией, а уровень зарплаты в итоге намного ниже, чем у таксиста или дальнобойщика. Учиться в автошколе на категорию D нужно от 1, 5 до 2, 5 месяцев. Получить права можно только с 21 года.
При этом во время двухмесячной стажировки зарплата ученика будет намного ниже, чем у более опытных коллег. Кроме того, перед устройством в пассажирское АТП необходимо получить множество допусков, которые не требуются при устройстве на работу на другие виды перевозок. Но просто хорошо водить автобус недостаточно, надо обладать еще и стрессоустойчивостью. В переполненном транспорте люди не всегда вежливы, часто вспыхивают скандалы.
А чего стоит водителю систематическое движение в пробках при отсутствии выделенных полос для движения общественного транспорта? Остановочные комплексы постоянно загружены легковыми автомобилями, которые не дают общественному транспорту нормально высадить и принять пассажиров. Это приводит к вынужденным нарушениям. После этого в отношении водителя не всегда принимаются правильные решения со стороны контролирующих органов.
И это далеко не всё. Водитель общественного транспорта должен заниматься ещё и тем, что в принципе к его профессии не относится: принимать оплату от пассажиров, выявлять просроченные и фальшивые проездные удостоверения, следить за тем, как соблюдается в салоне требование находиться в масках, дезинфицировать салон после каждого рейса.
Многие просто не готовы к тяжелому графику работы по 12 часов за смену с учетом перерывов. И если бы заработная плата водителя при такой нагрузке была достойной, это было бы оправданно. Но о высоких доходах приходится лишь мечтать. Судя по анализу заработных плат водителей, работающих на других видах перевозок (перевозка грузов по городу и области, перевозка строительных грузов в пределах города, водители такси) водитель автобуса получает заработную плату на 40, а порой и 50% меньше.
Поэтому молодёжь идёт в сферу грузовых перевозок или в такси, тем более, что последний вариант позволяет выкупить легковой автомобиль в собственность. Правда, при этом молодым водителям не начисляется трудовой стаж. Однако молодому поколению не свойственно задумываться о будущем.
Четыре шага к исправлению ситуации
Почему же нельзя повысить зарплату водителям общественного транспорта? Дело в том, что у перевозчиков слишком высокая затратная часть на содержание и эксплуатацию машин. АТП не получают полную компенсацию за проезд льготников, пользующихся единым социальным проездным билетом на бумажном носителе. А ещё по транспортникам «ударила» пандемия, пассажиропоток резко упал во время ограничительных мер, хотя автобусы продолжали ездить по маршрутам.
Итак, какие же меры могли бы изменить ситуацию и повысить престиж профессии водителя общественного транспорта?
«Во-первых, это внесение изменений в законодательную базу, которые позволят формировать экономически –обоснованный тариф (в основе нормативные затраты, указанные в технической документации к подвижному составу, ГОСТах и т.п. ). Это позволит сформировать тариф, при котором появится возможность выплачивать достойную заработную плату водителям.
Во-вторых, все льготные категории граждан должны быть переведены на электронную систему оплаты проезда. Это позволит повысить рентабельность работы общественного пассажирского транспорта и контроль за распределением компенсации за перевозку льготных категорий граждан. В-третьих, необходимо организовать выделенные полосы для движения общественного пассажирского транспорта, что поможет сократить интервалы движения, улучшить систематичность и сократить время поездки.
В-четвёртых, нужно снизить требования к водительскому составу при оформлении на работу. Сейчас паспорт здоровья, медицинская справка водителя, обучение и аттестация по транспортной безопасности, повышение квалификации водителя и др. документы. Часть требуемой документации можно убрать», – считает Магомед Дарсигов.
Но это, по словам депутата, лишь малая часть предложений, которые нужно принять в кратчайшие сроки для исправления ситуации на рынке пассажирских перевозок. Ведь есть ещё рост цен на топливо и горюче-смазочные материалы, на ОСАГО, на коммунальные услуги и на запасные части ( из-за резкого скачка валюты за прошлый год, запчасти стоят сейчас очень дорого, поскольку они практически все импортные).
Если же в ближайшее время ситуация с нехваткой водительского состава не изменится, то может случиться так, что количество общественного транспорта снизится, и мы вернёмся к показателям 90- х годов, когда за переполненным автобусом приходилось бежать. При этом на дорогах будут катастрофические пробки, поскольку станет выгоднее и удобнее передвигаться на личных авто.