aif.ru counter
483

При нас хоть потоп. Почему донская столица тонет после каждого ливня

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 11. "АиФ на Дону" 14/03/2018
Потопы на улицах Ростова давно стали привычным делом.
Потопы на улицах Ростова давно стали привычным делом. © / ГУ МЧС РФ по РО

Неподалёку от редакции «АиФ на Дону», на пересечении Будённов­ского и Пушкин­ской, второй год висит траурный венок.

Он всегда свежий. Цветы быстро пачкаются дорожной пылью, поэтому их чуть ли не каждую неделю меняют родители 14-летней девочки, погибшей здесь в потоке дождевой воды.

О той трагедии «АиФ на Дону» писали не раз, вынудив городских чиновников признать, что причиной гибели человека стала изношенная ливнёвка. Слова словами, но изменилось ли что-нибудь на деле?

Ростов-на-плаву

Потопы на улицах Ростова давно стали делом привычным. В народе шутят, что программу «всеобуч по плаванию» в школах ввели как раз в связи с лужами на асфальте, которые появляются круглый год: зимой, когда подтаивает снег, после осенних ливней и летних грозовых дождей.

Неужели и этой весной, стоит посильнее пригреть солнышку, по городу вновь зажурчат ручьи грязной воды, и дон­ская столица снова превратится в кошмар для пешеходов, когда каждая прогулка заканчивается мокрыми ногами? Или повезёт только тем, кто соберётся на променад по левому берегу?

Из-за строительства новой ливневой канализации в ноябре прошлого года реконструкция Левбердона подорожала на 70 миллионов рублей. В ростовской мэрии пообещали, что в новом парке неподалёку от стадиона «Ростов-Арена» луж никто не увидит. В начале марта бульвар даже посмотрел министр строительства и ЖКХ РФ Михаил Мень, который прилетел на донскую землю с рабочим визитом, проверяя ход реализации приоритетного проекта «ЖКХ и городская среда». Но как обстоят дела на правом берегу, где ростовчанам приходится, в отличие от левого, не отдыхать, а жить и работать?

Венок на месте гибели ребенка во время летнего дождя - немой укор качеству ливневой канализации в донской столице и всем, кто за нее отвечает.
Венок на месте гибели ребенка во время летнего дождя - немой укор качеству ливневой канализации в донской столице и всем, кто за нее отвечает. Фото: АиФ-Ростов/ Юлия Лобахина

Чиновники уверяют, что рос­товскую систему ливнёвок ждёт масштабная реконструкция. Уже утверждена схема развития до 2025 года. В августе прошлого года на очередном заседании гордумы было заявлено, что с учётом рельефа и существующей сети дождевой канализации весь город разбили на 35 водосборных бассейнов.

Как пояснил «АиФ на Дону» начальник отдела эксплуатации дорог городского департамента автодорог Михаил Меженев­ский, сначала займутся самым проблемным, семнадцатым бассейном, охватывающим центр в квадрате от Текучёва до Береговой и Театрального проспекта до Сиверса. Его протяжённость составляет почти 44 километра.

Первым шагом к этому стала передача генерального ливневого коллектора в муниципальную собственность. Это позволит проложить три стволовые ветки канализации по Будённовскому проспекту, Богатяновскому спуску и на Береговой. После того, как завершатся работы на центральном участке, дойдёт очередь до реконструкции бассейна №19 в Железнодорожном районе.

Тучи разведём руками

Между тем, по словам Меженевского, стоимость строительно-монтажных работ обойдётся в 5,5 млрд рублей. На одну только разработку проектно-сметной документации на сети ливневой канализации и очистные сооружения на территории бассейна №17 уйдёт около 220 млн рублей. Работа по проектированию и строительству будет вестись поэтапно, потому что сразу таких больших денег город не потянет - годовой бюджет Ростова порядка 30 миллиардов.

Поэтому закономерен вопрос - не получится ли так, что очередной красивый план так и останется жить на бумаге, споткнувшись о нехватку средств? По крайней мере, на этот год запланирована только разработка технико-экономического обоснования на определение технических параметров ливневых систем и очистных сооружений, необходимых для строительства на территории бассейна №17. Проще говоря, проектирование.

Прокладки новой ливнёвки из-за грядущего чемпионата точно не будет. Ростов оплатит лишь работы по очистке системы от мусора и её санации, которые и так проводятся из года в год. Уже изношенная донельзя ливнёвка все равно вытянет из городской казны и регионального бюджета почти 27 млн рублей.

Соответствующий электронный аукцион ростовский департамент автомобильных дорог разместил в январе. Определившийся в феврале подрядчик будет до декабря 2018-го реанимировать издыхающую «старушку»-канализацию. Во время чемпионата мира по футболу, когда донскую столицу заполонят футбольные болельщики, останется только молиться, чтобы она не отдала концы после очередного дождя, ведь юная ростовчанка захлебнулась в потоке несущейся по улицам воды как раз в июне.

После дождика в четверг

«Беда в том, что на Дону уже давно разорвана цепочка: геолог - проектировщик – строитель – говорит доцент кафедры гидрогеологии и инженерной геологии ЮФУ Надежда Хансиварова. – Сегодня на любом месте города может вырасти здание и затруднить работу канализации, как, например, это случилось на улице Малиновского: там построили гостиницу прямо на трубе, закупорив ливнёвку. Да что там здание, целые районы - Левенцовка, Суворовский выросли без канализации, хотя освоение земли под такую застройку должно начинаться с очистных сооружений, водопровода, транспортной развязки, и только затем затеваться строительство.

Но сегодня строят целые микрорайоны без понимания, выдержит ли грунт предполагаемые нагрузки, не разрушится ли под воздействием воды. При строительстве водонесущих сооружений также необходимо знать насколько устойчивы грунты, иначе строительство чревато просадками и деформацией».

Кроме того, в Ростове не прекращается точечная многоэтажная застройка, которая перекрывает поверхностные стоки. Увеличение плотности застроек повлекло за собой засыпку балок, исчезли овраги, которые также выполняли роль природных ливнёвок.

Инфографика
Инфографика: АиФ-Ростов/ Наталья Лысенко

Та же застройка Безымянной балки привела к тому, что улица Сельская теперь стоит в воде после каждого дождичка. При этом Ростов не самый дождливый город в стране и если бы к мнению инженеров-геологов прислушивались, то многих проблем удалось бы избежать. А у нас даже нет свежих гидрогеологических карт. Основные региональные исследования были проведены в послевоенные годы. Послед­нюю инженерно-геологиче­скую карту Ростова выполнили в 1975 году.

Комментарий специалиста

Руководитель Ростов­ского отделения Всероссийского общест­ва охраны памятников истории и культуры Александр Кожин:

«Когда город был заложен, его проектировали с учётом всех рек и ручьёв. Да, 200 лет назад Ростов также стоял по колено в во­де. По линии тогдашней Таганрогской улицы (нынешний Будённовский), через низину был даже перекинут мост, в непогоду невозможно было проехать.

Первые каналы появились в донской столице в 70-х годах позапрошлого века, потом провели канализацию, и после уже ничего не делали, ни один из проектов не был реализован. В 80-е и 90-е годы прошлого века создавались проекты ливнёвок, было порядка 20 проектов накопителей воды в разных районах города, однако они так и остались на бумаге.

Срок жизни таких документов составляет всего пять лет, каждый раз проектирование начинается с нуля и стоит немало. Уже звучала цифра, что 220 миллионов уйдёт только на бумажную работу, касающуюся центра. Поэтому горожанам радоваться рано. Разве только чиновникам. Ведь с потоками воды текут и потоки бюджетных денег.

А вот нам огорчаться есть чему: в городе места живого не осталось из-за точечной застройки, уничтожены газоны, выкорчеваны де­ревья, корневая система которых также имеет свойство задерживать воду. Сезон луж вот-вот будет открыт».

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах